Целью является построение системы\ педагогической технологии работы на материале народного фольклора, предусматривающей стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (не владеющих экспрессивной речью) в возрасте с 3 до 7 лет.
Развитие экспрессивной речи ребенка, с одной стороны, включает в себя многочисленные направления коррекционно-развивающей и образовательной деятельности, с другой стороны, разнообразные виды воспитательной работы. Воздействие на речевую активность ведется через развитие коммуникации, эмоционально-волевой сферы, элементарных математических представлений, произвольных движений, совмещённых с речью, обогащения словаря и представлений об окружающем мире, активизации познавательных процессов и многое другое. Нищева Н.В. указывает, что комплексность педагогического воздействия должна быть направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников.
|
|
Анализ факторов речевого развития детей, сформулированных Львовым Р., и учет потенциала малых жанров русского фольклора позволяет определить потешку, как средство стимуляции речевого развития, а игру, как форму введения ее в жизнь ребенка.
Потешка привносит в мир ребенка положительные эмоции, способствуя развитию активности ребенка в общении. Именно до 7 лет неоценимый вклад средств народной педагогики в запуске речи у неговорящих детей. Это возможность для ребенка «поупражняться» в произнесении звуков, слогов, слов, предложений. Ребенок в хороводе как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, повторяет звук, сопровождает движениями тела, получая при этом удовольствие. Если ребенок неговорящий, а рядом с ним находится кто-то из значимых людей, и начинает «распевать потешку», то малыш с удовольствием слушает звуки, слова и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта ребенок начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией, подключаются координационные системы. Потешки должны отбираться с учетом той национальности, среди представителей которой воспитывается ребенок. Очень важно, чтобы речевая среда, в которой живет и формируется ребенок как языковая личность, была правильной, культурной.
Потешки выступают содержанием игровых методов и приемов. При отборе игровых методов и приемов мы руководствовались предметно-действенным способом построения игры (Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.), что доставляет детям радость и обеспечивает мотивацию к сотрудничеству. А мотивы определяют успех деятельности на всех ее этапах - принятие задачи, выполнение алгоритма действий, оценки результата. Включение двигательной активности способствует компенсации низкой речевой активности.
|
|
Занятие начинается с создания игровой мотивации по определенным этапам:
1. Этап чтения потешки | 2. Этап демонстрации иллюстрации | 3. Этап знакомства с героем |
Логопед целостно (не разделяя слова на слоги) выразительно читает текст потешки (например, «Ай-ду-ду!»). | Логопед обращает внимание ребенка на важные, яркие аспекты в иллюстрации, о которых шла речь в потешке (например, на ворона, дуду, дуб). | Логопед сообщает, что в гости к себе приглашает герой (например, Ворон). |
Затем ставится игровая задача, и на ее основе учебная:
4. Этап постановки игровой задачи. | 5. Этап постановки учебной задачи. | 6. Этап демонстрации действий. |
Логопед приглашает вместе с героем поиграть (например, поиграть на дуду). | Логопед обращает внимание ребенка на рабочее место и сообщает о готовности помочь (например, научить действовать данными предметами). | Логопед дробно (разделяя слова на слоги) выразительно читает текст потешки (например, «Ай-ду-ду!»), сопровождая его движениями. |
Далее важно организовать деятельность ребенка:
7. Этап совместной деятельности взрослого и ребенка | |
Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
Логопед дробно выразительно читает текст потешки (например, «Ай-ду-ду!»), сопровождая его движениями. Логопед стимулирует ребенка к речевой и двигательной активности. | Ребенок подражает логопеду, в соответствии с речевыми возможностями отражает ритмику потешки вокализациями, договаривает строчку\слова; повторяет действия. |
По мере усвоения данного материала ребенок в сопровождении взрослого самостоятельно играет в специально организованной среде:
8. Этап сопровождения ребенка взрослым | |
Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
Логопед дробно выразительно читает текст потешки (например, «Ай-ду-ду!»). Логопед стимулирует ребенка к речевой и двигательной активности. | Ребенок подражает логопеду, в соответствии с речевыми возможностями отражает ритмику потешки вокализациями, договаривает строчку\слова; выполняет действия. |
В результате проведенной работы у ребенка формируется устойчивый интерес к деятельности:
9. Этап поддержки ребенка взрослым | |
Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
Логопед организует среду (рабочее место). Логопед стимулирует ребенка к речевой и двигательной активности. | Ребенок в соответствии с речевыми возможностями отражает содержание потешки и выполняет действия. |
Так, движение рука в руку, плечо к плечу, где через движение и единение прорабатываются как психологические, так и физические компоненты речевой стимуляции, активизируются формы как невербального, так и вербального общения, позволяя реализовать потребность ребенка в общении, самовыражении.
Рассмотрим такую поэтапную работу на примере.
…………………………….
В коррекционной работе содержится два варианта сложности выполнения движений: Вариант 1 (стартовый) и Вариант 2 (продвинутый). Выбор одного из них зависит от возрастных особенностей ребенка, от особенности его речевого статуса, и от его эмоционально-волевой особенности характера.
Цель: стимуляция речи у детей, не владеющих экспрессивной речью.
Задачи:
Блок образовательных задач:
Вариант 1 (стартовый) | Вариант 2 (продвинутый) |
1. Активизировать и пополнять словарь. | |
2. | 2. |
Блок коррекционных задач:
Вариант 1 (стартовый) | Вариант 2 (продвинутый) |
1. Формировать представление о звуковом и слоговом строении слова.
|
|
2. Формировать подражательную речь и дифференциацию звукоподражаний на слух.
3. Формировать восприятие и воспроизведение слогового ритма.
4. Формировать оральный праксис.
Блок развивающх задач:
Вариант 1 (стартовый) | Вариант 2 (продвинутый) |
1. Развивать мелкую и общую моторику, артикуляторную моторику.
2. Совершенствовать интонационную сторону и эмоциональную окраску речи, просодические компоненты речи.
3. Развивать произвольную память, процесс анализа и синтеза на уровне практической деятельности.
4. Развивать зрительно-моторную координацию.
5. Развивать способность координировать речь с движением.
6. Развивать слуховое внимание зрительно-пространственных ориентиров.
7. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
8. Стимулировать речевую активность (устранение речевого негативизма).
9. Формировать навык самоконтроля и эмоциональной устойчивости.
10. Развивать познавательные способности, выявляя общее и различное, обобщая предметы и классифицируя их по разным признакам.
Коррекционная работа рассчитана на 2 года. Отобрано для работы 24 потешки. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждая потешка с одним из Вариантов сложности отрабатывается в течение 4 занятий, не зависимо от того, произошла стимуляция речи (появились лепетные слова) или нет. В дальнейшем следует переходить на новый речевой материал и продолжать работу с остальными потешками по порядку, начиная со стартового варианта сложности.
В ходе работы необходимо соблюдать следующую последовательность выбора фольклорного произведения в зависимости от появления первых лепетных слов.
I. Если стимуляция речи в течение 4 занятий на материале Первой потешки с Вариантов 1 (стартовый):
· произошла и появились у ребенка первые приблизительно-похожие звуки (лепетные слова) по тексту потешки, то следует переходить на новый речевой материал:
а) Первую потешку с Вариантом 2 (продвинутый), или (либо далее)
|
|
б) Вторую потешку с Вариантом 2 (продвинутый), далее
в) Третью потешку с Вариантом 2 (продвинутый), далее
г) Четвертую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, далее
д) Пятую потешку с Вариантом 1 или (или далее) Вариантом 2, и т.д.
· не произошла (лепетные слова не появились) на материале Первой потешки, то следует выбрать новый речевой материал:
а) Вторую потешку с Вариантов 1.
II. Если же стимуляции речи в течение 4 занятий на материале Второй потешки с Вариантом 1:
· произошла и появились лепетные слова, то следует переходить на новый речевой материал:
а) Вторую потешку с Вариантом 2 (продвинутый), или (либо далее)
б) Третью потешку с Вариантом 1 (стартовый), далее
в) Третью потешку с Вариантом 2 (продвинутый), далее
г) Четвертую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, далее
д) Пятую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, и т.д.
· не произошла (лепетные слова не появились), то следует выбрать новый речевой материал:
а) Третью потешку с Вариантом 1 (стартовый), или (либо далее)
в) Третью потешку с Вариантом 2 (продвинутый), далее
г) Четвертую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, далее
д) Пятую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, и т.д.
Последовательность выбора фольклорных произведений представлена в виде таблицы 2.
В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в методических рекомендациях мы применили специфические принципы логопедической работы: принцип системности, комплексности, развития, онтогенетический, принцип обходного пути. А также примени дидактические принципы:наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход, научность, систематичность и последовательность [28].
Методические рекомендации разработаны с учетом психодинамики детского возраста и предназначены для индивидуальной работы с неговорящими детьми с алалией (1уровень речевого развития по Р.Е.Левиной) дошкольного возраста 3-7 лет в рамках логопункта и речевых групп.
Методические рекомендации включает в себя три основные этапа коррекционной работы. Этапы коррекционной работы представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Этапы коррекционной работы
I этап (движения) («логопед один» «логопед + ребенок») | II этап (движения и речь) («логопед + ребенок») | III этап (движения и речь) («ребенок») |
Логопед говорит и показывает, ребенок слушает, а затем производит движения совместно с логопедом | Логопед и ребенок говорят и производят движения одновременно. | Ребенок говорит и производит движения самостоятельно. |
Таблица 2.
Методика выбора фольклорного произведения в зависимости от появления первых лепетных слов.
Номер потешки и Вариант сложности ее выполнения | Появление первых лепетных слов (появились +; не появились -) | Номер потешки и Вариант сложности ее выполнения | Появление первых лепетных слов (появились +; не появились -) | Номер потешки и Вариант сложности ее выполнения | |
Первая потешка Вариант 1 |
+ | 1. Первая потешка Вариант 2 | + | Вторая потешка Вариант 2 | |
2. Вторая потешка Вариант 2 | + | Третья потешка Вариант 2 | и т.д. | ||
- | Вторая потешка Вариант 1 | + | Вторая потешка Вариант 2 | ||
_ | Третья потешка Вариант 1 | и т.д. |
Коррекционная работа направлена на стимуляцию речи, на развитие мелкой и общей моторики, а также коррекцию психического развития, формирование всех сторон речи — фонетико-фонематической, лексической и грамматической.
На всех этапах коррекционной работы, значительное внимание уделяется формированию знаний и представлений ребенка об окружающем мире в соответствии с возрастной нормой. Каждое слово в речевом материале проговаривается ритмично по слогам и сопровождается специально подобранными движениями, активной артикуляцией, интонационной выразительностью и эмоциональной окрашенностью речи. Подобранные движения соответствуют образу каждому произнесенному звуку.
Разработанные методические рекомендации обладают полимодальностью, оказывая влияние на основные виды восприятия информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинетический (двигательный).
В качестве дидактического материала в работе используются: природные материалы (камушки, шишки); сыпучие материалы (манная крупа, фасоль); игрушки (мяч, бубен, вертушка); бытовые материалы (тубусы, губки); краски, пластилин, вода.
Ребенок в доступной и игровой форме от педагога воспринимает речевую информацию и совершает совместные с ним действия. На этом фоне проводится работа по активизации и стимуляции собственной речи — непроизвольное вызывание лепетной коммуникации в специально создаваемых игровых ситуациях [44].
При отборе речевого материала для занятий мы придерживались следующих принципов:
· первое слово в начале стиха одно- или двуслоговое, чаще с первым ударным и реже со вторым ударным слогом;
· степень сложности слогового состава слов: слова состоят из одного, двух и трех слогов;
· степень сложности фонетического состава слов: разнообразие звуков в речевом материале, присутствие повторения звуков, их чередование (переключение);
· слова в речевом материале доступны и понятны ребенку дошкольного возраста и в дальнейшем будут необходимы для элементарного общения.
Перспективами дальнейшей работы считаем применение разработанных методических рекомендаций в развития связной речи детей дошкольного возраста.
Ниже представлен конспект логопедического индивидуального занятия, на примере одной потешки.