Повторение материала

Тестирование.

1. Повторение материала проводится через презентации трех лучших путеводителей по Конституции РФ выполненных на уроке 10 (отобранных и проверенных учителем заранее) и выполнение задания 1 к занятию 11. Пока учащиеся представляют презентацию и выполняют задание,  трое учеников выполняют индивидуальные задания на доске.

ü Схема «Функции президента РФ».

ü Схема «Статус Президента РФ».

ü Схема «Полномочия Президента РФ».

 После анализа выполненных заданий учащиеся приступают к решению теста по форме ЕГЭ.

2. Тестирование (по принципу ЕГЭ):

Часть А.

При выполнении заданий части А выберите только один правильный ответ.

1. Когда в нашей стране впервые был принят документ, имевший в названии слово «Конституция».


а. 1977

б. 1993

в. 1918

г. 1924


2. Когда была принята последняя Конституция СССР.


а. 1977

б. 1993

в. 1918

г. 1924


3. Конституция это-

а. юридический акт, содержащий все законы государства

б. основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека.

в. текст законов

г. законы государства.

4. Согласно конституции высшей ценностью государства РФ является:


а. экономическая сфера;

б. президент РФ

в. государство

г. человек, его права и свободы.


5. Обязательное соответствие и непротиворечив всех остальных нормативных актов Конституции отражает такой признак, как:


а. нормативность

б. справедливость

в. высшая юридическая сила

г. соответствие нормам юридического права.


6. Согласно Конституции РФ, гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является:


а. Президент РФ

б. Правительство РФ

в. Государственная Дума

г. Совет Федерации


7. Верны ли следующие суждения об институте президентства в РФ?

А. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Б. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий высшее образование.


а. верно только А

б. верно только Б.

в. верны оба суждения

г. неверны оба суждения


Часть В.

При ответе на задания части В дайте несколько правильных ответов.

8. Как характеризуется российское государство в статье 1 конституции РФ?

а. Демократическое

б. Общенародное

в. Федеративное

г. Союзное

д. Конфедеративное

е. Правовое

ж. С республиканской формой правления

Часть С.

9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые документы для обоснования своей позиции. Выполняйте задание, используя знания, соответствующие понятия, а так же факты общественной жизни.

ü «Закон обнаруживает свои действия лишь тем, кто ему повинуется» (Демокрит).

ü «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться закону» (Сократ).













ЗАНЯТИЕ 14.

ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ФУНКЦИИ ПАРЛАМЕНТА.

Цель урока: Охарактеризовать понятие парламент. Рассмотреть типы, функции существующих парламентов.

Форма урока: Лекция

Основные понятия урока:   парламент, легитимация, легитимный, элита, рекруиторская функция, парламентаризм.

План.

Понятие парламент.

Тип парламента

Функции парламента.

Урок необходимо начинать с повторения вопроса разделения властей. А так же перед началом изучения нового материала необходимо вспомнить термины легальный и легитимный. Разбирая типы парламента можно разобрать с учащимися задание 1.

1. Парламент – многочисленный выборный, автономный по отношению к другим органам власти, все члены которого равны по статусу.

2. Типы парламента:

ü Доминирующий

Национальная Ассамблея IV республики во Франции, парламент Италии. Такие виды парламентов встречаются крайне редко. Играют ведущую роль в политической жизни, формируют и контролируют власть, следовательно, вызывают частые правительственные кризисы. За 12 лет правления IV республики сменилось около 25 министерских кабинетов. В Италии с 48 года сменилось 50 кабинетов.

ü Автономный

Конгресс США и Шведский рейхстаг контролируют законодательный процесс, но нет рычагов воздействия на исполнительную власть. Возникают в странах с устоявшимися нормами между групповыми консультациями по политическим вопросам (скандинавские страны).

ü Ограниченно автономный

Приоритет английской власти арена конфронтацией между правительством и оппозиций. Оппозиция в меньшинстве, т.к. правительство возглавляет лидер победившей партии, которая в парламенте набрала большинство. Таким образом, у правительства есть рычаги давления на парламент. Оппозиция ограничивается запросами к правительству по различным мелким вопросам (система министериализма)

ü Подчиненный

Национальное собрание V республики во Франции. Парламент Кении. Здесь исполнительная власть преобладает над парламентской. Депутаты борются критиковать правительство. Депутаты парламента выбивают субсидии для своих регионов. По конституции V республики полномочия Национального собрания были жестко ограничены властью президента.

ü Полностью подчиненный.

Характерны для военных и коммунистических режимов, популистских и мобилизационных режимов (Танзания). Черты данного режима: парламент редко собирается на сессионные собрания; сессии не продолжительны, носят формальный характер;

Формирование парламентом правительства является фикцией; предназначение данного парламента легитимация политического режима.

3. Функция парламента:

ü Легитимация

Признание легитимности власти. Каждый парламент представляет данную функцию

ü Представительство интересов населения

Парламент имеет четыре подхода в реализации собственных функций в лице депутатов:

служение избирателям (электорату); Депутаты обязаны действовать в интересах электората данного округа или наиболее влиятельных интересов. Вся деятельность депутата имеет местнический характер т.е выбивание субсидий для собственного региона, области и т.д.

  опекуны народа; например парламент Англии - лидер общественного мнения

проводники воли партии; для коммунистических и популистических режимов. Депутат является представителем партии, так как электорат голосует за программу партии, а не за какую-либо личность, следовательно, депутат считается с мнением партии и ее программы.

зеркало общества. Парламент является зеркалом общества, но фактически не один парламент не может рассматриваться лишь в данном контексте. Так как в парламенте не много выходцев из нижних слоев общества, рабочих, женщин.

ü Рекруитирования и социализация элиты.

 Элита – правящий класс. Рекруитирования элиты – способ формирования и пополнения. Социализация элиты – процесс формирования у членов элиты социальных качеств присущих этой группе. Способы рекруитирования элиты: выборы, назначения.

ü Воздействие на исполнительную власть и контроль над ней

Широко пользуется доминирующий парламент, остальные парламенты в меньшей степени имеют воздействие на исполнительную власть. Инструменты воздействия – принятие бюджета и контроль за исполнением, возможность отправить правительство в отставку или выразить недоверие.

Вопросы:

1. Что такое парламент и какую роль играют органы представительной власти в демократических государствах?

2. Дайте характеристику типам парламента.

3. Какими функциями обладает парламент.

4. Что означают понятия легальный и легитимный.

5. Какую роль играет парламент в формировании элиты.

Задания:

1. Найдите общие и отличительные признаки доминирующего, автономного и подчиненного парламента.

Тип парламента

доминирующий автономный подчиненый
Сходства      
Отличия      

ЗАНЯТИЕ 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: