Финансовая политика государства – это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является только средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль. Содержание финансовой политики включает в себя:
· Разработку общей концепции, т.е. определения ее основных направлений целей и задач.
· Создание соответствующего финансового механизма, который включает в себя систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
· Управление финансовой деятельностью государства и других хозяйствующих субъектов.
Финансовая политика государства включает в себя следующие главные компоненты:
1. Налоговая политика.
2. Бюджетная политика.
3. Денежно-кредитная политика.
4. Ценовая политика.
5. Социальная политика.
6. Таможенная политика.
|
|
7. Политика в области международных финансов.
8. Инвестиционная политика.
Основными задачами финансовой политики государства являются:
· Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.
· Установление рационального с точки зрения государства распределения финансовых ресурсов для их эффективного использования.
· Организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами.
· Выработка инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами политики.
· Создание эффективной системы оперативного управления финансами.
Таким образом, основная ЦЕЛЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ – полная мобилизация финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей общества.
Основные ЭТАПЫ разработки финансовой политики государства
Первый Разработка финансовой политики начинается с выработки экономически обоснованной системы взглядов на развитие финансов. На этом этапе изучаются требования экономических законов, перспективы развития экономики и потребности населения. Для этого нужно иметь необходимую информацию о протекающих экономических процессах, о социальном развитии. При этом учитываются не только конкретные современные условия, но и исторические предпосылки, предшествующий опыт, накопленный при составлении финансовой политики. Кроме этого, учитывается международный опыт. На этом этапе проводится детальный анализ социально-экономического развития прошлых периодов и оценка выполнения финансовой политики. На практике здесь «бюджетное послание президента», в котором дается приказ о предпочтительных направлениях. Бюджетное послание адресовано федеральному собранию и другим органам, участвующим в формировании бюджета.
|
|
Второй Определения основных направлений использования финансовых ресурсов на перспективу, исходя из целей социальной политики государства.
Третий Осуществление практических действий, направленных поставленных целей.
В зависимости от длительности периодов (этапов) и характера решаемых задач в финансовой политике можно выделить такие два этапа:
- Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, предусматривающий решение крупномасштабных задач. Выбор долговременных целей необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Составление финансовой стратегии предшествует разработке финансовой тактики.
- Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа финансовой стратегии путем перегруппировки финансовых ресурсов.
Таким образом, финансовая стратегия и тактика тесно взаимосвязаны, т.к. финансовая стратегия определяет основные цели финансовой политики, достижение которых невозможно без задач, поставленных в ходе разработки финансовой тактики. В то же время содержание этих задач определяется целями финансовой политики. В настоящее время в Российской Федерации долгосрочная политика разрабатывается на трехлетний период (3 года). В составе этой политике закладывается финансовая тактика на предстоящий год и на перспективный двухлетний период (1+2 года).