Темы семинарских занятий

История

 

Методические указания для студентов

заочной формы обучения

на 2018/19 учебный год

 

                             

 

                                         

 

Миасс

2018

 

                                                         Одобрено

учебно-методической комиссией факультета экономики, управления, права

 

Рецензент Ф.Н. Садриева

 

  

 

 

     

 

       

  История: методические указания для студентов заочной формы обучения на 2018/19 уч. год/ составители: Р.Ф. Зорина, К.Е. Ситниченко. – Миасс, 2018.– 40 с.

 

Методические указания являются руководством для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлениям подготовки и специальностям филиала ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)». Дисциплина «История».

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………4

2.Темы семинарских занятий………………………………………………………………….6

3.Примерная тематика реферативных работ……………………………………………….17

4.Примерные тестовые задания для самопроверки………………………………………...21

5. Работа с историческими документами по отдельным темам дисциплины…………….32

6. Экзаменационные вопросы………………………………………………………………..37

7. Методические рекомендации по написанию реферата………………………………….38

 


Введение

Дисциплина «История» входит в федеральный перечень дисциплин, обязательных для изучения в высших учебных заведениях Российской Федерации по всем направлениям, специальностям, формам и видам обучения.

В основе обучения в высшем учебном заведении лежит компетентностный подход. Он предполагает при изучении курса формирование такой важнейшей компетенции как способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

Цель дисциплины: сформировать у студентов фундаментальные представления о месте исторической науки в системе научного знания; роли истории в духовной жизни общества; комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой и европейской цивилизации.

Задачи дисциплины: систематизировать знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.

Показать по каким проблемам истории ведутся споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии; эволюцию исторических понятий и категорий; тенденции развития мировой историографии, место и роль российской истории.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

· основные концепции всемирно-исторического развития;

· этапы и закономерности культурно-исторического процесса;

· важнейшие социальные, этнические и конфессиональные изменения во всемирной и отечественной истории, их причины, особенности проведения и результаты;

· роль истории в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.

уметь:

· ориентироваться в мировом историческом процессе;

· анализировать социально значимые процессы и явления, происходящие в обществе;

· соотносить общие исторические явления и отдельные факты;

· формировать и толерантно отстаивать собственную позицию по различным вопросам истории;

· осознавать социальную значимость своей будущей профессии;

· обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

 

владеть:

· способностью к обобщению, анализу, восприятию исторической информации из разноплановых источников;

· навыками публичной речи, приемами ведения дискуссий и полемики.

 

При изучении курса рекомендуется использовать следующие учебники, учебные пособия и интернет - ресурсы:

1. Ключевский, В.О. Курс русской истории – http://www.magister.msk.ru/library/ history/

2. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен –http://militera.lib.ru /common/ solovyev1/index.html

3. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

4. Отечественная история: Учебник / Н.В. Шишова, Л.В. Мининкова, В.А. Ушкалов и др. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 462 с.

5. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2011. - 816 с.            

6. Зуев, М.Н. История России: учеб. пособие для вузов неист. спец.: рек. НМС/М.Н.Зуев.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрайт,2011.-655 с.-(Основы наук).

7. Основы курса истории России: учебник / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. – 576 с.

8. История России: учебник для вузов / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2012.- 672 с.

9. Орлов, А.С. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов. – М.: Проспект, 2010. – 592 с.

10. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. пособие. – Москва: Проспект, 2015. – 320 с.

 

Интернет-ресурсы

1. Всемирная история в Интернете – http://www.hrono.ru/.

2. История. РФ – http://histrf.ru/

3. История России. Всемирная история. – http://www.istorya.ru/.

4. Материалы русской истории. –http://www.magister.msk.ru/library/history.

5. 100 ключевых документов по советской и российской истории – http://www.1000dokumente.de/index.html?c=projektinfo_ru&l=ru&viewmode=1

6. Родина. – http://www.istrodina.com/

7. Вопросы истории. http://online.eastview.com/projects/voprosy_istorii/ru



Темы семинарских занятий

 

ТЕМА 1. СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XIII – XVI вв.)

   

1. Русь и Золотая Орда в XIII – начале XIV вв.

2. Основные этапы образования единого русского централизованного государства.

3. Иван IV (Грозный): главные направления внутренней и внешней политики.

 

Уясните содержание понятий: баскаки, Боярская Дума, Земский Собор, иго, крепостное право, опричнина, самодержавие, подданство, поместье, централизация, ярлык.

 

Хронология

Запомните следующие даты:

1223 г. – первое столкновение Руси и монголов на р.Калка

1237 – 1241 гг. – монголо-татарское нашествие на Русь

5 апреля 1242 г. – «Ледовое побоище»

8 сентября 1380 г. – Куликовская битва

1462 – 1505 гг. – время правления Ивана III

1480 г. – стояние на р. Угре, окончательное свержение монголо-татарского ига

1547 г. – венчание на царство Ивана IV

1565 – 1572 гг. – опричнина Ивана IV

 

Литература к первому вопросу

 

1. Кофнер, Ю. Экономика Золотой Орды (1240–1480) / Ю. Кофнер // Суждения. Исторический журнал. – 2011. – Вып. 43. – http://www. mesoeurasia.org/archives/378.

2. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 94-100. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – М.: Аграф, 2001.

4. Крамаровский М. Великая Орда Златая: Улус Джучи как цивилизация // Родина. – 2003. – № 11.

5. Кривошеев Ю.В. Русь и монголы: Исследования по истории северо-восточной Руси XII – XIV вв. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003.

6. Кузьмин А. «Со всякие деревни по полтине…»: О размерах дани в Орду // Родина. – 2003. – № 11.

7. Мамынова Ш. Золотая Орда или Улуг-улус? // Родина. – 2004. – № 2.

8. Хан Н.А. Ярлык в традиции политической культуры Восточной европы в XIV в.// Вопросы истории. –2004. – №6.

9.  Хрусталев Д.Г. Русь: от нашествия до «ига» 30 – 40-е гг. ХIII вв. – СПб.: Евразия, 2004.

10.  Крадин Н. Теорема Чингисхана// Родина. – 2006. – №9.

11.  Нефедов С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации// Вопросы истории. –2006. – №2.

12.  Нефедов, С.А. История России. Факторный анализ. Т. I / С.А. Нефедов. – М.: Территория будущего, 2010. – С. 153–160. – http://hist1.narod.ru/Science/ Russia/RH/1.htm.

13.  Рудаков, В.Н. Концепция ордынского «ига» и отношения с Ордой в русском общественном сознании второй половины XIII – XVI веков / В.Н. Рудаков // Вестник МГИМО. – 2012. – № 4. – С. 24–32. – http://vestnik.mgimo.ru/ fileserver/25/06_rudakov.pdf.

14.  Мухаметов Ф.Ф. Монгольская "Яса" и ее роль в системе общественных отношений империи Чингисхана// Вопросы истории. – 2007. – №5.

Методические советы

 

При изучении литературы по данному вопросу обратите внимание на то, какой ущерб нанесло русским землям монголо-татарское нашествие? Как сформировалось государство – Золотая Орда? Где оно располагалось? Как складывались политические и экономические отношения Руси и Золотой Орды в ХIII в.? Выясните, какие факторы определили характер этих взаимоотношений?

Приведите основные точки зрения о характере взаимоотношений Руси и Орды, влиянии «ига» на русское общество и государство. Сопоставьте доводы сторонников различных подходов с помощью таблицы.

 

Особенности отношений «Иго» «Компромисс»
Руси и Орды в XIII-XIV    
вв.:    
в политической сфере    
в экономической сфере    
в духовной сфере    

 Обратите внимание на особую позицию православной церкви в этом вопросе. Какие изменения в ХIII – начале ХVI вв. произошли в развитии русской культуры? С чем они были связаны?

 

Литература ко второму вопросу

 

1. Зуев, М.Н. История России: учеб. пособие для вузов неист. спец.: рек. НМС/М.Н.Зуев.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрайт, 2011.-655 с.

2. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 106-117. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Пономарева И.Г. Истоки политического кризиса 1433 г. в Московском Великом княжестве // Российская история. – 2016. - №1. – С. 3-9.

4. Андреев А.Р. Первый государь всея Руси. – М.: Белый волк, 2000.

5. Беляев Л.А. Московская Русь. – М.: Слово, 2001.

6. Нефедов С.А. Реформы Ивана Ш и Ивана IV: османское влияние// Вопросы истории. – 2002. – №11.

7. Борисов Н.С. Иван III. – М.: Молодая гвардия, 2003.

8. Казаков Р.Б. Судебник 1497 г. // Вопросы истории. – 2000. – № 9.

9.  Володихин Д. Хозяин Москвы// Родина. – 2005. – №6.

10.  Петров А. Мамаево побоище // Родина. – 2005. – № 9.

11.  Хакимов Р. Два истока российской государственности // Родина. – 2005. – № 8.

12.  Баловнев Д. «Лучший враг» Дмитрия Донского// Родина. – 2006. – №12.

 

Методические советы

 

При изучении литературы по данному вопросу обратите внимание на условия, необходимые для преодоления раздробленности и образования единого централизованного государства. Выясните, какие факторы сыграли главную роль в объединении русских земель. Покажите отличия в условиях и ходе централизации в странах Западной Европы и на Руси. Как преобладание внешнеполитического фактора деформировало характер складывающегося Московского государства?

Какие центры в северо-восточной Руси выделились в объединительном процессе? Назовите главные, на ваш взгляд, причины возвышения Москвы? Какой отпечаток на соперничество Москвы и Твери накладывала зависимость обоих княжеств от Золотой Орды? Определите хронологические рамки трех основных этапов централизации русских земель. Дайте характеристику каждого из них. Изучая причины возвышения Москвы, обратите внимание на такие факторы, как удаленность от Золотой Орды и Литвы, пересечение торговых и речных путей. Подумайте, у каких еще княжеств были такие же условия? При объяснении феномена победы Москвы в борьбе за лидерство вспомните происхождение династии московских князей. Как повлияло на их политическое поведение то обстоятельство, что они были младшей ветвью владимирских князей?

Приведите существующие в исторической литературе оценки личности и роли Ивана Калиты в возвышении Московского княжества. Проследите эволюцию взаимоотношений Москвы с Ордой по мере ее усиления. Назовите основные последствия Куликовской битвы. Как повлияло на ход централизации Руси закрепление за Москвой статуса политического и национального центра? Как изменилось содержание ига? Правомерно ли называть новый характер экономических и политических отношений московских князей с Ордой игом?

При характеристике второго этапа определите суть феодальной войны в Московском княжестве (1425 – 1453). Что послужило поводом к этой войне? Ее основные результаты? О чем свидетельствовал отказ Василия II (Темного) признать союз (унию) между католической и православной церковью под главенством папы, заключенный во Флоренции в 1439 г.? Назовите главные последствия падения Византии в 1453 г. для Русской православной Церкви и для Московского государства в целом. Какую роль в объединительном процессе сыграла Русская Церковь.

Проследите, как московский князь Иван III сочетал политику собирания земель с государственным строительством. Какие новые земли были включены в Московское государство за годы его правления? Определите значение и главные последствия присоединения Великого Новгорода к Москве?

Покажите, как формировалась система центральных органов управления из «государева двора»? Что значит вотчинный характер власти? Причины и сущность «кормлений» как специфической формы местного управления. Что означало принятие Иваном Ш титула «Государь всея Руси»? Выясняя причины складывания самодержавия, обратите внимание на такие факторы, как: падение ига, вотчинный характер власти, изоляция от христианского мира, удельное происхождение государства. Как стало называться Московское государство?

Раскройте смысл и сущность идеи «Москва – III Рим». Покажите превращение национальной церкви в государственную. Как союз церкви и государства способствовал их возвеличиванию. Почему в Московском государстве внутри господствующего класса вместо вассалитета складываются отношения подданства? Какую роль в этом процессе сыграло преобладание государственной формы собственности на землю? Назовите основные причины формирования системы крепостного права. Проанализируйте основные положения Судебника 1497 г.

 

Литература к третьему вопросу

 

1. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М.: АСТ, 2001. – С. 399–440 (гл. 16). – http://www.alleng.ru/d/hist/hist011.htm.

2. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 140-143. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Платонов С.Ф. Иван Грозный. – М.: Изд-во УРАО, 1998.

4. Виноградов А.В. Была ли Россия второй половины XVI в. европейским государством? // Российская история. – 2016. - №2. – С. 17-22.

5. Филюшкин А.И. Как изучать Ливонскую войну? (историографические заметки) // Российская история. – 2016. - №4. – С. 3-17.

6. Акишин М.О. Дьяки посольского приказа и присоединение Сибири. // Российская история. – 2015. - №3. – С. 45-54.

7. Опарина Т. «Служилые иноземцы» и грозный царь. // Родина. – 2012. - №2 – с. 40-44.

8. Иван Грозный. – М.: Изд-во «Социально-политическая мысль», 2002.

9. Нефедов С.А. Реформы Ивана Ш и Ивана IV: османское влияние// Вопросы истории. – 2002. – №11.

10. Пронина Н. Иван Грозный. "Мучитель" или мученик? – М.: Яуза. Эксмо, 2005.

11. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006.

12.  Солодкин Я.Г. Когда и почему стали называть Грозным первого московского царя?// Вопросы истории. – 2006. – №5.

13.  Фроянов И. Я. «Драма русской истории: на путях к Опричнине». М.: «Парад», 2007.

14.  Иван Грозный - https://www.youtube.com/watch?v=1atQCKVerT8

15.  Опричнина - https://www.youtube.com/watch?v=lrUdXWpZONE

 

Методические советы

 

Кто был первым русским царем? Дайте краткую характеристику личности Ивана IV (Грозного). Разберитесь в понятии «сословно-представительная монархия». Каково содержание реформ Избранной Рады, их последствия? Какова роль Боярской Думы в государственном управлении? Что такое Земские Соборы, для чего они созывались? Можно ли считать Земские Соборы в России аналогом европейских представительных учреждений? Какую роль в жизни московского государства играли приказы? Назовите главные причины поворота от политики Избранной Рады к деспотизму?

Что такое «опричнина»? В чем ее сущность и последствия? Какие оценки опричнины есть в исторической литературе. Укажите главные направления внешней политики Ивана Грозного? Чем объяснить успехи русских войск в войнах против татарских ханств и поражение в Ливонской войне? Назовите главные последствия опричнины и поражения Руси в Ливонской войне.

В заключение по данной теме следует выделить специфику российской государственности, социальной структуры и духовного самосознания народа, сформировавшегося за период XIV – ХVI вв. в противоборстве между Востоком и Западом.

Видеоматериалы

1. Данилевский, И. Русь и Орда: союз или иго? – http://www.youtube. com/watch?v=6-QOJ5kxgs0

2. Золотая Орда в XIII-XIV вв. – https://www.youtube.com/watch?v =aJfiTmkfwoc

3. Черникова, Т. Русские земли в XIII-XIV вв. – http://histrf.ru/ru/lectorium/card/drievnierusskiie-ziemli-v-xiii-xiv-vv


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: