Каналы вертикальной мобильности (по П. А. Сорокину)

Армия функционирует в качества канала вертикальной циркуляции больше всего в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Благодаря институту безбрачия после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения, церковь стала каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высших рангов.

Школа. Институты образования и воспитания во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В открытом обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Семья и брак становятся каналами вертикальной цир­куляции в том случае, если в союз вступают представители раз­ных социальных статусов. В европейском обществе распрост­раненным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив, что каждый хотел.

 


Лекция №5


СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Социальные факторы изменений

Социальные изменения – это переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое.

 Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействие которых различается в зависимости от ситуации, времени и места.

1) Физическая среда. Наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, человек также оказывает значительное воздействие на свою физическую среду (захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха и т.п.).

2) Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества.

3) Конфликты из-за ресурсов и ценностей.

4) Поддерживающие ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как стимуляторы.

5) Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Инновации – как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

6) Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

В социологии предложено 2 модели социальных изменений.

1) Однонаправленное развитие понимается как рост или накопление чего-либо – плотности населения, уровня организации, объема производства. Однако направление его может быть и нисходящим, или сочетанием подъемов и упадков.

2) Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий.

Коллективное поведение

Это образ мыслей, чувств и действий, складывающийся у большого числа людей, которое остается относительно спонтанным и неорганизованным.

Проявления (модели) коллективного поведения

1. Слухи – это с трудом поддающаяся проверке информация, относительно быстро передаваемая людьми друг другу.

2. Мода – это нравы или предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают широкое распространение в обществе.

Увлечения - это нравы или предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают распространение только у определенной части общества.

3. Массовая истерия связана с быстрым распространением моделей поведения, характеризующихся передающимся чувством беспокойства.

4. Паника – это иррациональные и неконтролируемые коллективные поступки людей, вызываемые наличием какой-то непосредственной страшной угрозы.

5. Толпа – это временное, относительно неорганизованное собрание людей, находящихся в близком физическом соприкосновении друг с другом.

Социолог Герберт Блумер различает 4 основных типа поведения толпы:

Случайная толпа – собрание людей, не имеющих между собой ничего общего, за исключением того, что они наблюдают одно и тоже явление (разглядывание витрины магазина).

Конвенциональная толпа представляет собой группы людей, собравшихся вместе с какой-нибудь конкретной целью и обычно соблюдающих установленные правила (болельщики на футбольном поле или зрители в концертном зале).

Экспрессивная толпа – совокупность людей, которые собрались вместе для получения личного морального удовлетворения (религиозное собрание или рокфестиваль).

Активная толпа – возбужденное, восприимчивое собрание людей, занятых бунтом, грабежом или проявляющих иные формы агрессивного поведения, где признанные нормы не имеют никакой ценности.

Несмотря на то, что формы толпы имеют множество различий, им свойствен ряд общих характеристик: внушаемость, деиндивидуализация, неуязвимость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: