Тема 8. Роман в стихах «Евгений Онегин»


Опорные понятия: роман, Евгений Онегин, общественный тип, эпоха декабризма, энциклопедия русской жизни.


Цель обучения: раскрыть художественное значение "энциклопедии русской жизни" - романа "Евгений Онегин".


План


1. История создания романа.

2. Особенности темы и главного героя.

3. Язык и композиция романа.


Это одно из центральных произведений Пушкина и один из важнейших романов русской литературы XIX в. Замысел относится к маю 1823 г., завершен роман в Болдинскую осень 1830 г., последние строки (письмо Онегина) в восьмой главе написаны через год - осенью 1831 г. Роман - итог предшествующего творчества: «Кавказский пленник» и романтические элегии подготовили тип героя, «Руслан и Людмила» - контрастность и иронию стиля, дружеские послания - интимность авторского тона, «Таврида» - специфическую строфу, онегинскую. Одновременно и в собственном творческом пути, и в мировом контексте это было преодоление опыта и решение эстетических задач реалистическим методом. Главным было: отказ от романтического слияния героя и автора и установление многообразных точек зрения. Принцип объединения «пестрых глав» (в посвящении Плетневу - Прими собранье пестрых глав) - принцип их противоречивого совмещения (Противоречий очень много, Но их исправить не хочу), что обеспечивало «поэзию действительности», т.е. реалистическое изображение реальной противоречивой и сложной жизни. В романе новый сюжет, новый жанр, новый герой, новое отношение к художественному слову (Лотман Ю.М.).

«Евгений Онегин» стал типом русского романа, где отношения героя и героини - модель исторических и национальных коллизий русского общества XIX -в. Героиня воплощает вечные или долговременные ценности, герой отображает черты исторически конкретного момента общества В образе Татьяны нравственное, национальное просвечивает сквозь поверхностную личностную оболочку сначала провинциальной барышни, потом светской дамы. Сложность характера Онегина передается в.его постоянном развитии - в каждой главе он разный, в неопределенности неисчерпанных возможностей его личности. Отсюда - множество трактовок судьбы Онегина за пределами романа и разная оценка его поведения с Татьяной, Ленским.

События 14 декабря 1825 г. изменили прежнее содержание (герой и героиня счастливы) и уменьшили форму свободного романа (вместо 12 глав окончательный вариант состоит из восьми). В черновиках осталась девятая (опубликованы при жизни Пушкина отрывки) под названием «Путешествия Онегина». Она объясняла внутренние изменения характера Онегина, появление его в Петербурге (попал, как Чацкий, с корабля на бал) и пушкинское определение его нового места в обществе: «Кто там меж ними в отдаленье. Как что-то лишнее стоит»

Десятая глава была сожжена автором в день лицейский годовщины 19 октября 1830 г. От нее остался зашифрованный один листок, который был прочитан в!910 г. П.О.Морозовым, открывшиеся строки представляют первые четверостишия нескольких строф десятой главы, в них сконцентрирована главная мысль, которая должна была «разбалтываться» в оставшихся десяти строчках онегинской строфы. Существует другое предположение: зашифрованные строфы - те, что пропущены в разных главах романа Восстановленное содержание - характеристика тайных сходок близких к декабристам и будущих декабристов (упоминаются Лунин, Тургенев, Якушкин и сам поэт: читал свои ноэли Пушкин).

Исторически Онегин - общественный тип, созданный эпохой декабризма. Его дальнейшая судьба после финальной сцены объяснения с Татьяной становилась для Пушкина размышлением об исторической судьбе России. Отсюда некоторая недоговоренность в характеристике героя

Для Белинского «Онегин - характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность»; «Онегин - страдающий эгоист, эгоист поневоле»






Тема 9. Драматургия Пушкина


Опорные понятия: драма, ""Борис Годунов", Карамзин, поэтика, трагедия, тема народа.


Цель обучения: раскрыть значение и место драматических произведений А.С. Пушкина.



План


1. Драматургические замыслы.

2. От классицизма к реализма.

3. "Маленькие трагедии" и "Борис Годунов".


Первые драматургические замыслы Пушкина относятся к началу двадцатых годов, они соответствовали распространенным представлением о комедии и особенностям изображения трагического персонажа (Вадим Новгородский) и осуществлены не были Завершенная необычайно быстро трагедия «Борис Годунов» (1825) свидетельствовала о реалистическом методе Пушкина Интерес к законам истории, историзм - одна из основных черт пушкинского реализма Хотя сюжет возник под влиянием чтения Истории Государства Российского Карамзина, и версию гибели царевича Дмитрия Пушкин заимствовал у него же, само понимание хода исторического процесса у поэта иное. Историзм Пушкина - это его законы развития жизни. В соответствий с ними Пушкин в противовес Карамзину, говорящему, что история принадлежит царю, утверждает: «История принадлежит поэту» Именно с этих позиций организован материал в трагедии.

Пушкин отказывается от законов классицистической драматургии. Трагедия делится не на акты, а сцены, в ней большое количество персонажей (около 60). Обязательные три единства также претерпевают изменения и становятся чертами реалистической поэтики. Так единство цели - это судьба России; единство места -действие происходит везде, где решается в эпоху Смутного времени судьба России; единство времени - период царствования Бориса Годунова, ибо над существованием России возникла угроза.

Время в трагедии расписано по календарю. Первые три сцены - своего рода пролог к началу царствования нового правителя. Действие в них происходит в течение суток. Сцены, происходящие при царе Борисе, передают последовательность нарастающих) конфликта, втягивание в борьбу за власть различных социальных групп.

Действие начинается в Кремлевских палатах и завершается в Кремле на площади, где находится дом Борисов. Центральные сцены также происходят в Кремле в Царской Думе и на площади перед собором в Москве.

Пушкинское понимание возможности спасения государства связано с идеей покаяния, которую предлагает Патриарх государю.

Проблема народности имела для Пушкина два аспекта: отражение народных этических представлений («Евгений Онегин») и роль народа в истории («Борис Годунов»), Как историческая драма «Борис Годунов» противостояла романтической драме, где герой - рупор авторских идей. Как политическая трагедия пьеса ставила современные проблемы: роль народа в истории и природа тиранической власти.

Деградация власти, покинутой народом, - закономерность. С точки зрения Лотмана Ю.М., в изображении народа Пушкин чужд просветительских идей. Противоречива позиция народа: негодование против преступной власти Бориса перерождается в бунт в защиту Самозванца, который также приходит к власти через обман и убийство. Пушкин создает собирательный образ народа, проходящий эволюцию, и образы его представителей: Наиболее интересно решение образа Юродивого.

Завершив народную трагедию, Пушкин тогда же записывает заглавия будущих «маленьких трагедий, созданных в Болдинскую осень 1830 г.' Если в «Борисе Годунове» исследуется судьба народная, то в драматических сценах - судьба человеческая. Философская глубина пьес позволяет существованию различного их понимания и толкования. Так Гуковский главным считает детерминированность страстей исторической средой («Ужасный век - ужасные сердца»); Бонди отдает предпочтение психологическому прочтению; для Лотмана смысл пушкинских сцен в столкновении противоположностей (Моцарт и Сальери, Дон Гуан и Командор, Анна и Лаура). Драматические сцены могут быть также оценены 1) как единый художественный текст, в котором варьируются исходные образы и идеи и 2) как европейский цикл, противопоставленный циклу о русской жизни, созданный в тот же Болдинский период, - «Повести Белкина». С точки зрения Брюсова, «чтобы самому стать великим поэтом, Пушкин поочередно становился поэтом разных стран и разных веков, вбирая в себя все, что дали тысячелетия». В пушкинских драматических сценах, как скажет Достоевский, засияли «идеи всемирные, отразились поэтические образы других народов и воплотились их гении».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: