- отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп (рук, ног, спины, живота);
- отставание от нормы в показателях быстроты движений;
- отставание от нормы в показателях выносливости динамического характера;
- отставание от нормы в показателях скоростно-силовых качеств;
- нарушение координации движений (нарушение равновесия, согласованности, пространственной ориентировки, точности и темпа движений, замедленность, неуклюжесть, нарушение дифференцировки усилий, трудности переключения на другой вид физических упражнений, беспорядочность в движениях, наличие лишних движений);
- отставание от нормы в показателях гибкости и подвижности суставов (Дмитриев А.А., 2002).
В таблице 1 представлены особенности физического развития и двигательной сферы людей с интеллектуальными нарушениями.
Таблица 1
Физическое развитие и двигательная сфера людей с интеллектуальными нарушениями
Умственная отсталость | |||
Наибольшее отставание детей с легкой умственной отсталостью от ровесников, учащихся в массовой школе, наблюдается в среднем школьном возрасте. По показателям психомоторного развития от здоровых сверстников они могут отставать на 1-3 года (Шипицына Л.М., 2005, Исаев Д.Н., 2007). Индивидуальные показатели физического развития умственно отсталых школьников имеют большую вариацию. Основное нарушение двигательной сферы умственно отсталых детей – расстройство координации движений (Шапкова Л.В., 2007).
| |||
Легкая степень | Составляет 70-80% от общего количества людей с нарушениями интеллекта. Отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников по всем показателям психомоторного развития, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. В наибольшей степени нарушения отмечаются в способности к координации движений. В правовом отношении их считают дееспособными, однако их права частично ограничены (не имеют права на получение высшего образования, права голоса на выборах). | ||
Умеренная степень | Поражена кора больших полушарий и нижележащие отделы. Нарушения выявляют в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать голову, самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. Так как существенно страдает моторика, навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки. часть детей осваивает основные навыки чтения, письма и счета. Образовательная программа построена с учетом их темпов усвоения материала и содержит небольшой объем материала. Не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке. | ||
Тяжелая степень | У большинства детей наблюдаются моторные нарушения, выражающиеся не только в запаздывании актов прямостояния, ходьбы, бега, но и в качественном своеобразии и недоразвитии всех движений. Особенно грубо недоразвиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев. Движения детей замедлены. У большинства наблюдаются пороки скелета, черепа, конечностей, кожных покровов, внутренних органов. Могут воспитываться в домашних условиях. В правовом отношении их считают недееспособными и устанавливают над ними опеку. | ||
Глубокая степень | Диагностика грубых нарушений возможна уже на первом году жизни. Среди многочисленных признаков выделяют нарушений статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление стояния и ходьбы. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, большинство из них почти неподвижны. Страдают расстройствами урологических функций, неспособны или малоспособны заботиться об основных потребностях. Элементарные гигиенические навыки и самообслуживание отсутствуют. Проживают в детских домах для глубоко умственно отсталых и с 18 лет в специальных интернатах или домах в семьях с официальной опекой (Исаев Д.Н., 2007). |
|
|