Учебной деятельности в первоначальный период
Обучения
В качестве основных показателей развития психологической структуры деятельности в исследованиях системогенеза деятельности рассматриваются функциональные связи структурных компонентов, средний вес компонентов (Sср.), показатель интегрированности структуры (ИКС).
Анализ структур УВК показывает, что в процессе усвоения содержания образования происходят изменения функциональных связей компонентов психологической структуры учебной деятельности: одни связи распадаются и образуются новые, изменяется уровень значимости корреляций и вес отдельных компонентов структуры. Так, в начале учебного года наиболее значимым является качество «мотивы учения», его весовое значение составляет 25 усл. ед. К концу учебного года вес мотивов учения снижается до 21 усл. ед., наибольший вес в структуре деятельности приобретает качество «вводные навыки» (S = 28). К концу обучения грамоте в ПСДу увеличивается вес всех видов памяти: образной - с 3 до 8 усл. ед., логической - с 7 до 14 усл. ед., вербальной механической памяти - с 12 до 18 усл. ед. Вербальная механическая память на протяжении всего периода обучения продолжает играть ведущую роль, но увеличение значения образной и логической видов памяти более выражено. Существенно изменяются весовые значения качеств «произвольная регуляция деятельности» (с 15 до 12 усл.ед.) и «произвольное внимание» (с 5 до 13 усл.ед.), что свидетельствует о качественных изменениях механизмов регуляции деятельности. Увеличение веса отдельных УВК в структуре (вводных навыков, произвольного внимания, всех видов памяти и др.) может говорить о формировании на базе этих компонентов комплексов УВК, обеспечивающих выполнение конкретных учебных задач.
|
|
Наряду с изменением функциональных связей УВК в процессе первоначального обучения эти качества активно развиваются. Для 70% (15 из 22) выделенных нами УВК установлены достоверные различия средних значений по критерию Стьюдента (t) между результатами, полученными в начале (серия А) и в конце (серия Б) первого года обучения (Табл.2). В процессе первоначального обучения наиболее активно развиваются такие качества, как образная память, логическая память, произвольное внимание, слуховой анализ, графический навык, вводные навыки, принятие задачи, отношение к взрослым. Совершенствуется мелкая моторика руки. Выявлены также значимые различия для качеств: уровень обобщений, уровень притязаний, представления о содержании деятельности, зрительный анализ, восприятие пространственно ориентированных структур, произвольная регуляция деятельности.
|
|
Анализ интер-и интрафункциональных связей УВК, т.е. связей, образованных между блоками и внутри них, показывает значительное преобладание интерфункциональных связей УВК. Интрафункциональные связи УВК в обеих структурах представлены в меньшей степени, преимущественно слабыми корреляциями.
Таблица 2
Оценка достоверности различий средних значений УВК
В начале (серия А) и в конце (серия Б) первого года
Обучения в школе
№ п/п | УВК | Серия А – серия Б | Серия А: «успешные» - «неуспешные» | Серия Б: «успешные» - «неуспешные» |
1. | Мотивы учения (М) | 0,48 | 2,44 * | 1,21 |
2. | Отношение к школе (ОШ) | 1,95 | 1,47 | 1,14 |
3. | Отношение к взрослому (ОВ) | 5,37 * | 0,79 | 1,58 |
4. | Отношение к детям (ОД) | 0,35 | 0,89 | 0,89 |
5. | Отношение к себе (ОС) | 0,80 | 3,10 * | 2,10 |
6. | Принятие задачи (ПЗ) | 4,20 * | 3,00 * | 2,01 |
7. | Уровень притязаний (УП) | 2,15 * | 0,24 | 0,89 |
8. | Представление о содержании деят-ти (ПС) | 2,58 * | 0,23 | 1,97 |
9. | Вводные навыки (ВН) | 6,12 * | 2,71 * | 1,04 |
10. | Графический навык (ГН) | 4,70 * | 2,30 * | 1,90 |
11. | Механическая вербальная память (МП) | 0,53 | 3,13 * | 2,48* |
12. | Логическая вербальная память (ЛП) | 4,96 * | 0,41 | 1,50 |
13. | Образная память (ОП) | 12,58 * | 0,75 | 0,75 |
14. | Слуховой анализ (СА) | 5,86 * | 0,62 | 0,87 |
15. | Зрительный анализ (ЗА) | 2,61 * | 2,46 * | 1,99 |
16. | Синкинезии (СК) | 3,97 * | 2,66 * | 1,00 |
17. | Восприятие пространств. структур (ВПС) | 2,85 * | 0,94 | 0,89 |
18. | Уровень обобщений (УО) | 2,51 * | 0,31 | 0,64 |
19. | Произвольная регуляция деятельности (ПРД) | 2,71 * | 2,83 * | 2,63 * |
20. | Произвольное внимание (ПВ) | 5,56 * | 0,02 | 1,20 |
21. | Функциональная асимметрия мозга (ФА) | 0,20 | 0,31 | 1,08 |
22. | Обучаемость (Об) | 1,80 | 2,18 | 0,77 |
Интегральный показатель успешности обучения (ИПУ) | 4,70* | 3,95* | 2,53* |
Примечание: значения t, превышающие табличные при Р>0,95, отмечены (*).
Для исследования соотношения интер-и интрафункциональных связей в структурах УВК в начале и в конце учебного года был использован методический прием «расслоения» корреляционных связей в соответствии с психологической структурой деятельности (рис. 2). Оказалось, что структура деятельности пронизана, как бы «прошита» корреляционными связями, образованными УВК, относящимися к различным функциональным блокам.
Выявленная закономерность соотношения и характера интер- и интрафункциональных связей УВК в анализируемых структурах позволяет подтвердить сформулированный ранее вывод о том, что в процессе обучения под влиянием учебных задач индивидуальные качества учащихся образуют устойчивую структуру, обеспечивающую выполнение деятельности, направленной на усвоение нормативно-заданного содержания образования.
Рис. 2. Расслоение корреляций компонентов психологической структуры учебной деятельности в начале обучения (серия А). Уровни значимости корреляций: ====== Р > 0,99; ————— Р > 0,95; условные обозначения УВК и плоскостей см. в табл.1.
Преобладание в структуре слабых интрафункциональных (внутриблоковых) связей УВК дает возможность активной перестройки внутри функциональных блоков в соответствии с постоянно меняющимися в процессе обучения учебными задачами, при сохранении целостности деятельности, которая, как было сказано, обеспечивается устойчивыми интерфункциональными (межблоковыми) связями УВК. Полученные данные позволяют также сделать заключение о неправомерности выделения отдельных функциональных блоков и подструктур УВК (личностно-мотивационного, когнитивного, коммуникативного и т.д.) в качестве самостоятельного и единственного объекта диагностики готовности детей к обучению в школе, так как в этом случае оказываются неучтенными интерфункциональные связи УВК, которые, в конечном счете, и определяют успешность учебной деятельности в первоначальный период обучения.
Анализ основных показателей динамики структуры индивидуальных качеств учащихся позволяет сделать вывод о том, что в процессе первоначального обучения психологическая структура учебной деятельности приобретает свойства системы: увеличивается общее количество связей между компонентами структуры и средний вес одного компонента (Sср.), при этом количество сильных корреляций (P >0,99) уменьшается вдвое; уровень интегрированности структуры в целом (ИКС) значительно возрастает, снижается зависимость результатов деятельности от уровня развития отдельных УВК (в конце учебного года не выявлено значимых корреляций интегрального показателя успешности усвоения с отдельными УВК; число значимых различий средних значений УВК в группах «успешных» и «неуспешных» учащихся в конце обучения уменьшается в 4 раза). Анализируемые показатели представлены в табл. 3.
|
|
Таблица 3