Структуры учебной деятельности студентов в процессе обучения в вузе

№ п/п Показатели развития психологической структуры учебной деятельности в процессе обучения 1 курс 3 курс 5 курс
1 Количество компонентов структуры 13 13 13
2 Общее количество корреляций в структуре 16 16 18
3 Количество «сильных» корреляций УВК (Р>0,95) 5 10 8
4 Средний вес компонента структуры (Sср.) 2 2,3 2,2
5 Показатель интегрированности структуры (ИКС) 26 30 29
6 Количество корреляций УВК с показателем успешности обучения 4 3 2
7 Ведущие УВК · Память вербальная (ПВ) · Память логическая (ПЛ) · Мышление логическое (МЛ) · Эмпатия (Эм) · · Внимание произвольн. (ВП) · Отношение к себе (ОС) · Эмпатия (Эм) · Мышление логическое (МЛ) · Эмпатия (Эм)
8 Базовые УВК · Отношение к себе (ОС) · Мышление (гибкость) (МГ) · Память логическая (ПЛ) · Память вербальная (ПВ) · Отношение к себе (ОС) · Мышление (гибкость) (МГ) · Вводные навыки (ВН)   · Отношение к себе (ОС) · Мышление (гибкость) (МГ) · Эмпатия (Эм) · Память вербальная (ПВ)

 

1. Учебно-важные качества на всех курсах обучения образуют взаимосвязи разных уровней значимости. В психологическую структуру учебной деятельности вошли все УВК, выделенные на этом этапе исследования в ходе компонентного анализа в качестве структурных компонентов ПСДу студентов (13 УВК). Структурограммы УВК студентов 1, 3, 5 курсов обучения представлены на рис. 9.

2. Количество корреляций УВК на 1 и 3 курсах одно и то же (16 корреляций) и незначительно повышается на 5 курсе обучения (18 корреляций), при этом количество «сильных» связей (Р> 0,95) увеличивается на 3 курсе вдвое по сравнению с 1 курсом. На 3 курсе имеет место устойчивая тенденция значительного повышения показателя интегрированности структуры (ИКС), среднего веса компонента структуры (Sср.), при снижении числа ведущих УВК (УВК, уровень развития которых непосредственно связан с показателем успешности обучения). На 5 курсе эти показатели незначительно снижаются.

3. В состав базовых УВК, составляющих «ядро» психологической структуры учебной деятельности студентов и обеспечивающих ее развитие и функционирование на всех курсах обучения, входят качества: «отношение к себе» (ОС) и «мышление (гибкость)» (МГ), что согласуется с представлениями других авторов (Б.Г. Ананьев и др.) о двух линиях развития в студенческом возрасте – активного становления личности и интеллекта.

 

 

 

 

1 курс 3 курс

 

 

 

 

5 курс

 

Рис. 9. Структурограммы УВК студентов 1, 3, 5 курсов обучения в вузе. Условные обозначения УВК даны в табл. 9. Уровни значимости корреляций УВК: ─── Р>0,999; ==== Р> 0,99; —— Р>95; - - - Р>0,90

Полученные на этом этапе исследования результаты позволяют сделать ряд выводов и обобщений в отношении психологической структуры учебной деятельности студентов.

Во-первых, учебная деятельность на всех курсах обучения в вузе обеспечивается целостной структурой учебно-важных качеств, побуждающих, направляющих, программирующих и реализующих деятельность студента.

Во-вторых, психологическая структура учебной деятельности в своей организации соответствует общей архитектуре деятельности, детально обоснованной В.Д. Шадриковым, и включает пять функциональных блоков УВК: личностно-мотивационный, представление о целях деятельности, представление о содержании деятельности и способах ее выполнения, информационный блок, блок управления деятельностью и принятия решений.

В- третьих, в начале вузовского обучения (1 курс) структура УВК имеет достаточно организованную форму (отсутствует избыточность функциональных связей, свойственная ПСДу в начале школьного обучения; вместе с тем – все функциональные блоки в структуре представлены, межблоковые взаимосвязи обеспечивают целостность психологической структуры учебной деятельности). Этот результат на статистическом уровне позволяет сделать вывод о том, что в начале вузовского обучения первокурсники (выпускники школы) владеют развитой формой учебной деятельности.

В- четвертых, в процессе вузовского обучения происходит трансформация психологической структуры учебной деятельности, смысл которой различен на разных этапах обучения. В период с 1 по 3 курсы происходит оптимизация ПСДу в соответствии с целями, содержанием и условиями обучения: увеличивается количество «сильных» связей, а так-же уровень интегрированности структуры (ИКС) и средний вес структурного компонента (Sср.), при этом уменьшается количество ведущих УВК. Такие изменения в психологической структуре деятельности являются проявлением «эффекта системности» (А.В.Карпов) и означают перестройку психологической ПСДу в плане достижения цели. В период с 3 по 5 курсы, напротив, отмечено некоторое снижение перечисленных показателей, это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что учебная деятельность утрачивает значение «доминантной деятельности» (Э.Ф. Зеер) и начинает играть стабилизирующую, а в отдельных случаях стагнирующую роль в индивидуальном развитии студента. На этом этапе доминантную роль начинают играть учебно-профессиональная и собственно профессиональная виды деятельности.

В – пятых, организационно - психологическая структура учебной деятельности студентов (развитая форма учебной деятельности) идентична психологической структуре учебной деятельности школьников в начале первого года обучения (элементарная форма учебной деятельности). Компонентный состав ПСДу студентов и школьников различен и определяется содержанием и организацией обучения на разных уровнях образования.

Сделанный нами вывод о присущей студентам развитой форме учебной деятельности требует уточнения и ответа на вопрос: для всех ли студентов вуза свойственна развитая форма учебной деятельности? Для ответа на него была применена дополнительная схема анализа с использованием методического приема деления выборки на полярные группы. Выборка студентов 1 курса на основании результатов текущей и итоговой аттестации за первый курс обучения была разделена на две группы: «успешные» и «неуспешные». Анализировались показатели развития и взаимосвязи 14 УВК (Табл.9). Проведен качественно-количественный анализ структурограмм УВК и основных показателей развития ПСДу в полярных группах (табл.11, рис.10).

 

 

Таблица 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: