№ п/п | Показатели развития психологической структуры учебной деятельности в процессе обучения | 1 курс | 3 курс | 5 курс |
1 | Количество компонентов структуры | 13 | 13 | 13 |
2 | Общее количество корреляций в структуре | 16 | 16 | 18 |
3 | Количество «сильных» корреляций УВК (Р>0,95) | 5 | 10 | 8 |
4 | Средний вес компонента структуры (Sср.) | 2 | 2,3 | 2,2 |
5 | Показатель интегрированности структуры (ИКС) | 26 | 30 | 29 |
6 | Количество корреляций УВК с показателем успешности обучения | 4 | 3 | 2 |
7 | Ведущие УВК | · Память вербальная (ПВ) · Память логическая (ПЛ) · Мышление логическое (МЛ) · Эмпатия (Эм) · | · Внимание произвольн. (ВП) · Отношение к себе (ОС) · Эмпатия (Эм) | · Мышление логическое (МЛ) · Эмпатия (Эм) |
8 | Базовые УВК | · Отношение к себе (ОС) · Мышление (гибкость) (МГ) · Память логическая (ПЛ) · Память вербальная (ПВ) | · Отношение к себе (ОС) · Мышление (гибкость) (МГ) · Вводные навыки (ВН) | · Отношение к себе (ОС) · Мышление (гибкость) (МГ) · Эмпатия (Эм) · Память вербальная (ПВ) |
1. Учебно-важные качества на всех курсах обучения образуют взаимосвязи разных уровней значимости. В психологическую структуру учебной деятельности вошли все УВК, выделенные на этом этапе исследования в ходе компонентного анализа в качестве структурных компонентов ПСДу студентов (13 УВК). Структурограммы УВК студентов 1, 3, 5 курсов обучения представлены на рис. 9.
|
|
2. Количество корреляций УВК на 1 и 3 курсах одно и то же (16 корреляций) и незначительно повышается на 5 курсе обучения (18 корреляций), при этом количество «сильных» связей (Р> 0,95) увеличивается на 3 курсе вдвое по сравнению с 1 курсом. На 3 курсе имеет место устойчивая тенденция значительного повышения показателя интегрированности структуры (ИКС), среднего веса компонента структуры (Sср.), при снижении числа ведущих УВК (УВК, уровень развития которых непосредственно связан с показателем успешности обучения). На 5 курсе эти показатели незначительно снижаются.
3. В состав базовых УВК, составляющих «ядро» психологической структуры учебной деятельности студентов и обеспечивающих ее развитие и функционирование на всех курсах обучения, входят качества: «отношение к себе» (ОС) и «мышление (гибкость)» (МГ), что согласуется с представлениями других авторов (Б.Г. Ананьев и др.) о двух линиях развития в студенческом возрасте – активного становления личности и интеллекта.
1 курс 3 курс
5 курс
Рис. 9. Структурограммы УВК студентов 1, 3, 5 курсов обучения в вузе. Условные обозначения УВК даны в табл. 9. Уровни значимости корреляций УВК: ─── Р>0,999; ==== Р> 0,99; —— Р>95; - - - Р>0,90
|
|
Полученные на этом этапе исследования результаты позволяют сделать ряд выводов и обобщений в отношении психологической структуры учебной деятельности студентов.
Во-первых, учебная деятельность на всех курсах обучения в вузе обеспечивается целостной структурой учебно-важных качеств, побуждающих, направляющих, программирующих и реализующих деятельность студента.
Во-вторых, психологическая структура учебной деятельности в своей организации соответствует общей архитектуре деятельности, детально обоснованной В.Д. Шадриковым, и включает пять функциональных блоков УВК: личностно-мотивационный, представление о целях деятельности, представление о содержании деятельности и способах ее выполнения, информационный блок, блок управления деятельностью и принятия решений.
В- третьих, в начале вузовского обучения (1 курс) структура УВК имеет достаточно организованную форму (отсутствует избыточность функциональных связей, свойственная ПСДу в начале школьного обучения; вместе с тем – все функциональные блоки в структуре представлены, межблоковые взаимосвязи обеспечивают целостность психологической структуры учебной деятельности). Этот результат на статистическом уровне позволяет сделать вывод о том, что в начале вузовского обучения первокурсники (выпускники школы) владеют развитой формой учебной деятельности.
В- четвертых, в процессе вузовского обучения происходит трансформация психологической структуры учебной деятельности, смысл которой различен на разных этапах обучения. В период с 1 по 3 курсы происходит оптимизация ПСДу в соответствии с целями, содержанием и условиями обучения: увеличивается количество «сильных» связей, а так-же уровень интегрированности структуры (ИКС) и средний вес структурного компонента (Sср.), при этом уменьшается количество ведущих УВК. Такие изменения в психологической структуре деятельности являются проявлением «эффекта системности» (А.В.Карпов) и означают перестройку психологической ПСДу в плане достижения цели. В период с 3 по 5 курсы, напротив, отмечено некоторое снижение перечисленных показателей, это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что учебная деятельность утрачивает значение «доминантной деятельности» (Э.Ф. Зеер) и начинает играть стабилизирующую, а в отдельных случаях стагнирующую роль в индивидуальном развитии студента. На этом этапе доминантную роль начинают играть учебно-профессиональная и собственно профессиональная виды деятельности.
В – пятых, организационно - психологическая структура учебной деятельности студентов (развитая форма учебной деятельности) идентична психологической структуре учебной деятельности школьников в начале первого года обучения (элементарная форма учебной деятельности). Компонентный состав ПСДу студентов и школьников различен и определяется содержанием и организацией обучения на разных уровнях образования.
Сделанный нами вывод о присущей студентам развитой форме учебной деятельности требует уточнения и ответа на вопрос: для всех ли студентов вуза свойственна развитая форма учебной деятельности? Для ответа на него была применена дополнительная схема анализа с использованием методического приема деления выборки на полярные группы. Выборка студентов 1 курса на основании результатов текущей и итоговой аттестации за первый курс обучения была разделена на две группы: «успешные» и «неуспешные». Анализировались показатели развития и взаимосвязи 14 УВК (Табл.9). Проведен качественно-количественный анализ структурограмм УВК и основных показателей развития ПСДу в полярных группах (табл.11, рис.10).
Таблица 11