Вставить таблицу со стр 180
Примечания: а) анализируемые выборки – 6, 7, 8 лет; б) объем общей выборки – 136 чел.; в) значения критерия Fэмп., превышающие Fкр. (df1=2, df2=125, P>0,95), выделены жирным шрифтом; г) условные обозначения признаков –УВК- даны в табл.1.
Значе-
Ния
F
60
55
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
М ОШ ОД ОС ПЗ ВН ГН УО ЗА МП СК ПРД Об УВК
Рис.8. Соотношения значений критерия F для УВК в разных возрастных группах (шести, семи и восьми лет). Условные обозначения УВК даны в табл. 1.
Результаты исследования показывают, что в наибольшей степени от возраста зависят те УВК, генезис которых во многом определяется развитием функциональных и операционных механизмов, и в меньшей степени - те качества, которые формируются в процессе воспитания и общения и в структуре которых мотивационные механизмы играют доминирующую роль. Иначе говоря, готовность ребенка к обучению в школе как индивида и субъекта деятельности является, главным образом, функцией возраста; как личности – функцией воспитания. Это не означает, что указанные качества формируются исключительно под влиянием наследственности и других биологических факторов, так как развитие функциональных механизмов, обеспечивающих усвоение школьных предметов, в свою очередь определяется социальными воздействиями. Полученные результаты свидетельствуют о сложном взаимодействии функциональных, операционных и мотивационных механизмов в структуре УВК детей дошкольного возраста и нелинейном характере детерминации процессов индивидуального развития на ранних стадиях системогенеза учебной деятельности факторами социального и биологического характера.
|
|
Психологическая структура