Педагогами и учащимися

Учащиеся Педагоги
Всестороннее развитие личности АП –6,7 % Когда человек много читает, развивает себя внутренне, при разговоре с другими людьми ЧАП – 46,7 % Личность развивается в обществе и учится манерам и хорошим привычкам, учителя хотят научить дисциплине, работе на уроках, общению; учитель рассказывает, как вести себя в обществе; чтобы была не завышенная и не заниженная самооценка; понять какой человек, как к нему подходить, разговаривать; человек должен показать, что он личность, у него есть свои права и свое мнение; стать хорошими, настоящими людьми. НАП – 46,6 % Успеваемость, хорошие оценки; учат писать; обучать. Всестороннее развитие личности АП – 66,7 % Всестороннее развитие возможно при единстве целей педагога (обучение, воспитание, развитие); развивать все стороны личности – физические, нравственные, умственные качества; развивать не только логическую или эмоциональную сторону, но и совмещать их, а также мораль и нравственность; развивать качества, необходимые для учебного процесса, общения, жизни; развитие не только знаний, но и личности в целом (правильно вести себя, быть вежливым, воспитанным и пр.) ЧАП – 11,1 % Не только трансляция, но и творческое преобразование знаний. НАП – 22,2 % Расширить знания; заинтересовать в предмете.
Повышение качества обучения АП – 60 % Повышение оценок; хорошо учиться, хорошо все объяснять; усовершенствованная система обучения и новые учебники; больше знать; мне объясняют, и я познаю больше. ЧАП – 26, 6 % Лучше понимать материал в учебниках; проходить не ту тему, которую мы знаем, а новую; учителю не «прыгать» с места на место, а знать, какую тему проходим; дополнительные уроки для тех, кто плохо учится; лучшие книги. НАП – 13,3 % Выше обычного; чтобы обучение было лучше. Повышение качества обучения АП – 44,4 % Более ответственное отношение учителя к уроку, учет новых знаний и открытий в преподавании; знать, что ученик усвоил, а что нет, и менять обучение; понятность обучения, учителю уметь структурировать время, успеть охватить все; создавать возможность самостоятельного изучения. ЧАП – 44,4 % Достаточное внимание уделять закреплению на практике; дать широкие знания; интересно преподнести материал; учитель при подготовке к уроку должен учитывает детали каждого класса; создавать условия, чтобы дети хотели учиться. НАП – 11,1 % Поддерживать дисциплину
Подробно анализируем АП –40 % Показать главную мысль текста; разбираем рассказ, находим главных героев; из каких частей состоит текст. ЧАП –30 % Разбираем по словам; можно по-своему озаглавить и рассказать о своем герое. НАП – 30 % Проверяем и понимаем; прочитать и рассказать про текст; разбираем и анализируем, какой текст. Подробно анализируем АП – 57,2 % Структурирование; выделение частей; разбить на части, выделить главную мысль каждой части и вывод по всему, что изучили. ЧАП - 14,2 % Проследить и понять сюжет, произвести классификацию героев (хороший – плохой, главный – второстепенный); провести лингвистический анализ. НАП – 28,6 % Проверка знаний о содержании; самаятрудная ступень, требующая большой самостоятельности и знаний.
Работа над ошибками АП – 53, 3 % Исправить ошибки и привести примеры к ним; понять, разобрать, чтобы не повторять; если неправильно, подобрать проверочное слово и запомнить правильный вариант. ЧАП – 46,7 % Исправить и написать правильно; написать правильный ответ; выписываем слова и подбираем однокоренные слова. Работа над ошибками АП – 66,7 % Найти ошибку, найти правильный ответ, объяснить, почему допущена ошибка, исправить, проверить; повторить непонятое, привести пример, запомнить; учитель должен показать, где ошибка, не исправлять ее сразу, а дать ученику подумать, и, возможно, у него возникнет правильный ответ. ЧАП – 33,3 % Проверить, правильно ли записан пример, не упущены ли какие-либо элементы, соответствует ли формула задаче, проверить правильность записи ответа.

Цели деятельности, сформулированные в учебниках:

- по физике -

Научитесь проверять свои знания по вопросам АП - 40 % Проверил и понял, что не понял; выучить, лишний раз проверить себя, чтобы лучше закрепить материал. НАП – 26,7% Надо прочитать текст, повторить про себя, чтобы лучше запомнить; ответить, чтобы понять; прочитать и изучить материал. НАП – 33,3 % Прочитать, ответить; рассказать про что; вспоминаешь тему, которую давно прошел. Научитесь проверять свои знания по вопросам АП – 100% Внимательно ознакомиться с материалом, выучить важнейшие моменты, чтобы точно и адекватно ответить на вопросы; Вопросы позволяют изучить материал досконально.
Опишите опыт АП - 20 % Описать, какие действия производит вещество; описать работу, которая происходила при опыте; опыт описывается так: цель, ход работы… ЧАП – 13, 3 % Проводятся конкретные примеры опытов и их описания. НАП – 66,7 % Провести и описать; говорить учителю, что знаешь, что прочитал, если не расскажешь, поставят два. Опишите опыт АП – 100% Рассказать, что увидел, что произошло, и подтвердить это теоретическими знаниями.

- по геометрии: -

Приведите примеры АП – 60 % Привести примеры из учебника, чтобы показать, что ты понял; рассказываешь пример, если не понял – поймешь; привести пример к теореме (теме, параграфу) такой же, как данный. ЧАП – 13,3 % Начертить, сделать опыт. НАП – 26,7 % Привести пример и разобрать; просто назвать. Приведите примеры АП – 70% К теоретическим знаниям подобрать пример из практики (задачи, доказательства, теоремы). ЧАП – 30% Комплекс мыслительных операций: анализ, синтез, выделение примеров к данной ситуации.
Проверьте АП – 60 % Проверить, чтобы не было ошибок; проверить, правильно ли решил; сверить с ответом: если неправильно, ищем, в чем ошибка; сверить с приведенным примером в учебнике. ЧАП – 33,3 % Можно посчитать обратным способом, несколькими способами, другим способом; проверить с помощью циркуля или транспортира. НАП – 6,7 % Еще раз проверить ответ. Проверьте АП- 60% Либо сравнить полученный результат с ответом в учебнике, либо проверить ход мыслей. ЧАП – 40% Правильность чертежа можно проверить так: прочитать условие и по нему проверить правильность чертежа, т.е. правильность применения теории на практике. Проверить правильность решения или результата решения;
Докажите АП – 26,7 % Доказать то, что решил правильно, как нашел ответ, как устроен пример и система примера; доказать, как ты это делал, и привести аргументы ЧАП – 26,7 % Просчитать, что это правильно; доказать, что какие - либо фигуры одинаковые; доказать по правилу угол или равнобедренный треугольник; доказать теорему и свою точку зрения. НАП – 46,6 % Написать доказательство; доказать задачу. Докажите ЧАП – 100% Доказать правильность высказывания, применяя прошлые знания; Доказать правильность решения задачи другим способом или разными способами; доказать правильность доказательства твоего или других, которые существуют, логично доказать.
Постройте АП – 20 % Построить объект с помощью инструментов; Построить по заданию объект, с помощью которого задача решится. ЧАП – 20 % Построить по заданию (к задаче, теореме); для решения задачи произвести построения. НАП – 53, 3 % Построить фигуру, график; сначала спросить у учителя, что построить; если что-то непонятно, уточнить, а затем построить. Постройте АП- 68% Прочитать условия, представить себе фигуру, построить фигуру, отталкиваясь от известного ЧАП – 32% Правильно построить; комплекс мыслительных операций – анализ предыдущих знаний, применение знаний на практике, тренировка навыка построения чертежей.

- по алгебре: -

Решите задачу АП – 20 % Найти ответ, решить правильно; найти ответ или способ решения; прочитать, что дано, использовать формулу, решить и написать   ЧАП – 66,7 % Найти ответ. НАП – 13,3 % Читаем задачу, разбираем условие, записываем в тетрадь. Решить задачу АП – 80% Внимательно прочитать задачу и понять, каким способом ее надо решать, определить по данным задачи, что нужно найти в первую очередь. ЧАП – 20% Найти ответ; исходя из условий и своих расчетов, найти неизвестное.
Сравните значения АП – 86,6 % Определить, какое больше, какое меньше или они равны. ЧАП – 6,7 % Решить оба примера. НАП – 6,7 % Сравнить ответы с данными в учебнике. Сравните значения АП –100% Это и механическое сравнение, и анализ выражений: больше, меньше или равно; посмотреть, к какой группе чисел относится (дробные, целые), если в одной группе, выяснить, больше или меньше, если в разных, перевести в одну группу (например, к общему знаменателю) и сравнить.

- по русскому языку:

Прочитайте и запишите, вставляя пропущенные буквы АП – 60 % Вставить буквы и проверить правильность, подумать; понять, записать, проверить по словарю, с помощью проверочного слова или правила. ЧАП – 6,7 % Записать без ошибок. НАП – 26,7 % Вставить буквы; списать; расставить запятые. Прочитайте и запишите, вставляя пропущенные буквы АП – 63% Понять, какая орфограмма пропущена, какое правило нужно применить, чтобы написать правильно; прочитать текст, так как в зависимости от контекста могут быть написаны разные буквы; можно вспомнить правило, по которому пишется слово или посмотреть в словарь. ЧАП – 18% Вставить орфограмму, подчеркнуть; вставить пропущенную орфограмму и объяснить

- по литературе:

Сравните описание героев АП – 13,3 % Сравнить героев: рост, одежду и другие признаки (например, отсутствие членов тела), настроение, лицо (хмурое, веселое) и поступки (добрые – плохие), герой злой или нет; сопоставить в уме двух героев и сравнить их внешний вид, качества, характер. ЧАП – 66,7 % Сравнить: добрый или злой, хороший или плохой. НАП – 20 % Как выглядят, какое настроение вызывают; по книге рассказать о положительных или отрицательных качествах. Сравните описание героев АП – 36% Сравнительная характеристика героев, что общего и какие различия; через сравнение в описании героев можно понять задумку автора и глубже проникнуть в суть произведения; сопоставить портреты, как описываются герои, детали, эмоциональные впечатления от портретов, как внешний облик раскрывает внутренний мир, настроение в отдельных эпизодах. ЧАП – 18% Найти отличие одного героя от другого; определить характер героев по тем деталям, которые использует автор НАП – 36% Сосредоточиться и описать героев точно, адекватно и обоснованно; сравнить описание 1-го и 2-го героев по внешности, речи; опираясь на текст, описать внешний вид, настроение, поступки героев, определить, что этим хотел сказать автор.
Определите отношение автора к героям АП – 6, 7 % Прочитать текст и отметить слова, которыми автор описал свое отношение. ЧАП – 73,4. % Сказать, как автор относится к героям: к некоторым хорошо, к другим плохо; автор может изменить отношение к герою, если тот по рассказу меняется; автор к положительным героям относится положительно, к отрицательным – отрицательно; автор может относиться по-разному в зависимости от рассказа. НАП – 20 % То, что автор говорит в книге, надо запомнить и сказать; рассказать о внешнем виде героев, поступках; Определите отношение автора к героям АП –86,7%% Это проявляется через оценку героями других героев, по портретным деталям, по тому, как создается образ героя; поставить себя на место автора, проанализировать его речь ЧАП – 6,7% Отношение автора не может быть определено однозначно, это должно вызвать в классе полемику. НАП – 6,7% Какое место занимает автор среди героев данного произведения.

Итак, анализ показывает, что действительно наблюдаются существенные не столько количественные (статистически достоверными оказались лишь различия по пониманию цели всестороннего развития личности и сравнения описаний героев произведения), сколько качественные различия между учениками и педагогами в понимании практически всех предложенных для осмысления формулировок целей. При этом уровень адекватности понимания некоторых из них учащимися (таких, например, как «повышение качества обучения») оказывается несколько выше, чем у педагогов, по остальным формулировкам наблюдается обратная тенденция. В целом же неадекватные формулировки встречаются как в той, так и в другой группе участников исследования. Наибольшие затруднения у учащихся вызывают предельно общие формулировки целей, достаточно распространенная цель, встречающаяся на уроках по различным предметам «подробно анализируем…», а также цели, сформулированные как задания в учебниках для седьмого класса практически по всем рассмотренным предметам. Для педагогов большую сложность для понимания представляют общие цели деятельности и общие цели уроков.

Как показал психологический анализ уроков в среднем звене, проблема недопонимания поставленной цели учениками не относится к числу наиболее значимых у педагогов. Несмотря на то, что учащиеся редко дослушивают формулировки учебного задания до конца, а по мере выполнения задают вопросы, явно свидетельствующие о непонимании (типа «Читать все стихотворение или не обязательно?», «А суффикс при разборе слова надо выделять?», «А где писать?»), подавляющее большинство учителей не интересуются пониманием задания, с уверенностью утверждая, что все дети понимают, какое задание им дается. Не выполняют они их или выполняют неправильно, с точки зрения педагогов, только лишь потому, что «плохо себя вели», «не умеют, так как задание сложное», «задание неожиданное, и дети нервничают», «не готовы к уроку» и пр.

Основные критерии понимания, на которые, по их утверждениям, ориентируются педагоги, можно представить следующим образом: высокий уровень активности на уроке; полные, развернутые, четкие, уверенные ответы на вопросы; результаты выполнения контрольных работ; умные (не пустые) глаза у учеников, характер ошибок вписьменных работах (ошибки внимания; неправильное применение знаний или правил). Однако следует заметить, что наблюдение за реальными уроками показывает: абстрактное знание некоторых критериев понимания далеко не всегда участвует в оценке реальной ситуации на уроке. Реакции на непонимание носят экстернально-агрессивный характер, блокирующий, а не стимулирующий познавательную активность учащихся.

При этом представления педагогов о том, как и насколько хорошо учащиеся понимают цели своей учебной деятельности, являются далеко не однозначными. Менее 50% педагогов считают, что ученики ориентированы не на знания, а на хорошую успеваемость, получение высоких, хороших или удовлетворительных отметок, в крайнем случае, на отсутствие «двоек». Около 30% учителей предполагают, что школьники все-таки имеют своей целью приобретение новых знаний, хорошее знание учебного материала, усвоение материала урока, освоение учебной программы. При этом, выражая свое отношение к учащимся, некоторые из них оценивают позитивные стремления (усвоение по максимуму), а другие негативные (получить знания без особых усилий). Менее 10% приписывают учащимся только дальние цели: приобрести необходимый багаж знаний для дальнейшей жизни и деятельности, выучиться, чтобы получить приличную работу и в дальнейшем хорошее материальное положение, получить базу для продолжения образования, утвердиться в жизни, подготовиться к поступлению в учебное заведение более высокого звена. В некоторых суждениях в скрытой форме присутствует лишь желаемый эталон поведения и деятельности учащихся («цель учеников – дисциплина, соблюдение правил поведения, приемлемое поведение в школе, хорошие отношения с учителями и одноклассниками») и собственное отношение к школьникам («понимают правильно и адекватно, в основном плохо, кто как понимает»), сформулированное в образной форме одним из педагогов - «Ученик – это мусорная корзина, куда учителя складывают то, что знают сами». Только один раз в ответах учителей на этот вопрос встретилась формулировка, соответствующая истинной цели учебной деятельности, – научиться учиться.

Таким образом, процесс понимания цели деятельности как компонента совместной деятельности по целеполаганию, как показывают наши исследования, является в основном неэффективным как по организации, так и по достигаемым результатам и требует специальной теоретической и методической проработки и специально организованного обучения.

Для более подробного изучения характера организации процессов понимания и рефлексии был проведен психологический анализ уроков математики, русского языка, литературы (чтения), окружающего мира (природоведения, естествознания), истории, ИЗО, музыки учителей начальных классов школы № 43 г. Ярославля, в результате чего было выбрано два класса, в которых обучаются дети одного возраста (7 – 8 лет). Основанием выбора служила различная организация процесса постановки и обеспечения педагогами понимания и рефлексии цели учениками.

Наблюдение за поведением педагогов и учащихся на уроке показало, что учитель первого класса, формулируя для себя достаточно общие цели, не озвучивал их на уроке, в результате чего дети затруднялись рассказать о том, чем они занимались на уроке, давая неконкретные ответы или называя формы реагирования и действий учителя (ругал, писал, рассказывал) и формы организации работы (отвечали на вопросы, как писать слова и пр.), часто встречались ответы «Не знаю».

В результате анализа выяснилось, что учитель первого класса по существу не ставил перед собой задачу обеспечения понимания детьми целей урока и рефлексии этого понимания, тем более: цели урока практически ни разу не озвучивались в классе, дальние цели не формулировались, формулировались только сиюминутные задания, задания озвучивались без учета возможностей учеников по пониманию и достижению цели, понимание смысла задания не контролировалось. Для мотивирования деятельности использовались замечания типа: «Быстрее напишите – раньше пойдем домой». При ответе учеников учитель слушал их невнимательно, отвлекаясь на громкие замечания другим или записи на доске. Всегда исправлял ошибки только сам без привлечения класса, при этом нередко призывал всех посмеяться над тем, кто ошибся. При оценивании использовал только количественную форму, не применял объяснения причин получения той или иной отметки. В связи с эти ученики принимали только те цели, в которых основным мотиватором является стремление получить похвалу и желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников (потребность в признании).

Учитель второго класса использовал в постановке целей более подробные характеристики, озвучивал цели в начале урока и повторял их по ходу урока. Ответы детей этого класса более конкретны и больше соответствовали целям педагога. Этот учитель использовал достаточно большое количество способов отслеживания процесса принятия целей учениками: цели озвучивались, конкретизировались, решение о целях для конкретного задания и соответствующих действиях принималось совместно с учениками, использовался соревновательный эффект, любая цель делилась на более частные, для некоторых учеников цель перефразировалась в зависимости от понимания ими той или иной формулировки, цели постоянно проверялись и объяснялись, в процесс постановки целей вовлекались ученики, для проверки степени понимания использовался прием выражения мысли для другого и пр. В ходе работы учитель использовал наводящие вопросы, организовывал самоконтроль учащихся, комментировал оценки и замечания. Однако основными ориентирами в выборе способов деятельности, по его собственному замечанию, являлись не знания о правильности действий, а интуиция и личный опыт.

Оба педагога в качестве критериев понимания цели детьми использовали различные показатели. Если для первого учителя это – желание работать на уроке и «одинаковость» действий ребенка после изучения темы, отсутствие ошибок, то для второго – понимание вопросов, сформулированных учителем и прочитанных в учебнике, умение давать правильный ответ или исправить допущенные ошибки.

Для изучения проблемы понимания и рефлексии цели учащимися были выбраны три урока по основным предметам в каждом классе.

Перед началом каждого урока педагога просили ответить на вопрос о том, какие цели он планирует достичь на данном уроке. На уроке велось наблюдение за деятельностью педагога и учащихся. По окончании урока дети письменно отвечали на вопросы: 1) Чем вы занимались на уроке?, 2) Как вы думаете, о чем был этот урок?, 3) Чему вы научились на уроке?, 4) О чем рассказывал, спрашивал вас учитель на уроке? (Результаты представлены в табл. 5).

 

 

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: