1. Для чего необходима библиотека?
2. Как осуществляется поиск информации в библиотеке?
3. Что такое каталог?
4. Назовите виды каталогов.
5. Как осуществляется поиск информации по конкретным вопросам?
6. Назовите способы поиска информации в сети Интернет.
Раздел 4. Самостоятельная работа обучающихся
Работа с текстами
Самостоятельная работа обучающихся - это разнообразные виды индивидуальной деятельности обучающихся на занятиях по выполнению различных заданий под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия в специально отведенное для этого время.
Самостоятельная работа представляет собой комплекс условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самообучение. Учебная деятельность протекает без непосредственного участия преподавателя, но он обязательно контролирует ее результат, по возможности — процесс, корректирует его.
Чтение - одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной вам информации. Вариант чтения зависит от целей и условий этого процесса, от сложности содержания читаемого текста, трудности языка автора, заинтересованности читающего в получении результата, его индивидуальных особенностей и техники чтения.
Чтение - одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной информации. Развитие информационных технологий связано с необходимостью получать актуальные информационные материалы из различных источников, систематизировать их, определяя ценность знаний, объем которых постоянно возрастает.
Решив зафиксировать содержание какого-либо текста, следует выбирать тип письменной фиксации - выписки, тезисы, реферат, аннотацию.
1. Выписки. Умение делать выписки - основа работы над любой книгой. Выписки могут быть сделаны из конкретной части текста, содержать сокращения или обходиться без них. Выписки делают из «чужих» книг, статей, текстов и из собственных, ранее созданных текстов, при подготовке к устному выступлению для этой цели используют письменные материалы, данные эксперимента и т.д.
2. Тезисы в записи - это положения, вбирающие в себя сущность значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится добиться большей убедительности (определенная форма вывода, к которому он приходит). Тезис - это доказываемое или опровергаемое положение, обобщающее содержание источника информации.
3. Реферат — краткая, «обогащенная» запись идей, содержащихся в одном или нескольких первоисточниках. Лаконичное изложение в реферате мыслей автора первоисточника не допускает описания собственной позиции автора реферата по рассматриваемому вопросу. Он может лишь выразить согласие или несогласие с положениями первоисточника, обобщить их в резюме, разъяснить отдельные использованные в первоисточнике термины.
4. Аннотация - крайне сжатый справочный текст, включающий основные данные о книге. Аннотация, при некоторой схожести с рефератом, значительно отличается от него. Назначение реферата — замена подлинника кратким и обобщающим его вариантом, тем не менее достаточно полно отражающим его содержание.
Аннотация сообщает о наличии некоторых сведений, информативного материала из конкретной области знаний и в то же время дает краткую оценку этого материала, объясняя, кому и для чего он может быть полезен.
Выполнение чертежей, таблиц
Чертёж - это рисунок, изображающий предметы в определённом масштабе и в определённой проекции на носителе информации и изготовленный с применением чертёжных инструментов.
Таблица - особая форма передачи содержания, которую отличает от текста организация слов и чисел в колонки (графы) и горизонтальные строки таким образом, что каждый элемент является одновременно составной частью и строки, и колонки.
Между заголовком колонки, заголовком строки и их общим элементом устанавливается бессловесная, графическая смысловая связь, понимаемая читателем без перевода в словесную форму.
Выполнение расчётно-графических работ
Расчетно-графическая работа – это самостоятельное исследование студента. Выполняя расчетно-графическую работу студент совершенствует знания и умения, полученные в процессе изучения дисциплины, а именно: определять цель, выделять задачи, формулировать проблемы и находить способы их решения. Работая над расчетно-графической работой студент получает умения и навыки, которые будут полезными в будущем – при выполнении более сложных задач.
Целью написания расчетно-графической работы является:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений студента;
- приобретение опыта работы с литературой и другими источниками информации, умение обобщать и анализировать научную информацию, вырабатывать собственное отношение к проблеме;
- развитие навыков овладения специализированным программным обеспечением;
- проведение глубокого анализа результатов собственных исследований и формирование содержательных выводов относительно качества полученных результатов.
Расчетно-графическая работа выполняется в два этапа в соответствии со структурой дисциплины.
Этап выполнения расчетно-графической работы:
- выбор темы,
- определение актуальности и цели работы,
- подбор литературы и источников информации согласно избранной теме,
- сбор данных, необходимых для раскрытия избранной темы,
- систематизацию и структурирование данных,
- оформление результата выполнения.
- выбор метода обработки информации.
- обработку информации.
- получение результатов.
- формулирование выводов.
- оформление отчета.
- подготовка к публичной защите выполненной работы.
Отчет о выполнении расчетно-графической работы содержит схемы, таблицы, чертежи, диаграммы и т.д.