Зрительные дисфункции у детей

Учебное пособие

 для студентов факультета физической культуры

По дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры»

Факультет физической культуры

Направление подготовки: 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Профиль подготовки:  Адаптивное физическое воспитание

ВОЛОГДА

 

2016

УДК 37.037.1:796(075.8)
ББК 74.202.57я73

 

Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрения: учебное пособие для студентов факультета физической культуры по дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры» /сост.Н.Н. Мелентьева. – Вологда: ВоГУ, 2016. – 82 с.

 

Составитель: Н.Н.Мелентьева, канд.пед.наук, доцент 

 

                      

Рецензенты: А.В. Коковкин, канд.пед.наук, доцент,

                А.С.Лопухина, канд.пед.наук, доцент

 

 

В учебном пособии представлена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. В соответствии с базовыми сведениями предложена методика адаптивного физического воспитания, изложены особенности проведения подвижных игр, представлен примерный перечень подвижных игр для детей с нарушением зрения. Учебное пособие рекомендовано студентам факультета физической культуры (направление подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», профиль - адаптивное физическое воспитание) и учителям физической культуры специальных (коррекционных) школ III-IV вида. Приведены контрольные вопросы для самоконтроля.

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

 


ВВЕДЕНИЕ

Для формирования личности и устранения дефектов развития у детей, обучающихся в коррекционных школах, необходимы определенные условия. Как правило, дефекты психического и физического развития обусловлены органическим поражением центральной нервной системы. У таких детей снижение тонуса коры головного мозга приводит к неравномерному напряжению мышц, скованности в движениях.

Нередко у этих детей встречаются «стертые» двигательные нарушения. Они часто незаметны в бытовых условиях, но проявляются при физической нагрузке, особенно при выполнении сложных движений, хотя встречаются дети и с хорошо развитой моторикой, что обуславливает необходимость строго дифференцированного и индивидуального подхода.

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. При гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет, сужается диапазон возможностей дыхательной    и сердечнососудистой системы, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки.

Также наблюдается ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности.

Учитель физической культуры, инструктор по физическому воспитанию специальной коррекционной школы обязан знать дефекты каждого ученика, располагать данными медицинских осмотров, постоянно консультироваться с врачом школы, учитывать состояние ребенка на каждом уроке, дифференцированно планировать физическую нагрузку, особенно это касается детей, вернувшихся после болезни.

Физическое воспитание должно сопутствовать всему учебному процессу и пронизывать жизнь и быт школы. Кроме уроков и работы по укреплению здоровья в режиме дня большое внимание следует уделять внеклассной и внешкольной работе, по возможности почти всех детей вовлекать в физкультурные секции и кружки. Желательно ежемесячно проводить дни здоровья, внутришкольные соревнования по различным видам спорта, спортивно-театрализованные праздники.

Мерами предупреждения отрицательных последствий гипокинезии является расширение двигательной активности, закаливание, применение подвижных игр.

Особое значение должно отводится игре. Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они являются одним из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития. Однако подбор игр и игровых элементов в коррекционной школе отличается от того, что практикуется в обычной школе.

В школах для слабовидящих физическое воспитание является одним из важнейших средств всестороннего развития детей и подготовки, приобщения их к трудовой деятельности. Физическое воспитание слабовидящих имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.

Регулярные, правильно организованные физические упражнения благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечно-соудистой системы, нормализуют работу органов дыхания. Они повышают показатели физического развития, способствуют коррекции нарушенных функций, увеличивают работоспособность. Занятия физическими упражнениями делают движения детей более уверенными, четкими, согласованными.

 

I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

Зрительные дисфункции у детей

Близорукость (миопия) – недостаток преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия и что написано на доске. При чтении приближают книгу к глазам, сильно наклоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов.

Степени миопии: слабая – до 3D, средняя – от 3 до 6 D, высокая – свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза.

Факторы, способствующие возникновению и прогрессированию миопии:

- факторы, характеризующие общее состояние организма; перенесенные заболевания; хронические интоксикации, наследственность;

- факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение, неправильная посадка во время письма и чтения; нерациональная мебель в школе и дома; неправильный режим дня и другие гигиенические факторы.

Близорукость отмечена у 60% выпускников школ Российской Федерации (повышенные зрительные нагрузки). В городах отмечено большее количество детей с миопией, чем в сельской местности. Среди детей, занимающихся спортом, близорукость намного меньше. У детей, слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует.

Профилактика близорукости:

- общее укрепление организма;

- активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы;

- укрепление мышечно-связочного аппарата глаза;

- улучшение деятельности мышцы глаза;

- укрепление склеры.

Дальнозоркость (гиперметропия) – фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. Функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких.

Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в головной боли, тяжести в глазах, в области лба, головокружении, буквы при чтении сливаются, становятся неясными.

Степени дальнозоркости: слабая – до 3D, средняя – от 3 до 6 D, высокая – свыше 6 D. 

Противопоказаний к физически нагрузкам нет, т.к. дальнозоркость не сопровождается органическими поражениями глазного дна.

Косоглазие – отклонение одного глаза от общей точки фиксации. У детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ.

Причины: наследственность, поражение ЦНС, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка.

Содружественное косоглазие – подвижность глазных яблок не ограничена. Может быть постоянным, периодическим, сходящимся, расходящееся, односторонним, перемежающимся.

Подавляющее большинство детей с косоглазием может обучаться в массовых школах. Но если косоглазие сочетается с высокой степенью аномалий рефракции и снижением остроты зрения, дети обучаются в специальных школах 3-4 видов.

Паралитическое косоглазие обусловлено параличом или парезом одной или нескольких глазодвигательных мышц. Наблюдается ограничение или отсутствие подвижности косящего глаза в сторону парализованной мышцы. Причины: травма, опухоль, инфекции.

Астигматизм – сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы: выраженные явления зрительного утомления, головные боли. Причины: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы.

Нистагм (дрожание глаз) – самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению: горизонтальное, вертикальное, вращательное. По виду: маятникообразное, толчкообразное, смешанное.

Причины: поражение мозжечка, гипофиза, продолговатого мозга. Дети испытывают нечеткость восприятия, слабость зрения.

Амблиопия – понижение зрения без видимых причин. Выражается в снижении остроты центрального зрения. Причины: вынужденное бездействие глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения.

Катаракта – помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.

Глаукома – повышение внутриглазного давления, которое приводит к повышению внутричерепного давления.

Ретролентальная фиброплазия – заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80-100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки. Чаще всего заканчивается слепотой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: