Физическое воспитание детей с нарушениями слуха - одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы - находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.
Л.Д. Хода (2008) в своей работе «Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре» установила сенситивные периоды развития физических качеств неслышащих детей в возрасте от 4 до 17 лет. Так, в дошкольном возрасте сенситивными периодами являются: быстрота – 4-5 лет у мальчиков и девочек, сила - 4-5 лет у мальчиков и девочек, скоростно – силовые качества - 4-5 лет у мальчиков и девочек, координационные способности - 4-5 лет у мальчиков и девочек, выносливость – 5-6 лет у мальчиков и девочек, равновесие (статическое) – 5-6 лет у мальчиков и девочек.
|
|
Исследованиями ученых-сурдопедагогов установлено, что антропометрические показатели физического развития детей с недостатками слуха (рост, масса, окружность грудной клетки) почти не отличаются от антропометрических данных слышащих сверстников. Для глухих и слабослышащих характерно поступательное, хотя и неравномерное физическое развитие. Дисгармония в развитии глухих проявляется в более низком, по сравнению с нормой, уровня развития физических качеств. Особенно страдают из-за нарушения слуха такие качества, как точность, равновесие и координация движений, скоростно-силовые качества. Их развитие совершается неодинаково. Скоростно-силовые качества отличаются от нормы незначительно (отставание на 5-10%). Координация и точность движения глухих отстают от нормы в большей степени (на 15-20 %).
Функция равновесия - одна из сложнейших. В ней принимают участие несколько анализаторов (зрительный, вестибулярный, двигательный и тактильный). У многих детей с недостатками слуха нарушается деятельность вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесия в пространстве. У глухих детей уровень развития равновесия отстает от нормы в 3-5 раз. Так, по данным А. А. Коржовой (1993), слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполняют задания на сохранение статического равновесия, с которыми справляются их слышащие сверстники. Хотя в дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха начинается процесс улучшения состояния равновесия, резких изменений не происходит. Глухие по показателям равновесия уступают не только слышащим, но также слепым и умственно отсталым.
|
|
Неслышащие дошкольники отличаются от своих слышащих сверстников недостаточной двигательной подвижностью. Доказано, что неслышащие дети дошкольного возраста отстают от своих сверстников в психофизическом развитии на 1-3 года. Нарушения двигательной сферы у детей проявляются в снижении уровня развития основных двигательных качеств:
- отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и рук, скоростно-силовых качествах, скоростных качеств от 12 до 30%;
- в трудности сохранения статического и динамического равновесия: отставание от нормы в статическом равновесии до 30%, динамическом — до 21%;
- в недостаточно точной координации и неуверенности движений, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;
- в относительно низком уровне ориентировки в пространстве;
- в замедленной скорости выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности в целом по сравнению со слышащими детьми;
- недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;
- относительная замедленность овладения двигательными навыками;
- относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;
- замедленная реагирующая способность;
- отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;
- отставание в развитии жизненно важных физических способностей — скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей (Н.М. Назарова, 2000).
Таким образом, перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора.