Способы и приемы общения с детьми, имеющими нарушение слуха, на занятиях по физическому воспитанию

1. Система специальных жестов, выполняемых кистями рук.

2. Указания с помощью дактильной речи.

3. Указания с помощью карточек и картинок (ориентируют занимающихся, что и как делать: название движения, основные моменты техники и направление, схемы двигательного действия, выполнение под счет), исправляют грубые ошибки, вносят коррекцию.

4. Мимика и артикуляция преподавателя (С.П.Евсеев, 2014).

Особенности проведение подвижных игр для глухих

 и слабослышащих детей

При проведении подвижных игр необходимо учитывать следующие особенности физического и психического развития глухих и слабослышащих детей:

- затруднено восприятие мира, ограничены возможности общения с окружающими;

- частые простудные заболевания,

- общая ослабленность организма,

- низкая работоспособность, быстрая утомляемость,

- нарушение осанки,

- отставание развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости),

- труднее и дольше осваивают новые движения,

- испытывают трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений;

- плохая ориентация в пространстве,

- неустойчивость внимания,

- замедленное и непрочное запоминание,

- ограниченная речь, малый запас слов,

- неспособность к адекватному восприятию и воображению.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит повысит в процессе развития речи, повысить уровень отработки значений.

Как показывают наблюдения, игра не занимает ведущего места в работе с такими детьми. Причины: незнание педагогами особенностей игровой деятельности глухих и слабослышащих; перенесение в в детские сады для детей с нарушением слуха способов руководства игрой, характерных для массовых учреждений; трудности общения в процессе игры с низким уровнем речевого развития; отношение к игру со стороны сурдопедагогов как к второстепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия.

Методические рекомендации:

- вызвать интерес к играм;

- ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать,

- показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, командой, указанием),

- дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего;

- при показе дети должны повторять задание вслух;

- проводящий игру должен быть уверен, что все дети поняли задание.

Контрольные вопросы

1.Перечислите общие и коррекционные задачи, средства адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха.

2. Перечислите принципы проведения занятий у обучающимися, у которых установлены кохлеарные импланты.

3. Раскройте особенности физического и психического развития дошкольников с нарушением слуха.

4. Перечислите особенности развития двигательных качеств у дошкольников с нарушением слуха.

5. Перечислите методики развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

6. В чем особенности адаптивного физического воспитания у школьников с нарушением слуха?

7. Раскройте особенности проведения подвижных игр для глухих и слабослышащих детей.

Литература

1. Бабенкова, Р.Д. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях: методические рекомендации / Р.Д.Бабенкова, Г.В.Трофимова. – Москва, 1973. – 32 с.

2. Байкина, Н.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих / Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев. - Москва: Советский спорт, 1991. - 64с.

3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г.Богданова. - Москва: Академия, 2002. - 203с.

4. Вербина, В.В. Методика адаптивного физического воспитания для слабослышащих дошкольников на основе использования фитбол – гимнастики и «малой» акробатики / В.В.Вербина // Адаптивная физическая культура. – 2011. - №4. – С. 16-18.

5. Добрынина, Л.А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей: автореф. … канд. пед. наук. / Л.А.Добрынина – Хабаровск, 2002. – 21 с.

6. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие / А.А. Дмитриев. Москва: Изд. центр «Академия», 2002. -176с.

7. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / под общ.ред.проф. С.П.Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2014. – 298с.

8. Лубовский, В.И.Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – 2-е изд., испр. – Москва: «Академия», 2005. – 464с.

9. Назарова, А.Г. Игровой стретчинг: Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А.Г.Назарова. – Санкт-Петербург, 1993. - 65 с.

10. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Н.М. Назаровой. – Москва: «Академия», 2000. – 519 с.

11. Петров, Е.А. Рекреационный туризм в дополнительном образовании детей коррекционной школы I-II вида / Е.А.Петров, В.И.Павлухин //Научно-практический журнал «Ученые записки». - 2008. - №3 (37). - С.299-301.

12. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. - Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с. - (Коррекционная педагогика).

13. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - Москва: «Академия», 2002. – 312 с.

14. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное / Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 627с.

15. Таварткиладзе Г.А. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни / Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко. - Москва: Полиграф сервис, 2001. - 160с.

16. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова, С.П.Дуванова, Н.Б.Трофимова, Т.Ф.Пушкина. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 304с.

17. Филиппова, С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб.пособие для студентов факультетов физической культуры / Под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – Санкт-Петербург: ВВМ, 2004.-514с.

18. Хода, Л.Д. Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре/Л.Д. Хода// Научно – практический журнал «Ученые записки». – 2008. - №3 (37). – С. – 98-101.

19. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. - Москва: Советский спорт, 2003. - 464 с., ил.

20. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина. - Москва: ACADEMIA, 2000. – 176с.

21. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. учебное пособие. - 3-ие изд., переаб и доп. / В.Н.Шебеко. – Москва: «Академия», 1998. -192с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

  Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель. Развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны – «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначенную «Воздух».

Слово «пароход» - играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

 

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: