Практическая часть урока. (Слайд №5)

Тема урока: “Путешествие в музыкальный театр - опера“.

Изучение новой темы. (Слайд №1).

Учитель: Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в музыкальный театр – мы познакомимся с жанром опера. Погрузимся сначала в историю этого жанра.

История возникновения жанра.

  (Слайд №2).

Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства, и высоко ценится приверженцами классического искусства.

Опера начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу произведения.

За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации. Движущей силой всей оперы являются сольные арии. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.

Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.

Финалом оперного представления служит эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали. (Слайд №3).

Родиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение.

Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян. В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки.

Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия. Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный “драмой через музыку”. В противовес популярной в то время полифонии, произведения камераты представляли собой одноголосные мелодичные декламации. Театральная постановка и музыкальное сопровождение были призваны лишь подчеркнуть экспрессивность и чувственность поэзии.

Считается, что первая оперная постановка увидела свет в 1598 году. К сожалению, от произведения “Дафна”, написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название. Зато их же перу принадлежит “Эвридика”, которая является самой ранней из сохранившихся опер.

Оперу “Орфей”, написанную знаменитым Клаудио Монтеверди в 1607 году для мантуанского двора, и по сей день можно увидеть в театрах. Род Гонзага, который правил в те времена в Мантуе, внёс значительный вклад в зарождение оперного жанра.

Это направление развевалось в эпоху Возрождения. Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр “Сан-Кассиано”.

 Уже к середине XVII века оперное искусство, при поддержке аристократии, развилось в отдельный самостоятельный жанр и доступное развлечение для людей. Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом. “Ясон” Франческо Кавалли была самой популярной оперой XVII века. В связи с этим в 1660 году он был приглашён во Францию на свадьбу Людовика XIV. Антонио Чести, которого попросили написать оперу для австрийского рода Габсбургов, добился большего успеха. Его грандиозный спектакль “Золотое Яблоко” длился два дня.

В XVIII веке особую популярность приобрели такие жанры оперы, как опера-сериа и опера-буффа. Хотя оба они зародились в Неаполе, два жанра представляют собой принципиальные противоположности. Опера-сериа буквально означает “серьёзная опера”. Сериа отличается следующими качествами: исторические или мифологические сюжеты; преобладание речитативов над ариями; разделение роли музыки и текста; статичность действий; серьезный, трагедийный характер сюжета.

В это же время параллельно и независимо развивается комедийный жанр опера-буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям. Вылился этот жанр из коротких комедийных сценок, которые ставились в антрактах основного спектакля и являлись отдельными произведениями. Постепенно этот вид искусства приобрёл популярность и реализовался в качестве полноценных самостоятельных представлений. (Слайд №4).

За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы.

Опера-балет. Здесь важная роль отводится танцу. Сформировался во Франции в XVII—XVIII веках и был очень популярен при дворе, но со временем изжил себя.

Комическая опера. Для этого вида характерны юмор, динамичность и житейские сюжеты. 

Опера спасения. Появилась во Франции, во времена Великой французской революции. Для этого направления характерны тема героики, пафос, напряжённость повествования и обязательный счастливый конец.

Романтическая. Романтические сюжеты с элементами мистики. Зародилась в Германии, в XIX веке.

Большая опера. Главное направление оперы, появившееся после Великой французской революции. Характеризуется эпичными историческими сюжетами и красочностью.

Оперетта. Эстрадное направление, тесно связанное с комической оперой.

Практическая часть урока. (Слайд №5).

Учитель: Ребята, вы узнали, что такое жанр опера. Сейчас мы познакомимся с оперой “Садко” Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844 - 1908).

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера), он совершил трёхлетнее кругосветное путешествие.

   В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева (“Могучей кучкой”), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин.

Николай Андреевич Римский-Корсаков - композитор-сказочник: большая часть его наследия написана на сказочный сюжет - оперы “Сказка о царе Салтане”, “Снегурочка”, “Садко”, “Кащей Бессмертный”, “Золотой петушок”, “Майская ночь”, “Ночь перед Рождеством”, “Царская невеста”, “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” и другие - в которых отразилась глубокая увлеченность композитора национальной сказочностью и языческой мифологией. (Слайд №6).

САДКО

Опера-былина в семи картинах

Либретто Н. А. Римского-Корсакова и В. И. Бельского.

Действующие лица:

Фома Назарьич

Лука Зиновьич

} старшина и воевода, настоятели новгородские тенор бас

Садко, гусляр и певец в Новгороде

Любава Буслаевна, молодая жена его

Нежата, молодой гусляр из Киева-города

тенор меццо‑сопрано контральто
Дуда Сопель 1-й, 2-й }

скоморошины удалые

бас тенор 1-е и 2-е меццо‑сопрано

Варяжский

Индийский

Веденецкий

}

заморские гости

бас тенор баритон

Океан-море, царь морской

Волхова, царевна прекрасная, его дочь

молодшая

Видение: Старчище могуч-богатырь

во образе калики перехожего

бас   сопрано   баритон

Сюжет.

В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними молодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели Фома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством и властью. Нежата поет былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.

Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; легкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывет к берегу стадо лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили ее чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет, из озерной глубины послышался голос Морского царя, зовущего своих дочерей. Царевна Волхова и ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

Ждет не дождется Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришел Садко; с любовью и заботой она бросилась к нему, а он ее и слушать не хочет: его околдовала своей красотой царевна Волхова. Услышал Садко колокольный звон, вспомнилось ему обещание Морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.

На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Сюда пришел Садко со своей заветной думой. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказом гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил ее с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбешка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил тридцать кораблей и один корабль. Заморские купцы — варяжский, индийский и веденецкий — рассказывают о далеких странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Он простился с женой, с новгородским людом, и корабли отплыли в дальние неведомые края.

Двенадцать лет плавал Садко, и однажды остановился его корабль среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом — все стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий выпал Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на нее, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся вдали.

Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Вот и сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Садко уснул на зеленом берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И, лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зеленому лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены — Любавы Буслаевны. Пока они беседовали после долгой разлуки, взошло солнце, туман растаял, и открылась их взорам река Волхова, а по ней уже бегут к Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего — широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

Слушание музыки.

Учитель: Ребята, сейчас мы прослушаем песню Садко “Заиграйте, мои гусельки!”

Музыкальный анализ.

Учитель: Опишите пожалуйста музыкальный портрет нашего героя.

Ученики: Садко представился нам сильным, умным, добрым, веселым. Его самый любимый друг – это музыкальный инструмент гусли, с которыми Садко никогда не расстается. Гусли помогают и в радости, и в печали. Герой так искусно играет и поет, что завораживает своей игрой всех вокруг.

Учитель: Какими музыкальными средствами композитор изобразил этого героя?

Ученики: Музыка мажорная, веселая, подвижный темп, задорное настроение.

Слушание музыки.

Учитель: Ребята, сейчас мы прослушаем “Колыбельную царевны Волховы ”.

Музыкальный анализ.

Учитель: Какое настроение создает эта музыка?

Ученики: Таинственное, грустное, печальное, волшебное.

Учитель: К кому обращается царевна Волхова? О чем рассказывает в своей арии?

Ученики: Она убаюкивает Садко, Волхова любит его, но чувствует, что он ей не принадлежит – Садко скучает по дому, родному Новгороду и своей жене Любаве. Волхова отпускает Садко домой и сама жертвует собой – разливается рекой Волхов.

Учитель: Как передал композитор Римский-Корсаков чудо превращения царевны Волховы в реку?

Ученики: Композитор использовал звучание инструмента арфы – ее переливы звучат как журчание речных волн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: