1. Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
2. В гостях хорошо, а дома лучше.
3. Дома и стены помогают.
4. Мой дом — моя крепость.
Мебель
Существует несколько видов мебели: спальная, столовая, гостиная, кухонная. Они предназначены для разных целей: обязательный предмет для спальной — кровать или диван, для столовой — обеденный стол и стулья, а для кухни — буфет, мойка, холодильник.
Мебель делают в основном из дерева. Деревья пилят в лесу (пилой), там же обрубают ветки (топором), привозят на деревообрабатывающий завод, где с них снимают кору. Полученные брёвна распиливают вдоль на доски, а уже на мебельной фабрике из досок делается мебель. Занимаются этим столяры, плотники, а особо красивую мебель создают краснодеревщики. Для этого нужны стол-верстак и инструменты: пила, топор, рубанок, молоток, плоскогубцы, долото, отвёртка и др. Сверху мебель покрывают лаком; тогда она выглядит красиво и с неё легче вытирать пыль.
Для изготовления мебели нередко используют железо и пластмассу; иногда из такого материала делают только отдельные части, например ножки стола, стульев, сиденья или спинки.
|
|
Мебель есть в каждом доме, в каждой квартире.
План рассказа о любом предмете мебели
1. Название.
2. Назначение.
3. Из чего сделана?
4. Откуда берётся материал?
5. Кто делает мебель?
6. Какие применяются инструменты?
7. Части мебели.
8. Уход за мебелью.
Примерный рассказ — «Стол»
Стол — это мебель. Столы бывают обеденные, письменные, журнальные, компьютерные. За обеденным люди едят: завтракают, обедают, ужинают; за письменным —пишут, читают, рисуют, готовят уроки. На журнальном столике обычно лежат журналы, газеты, на компьютерном — всё, что относится к компьютеру. Столы делаются из гладких досок. Обеденный стол состоит из крышки и четырёх ножек. Крышка бывает прямоугольная, круглая или квадратная, из одной доски или из нескольких (раскладной стол). Так же делаются и журнальные столики, только они меньшего размера.
В письменных и компьютерных столах есть много ящиков и отделений. Если в письменном столе ящики только с одной стороны, то стол называют однотумбовым; если же с двух стороны, то двухтумбовым. В ящики кладут книги, тетради, бумагу и другие канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, линейки, ластики, треугольники, кнопки, скрепки, мелки, кисточки, краски и др. С мебели ежедневно следует стирать пыль.
Примерный словарь
Существительные: кресло, диван-кровать, тахта, шкаф,гардероб, тумбочка, сервант, буфет, ножка (стола, стула), спинка (стула, кровати...), сиденье, ручка; столяр, завод,
гарнитур, инструменты, сверло, рубанок, плоскогубцы, чертёж, стол-верстак.
|
|
Глаголы: ставить, расставить, вносить, выносить, передвигать, убирать, чистить, мыть, ремонтировать, вытирать (пыль), починить, строгать.
Прилагательные: высокий — низкий, широкий — узкий, круглый, прямоугольный, квадратный, большой — маленький, чистый — грязный, мягкий — твёрдый, деревянный, пластмассовый, железный, удобный, лакированный, блестящий, гладкий — шероховатый.
Наречия: умело, удобно, красиво, впереди, сзади, рядом, мягко, твёрдо, быстро, медленно.
Дидактические игры
Расставим мебель».
Ведущий называет предметы мебели, и дети распределяют их по комнатам (по назначению): кровать— в спальной комнате, буфет— на кухне.
Какая мебель?»
Обучающий называет комнату, а ребёнок перечисляет мебель, которая могла бы там быть.
Для чего это нужно?»
Обучающий называет предмет мебели, ребёнок — его назначение: кресло — «В кресло можно сесть и расслабиться, отдохнуть; спинка и сиденье в нём мягкие, для рук есть подлокотники — очень удобно сидеть!» Шкаф (гардероб) — «В шкафу хранится постельное бельё: простыни, пододеяльники, наволочки, нижнее бельё. Всё это лежит на полочках. Верхнюю одежду (платья, кофты, рубашки, брюки, костюмы), чтобы она не мялась, вешают на вешалки в шкафу».
Назови части предмета».
Стул — у стула мягкое или твёрдое сиденье, спинка и четыре ножки; шкаф —у шкафа три стенки: задняя и две боковые, верх, дно, дверь (дверки), ножки; внутри шкафа — полочки и вешалки.
5. «Найди общее».
Ребёнок сравнивает два предмета мебели: стол и стул — у них по четыре ножки; кресло и стул; стул и табурет; кровать и диван и др.
Найди разницу».
Можно называть те же предметы, что и в предыдущей игре.
Что лишнее?»
Стенка, стол, кровать, стулья, сервант (лишнее — кровать, она стоит в спальне, а всё остальное — в столовой); полка, буфет, тумбочка, кастрюля (лишнее — кастрюля, это не мебель, а посуда).
8. «Чего не хватает?»
Примерные картинки: стул без сиденья, кресло без левого (правого) подлокотника, письменный стол без ящика, шкаф без вешалки...
Отремонтируем».
Показываются те же картинки, а дети объясняют, что следует сделать и какие инструменты нужны для ремонта.
Какой предмет?»
Ведущий называет материал, из которого сделан предмет, а ребёнок — какой он (прилагательное). Например: полка сделана из дерева — полка деревянная; ножки у стола из железа — ножки железные; кресло у куклы из пластмассы — кресло пластмассовое.
Следить надо не только за правильным образованием слов, но и за использованием грамматических форм рода, числа.
Сложи правильно».
Ребёнок складывает рисунок из отдельных частей.
Определи целое по части».
Ребёнку показывают отдельные части мебели: сиденье, ножка стула, спинка кровати. Нужно определить предмет и назвать его остальные части.
Опиши предмет».
Дети по устному описанию определяют предмет. Угадавший получает картинку с изображением этого предмета.
Поможем кукле».
Поможем расставить мебель, привести в порядок комнат)'.
А что у вас?»
Дети рассказывают о мебели, которая есть у них дома.
Магазин».
Ребёнок-«покупатель» получает желаемый предмет мебели (картинку), если ответит на один-два вопроса «продавца».
Лото».
(Описание этой игры давалось ранее.)
Скороговорки и стихи
(Выделенные слова нужно объяснить заранее.)
1. Кресло рассохлось — не починить, а на свалку выбросить жалко.
Буду друзьям и гостям говорить, что это кресло-качалка.
2. Недаром пахнет он сосной.
Пришёл он из глуши лесной.
Сочилась из его ствола прозрачная смола.
Видал он белку, этот стол, она карабкалась на ствол,
Царапая кору. Он на ветвях качал галчат
|
|
И слышал, как они кричат, проснувшись поутру.
Но вот горячая пила глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он и упал... И в лесопилке нар, рекой
Он стал бревном, он стал доской,
Потом в столярной мастерской четвероногим стал.
На нём чертёж я разложу, когда пора придёт,
Чтобы потом по чертежу построить самолёт.
(С. Маршак)
3. Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я известный мастер по столярной части!
Смастерю я вам буфет, — простоит он сотню лет,
Вытешу из ёлки новенькие полки.
У меня, как в мастерской, всё, что нужно, под рукой:
Плоскогубцы, и пила, и топор, и два сверла,
Молоток, рубанок, долото, фуганок...
Не даётся мне буфет.
Сколочу я табурет,
Не хромой, не шаткий, чистенький и гладкий.
Вот и стал я столяром, заработал топором.
Я по этой части знаменитый мастер!
(С. Маршак)
4. Нужные работники — столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено: сначала мы берём бревно
И пилим доски, длинные и плоские.
Эти доски вот так зажимает стол-верстак.
От работы пила раскалилась добела.
Из-под пилки сыплются опилки.
Рубанок в руки — работа другая:
Сучки, закорюки рубанком строгаем.
Готовим понемножку то ящик, то ножку.
Сделали вот столько стульев и столиков!
(В. Маяковский)
Загадки
1. Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки.
2. Под одной шапкой четыре брата стоят.
3. Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас вы садились много раз.
Отгадки: 1,2. Стол. 3. Стул
Профессия
Ещё в дошкольном возрасте в детском саду дети знакомятся с трудом взрослых. Воспитательница учит детей, няня убирает в группе, накрывает столы к обеду, повар готовит для всех еду, плотник ремонтирует столы, стулья, кроватки, чтобы всем было удобно сидеть, спать: продукты для детского сада получает завхоз, привозит их на машине шофёр.
Наблюдая за строительством дома, дети узнают о таких профессиях, как инженер, монтажник, рабочий, сварщиик, верхолаз (см. «Дом и его части»).
Экскурсия в поле, на хлебозавод и последующая беседа о хлебе, овощах дают представление о профессиях хлеборобов и овощеводов.
|
|
Приходя в швейный цех, в ателье, дети знакомятся с трудом швей — рукодельниц и портных, в библиотеке наблюдают за работой библиотекаря, в школе с ними беседует учитель. Из бесед они узнают, что врач лечит людей, ставит градусники, чтобы измерить температуру выписывает рецепты, делает уколы, мажет ранку йодом или зелёнкой. Художник рисует картины кистью и красками; артисты выступают в театрах.
Постепенно дети начинают интересоваться профессией своих родителей: где и кем они работают, что конкретно делают. Хорошо, когда дома об этом говорят, и ребёнок, считая профессию мамы и папы самой важной, гордится этим.
План рассказа о любой профессии
1. Кем работает человек? 4. Какими инструментами пользуется?
2. Где он работает? 5. Что он создаёт?
3. Что он делает? 6. Какую пользу приносит?
(Демонстрируется картинка.)