Глава 12. Меры обеспечения конкуренции и ответственность

ЗА НАРУШЕНИЕ КОНКУРЕНТНОГО (АНТИМОНОПОЛЬНОГО)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

§ 1. Общая характеристика мер обеспечения конкуренции

 

Под мерами обеспечения конкуренции следует понимать меры государственного принуждения, применяемые к физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти и местного самоуправления в случае нарушения ими антимонопольного законодательства или наличия информации о планировании ими действий, способных привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Как следует из приведенного определения, меры обеспечения конкуренции применяются как в тех случаях, когда нарушение антимонопольного законодательства уже совершено, так и в тех случаях, когда только возникла угроза такого нарушения. Это свидетельствует о том, что рассматриваемые меры применяются не только с целью привлечения нарушителя к ответственности, но и с целью превенции - предупреждения возможного нарушения антимонопольного законодательства в будущем.

Меры обеспечения конкуренции могут быть разделены на две группы.

 

                 ┌──────────────────┐

                 │ Меры обеспечения │

                 │ конкуренции │

                 └─────────┬────────┘

    ┌──────────────────────┴─────────────────────┐

┌────────┴────────┐                    ┌─────────┴──────────┐

│ Меры защиты │                    │Меры ответственности│

│ конкуренции │                    │ за нарушение │

└─────────────────┘                    │ антимонопольного │

                                       │ законодательства │

                                       └────────────────────┘

 

К мерам защиты конкуренции следует отнести:

1. Выдачу антимонопольным органом предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства <174>.

--------------------------------

<174> О выдаче предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства см. § 2 гл. 13.

 

2. Выдачу антимонопольным органом предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства <175>.

--------------------------------

<175> О выдаче предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, см. § 5 гл. 13.

 

3. Выдачу антимонопольным органом предписаний.

4. Направление антимонопольным органом в Центральный банк Российской Федерации предложений о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых им актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство.

5. Внесение антимонопольным органом в лицензирующие органы предложений об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий.

В другую группу мер обеспечения конкуренции входят меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Российским законодательством предусмотрены следующие виды ответственности за нарушение законодательства о защите конкуренции:

- гражданско-правовая ответственность;

- административная ответственность;

- уголовная ответственность.

При этом следует понимать, что рассматриваемые две группы мер обеспечения конкуренции имеют разную правовую природу. Так, меры защиты конкуренции (выдача предостережений, предупреждений, предписаний и предложений) полностью входят в предмет регулирования антимонопольного законодательства и закреплены в Законе о защите конкуренции. Меры ответственности закреплены в ином отраслевом законодательстве - ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ.

Единственное исключение из указанного разграничения представляет такой особый вид ответственности, как принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход. Данная мера ответственности закреплена ст. 38 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении организации либо решение о выделении из ее состава одной или нескольких организаций.

Статья 38 Закона о защите конкуренции также содержит положение, согласно которому созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц. Таким образом, принудительное разделение должно приводить к созданию совершенно независимых друг от друга организаций, которые станут конкурентами на рынке.

Основание для применения такой меры ответственности - систематическое осуществление монополистической деятельности организацией, занимающей доминирующее положение.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30% и менее общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Практика применения данной статьи в настоящее время отсутствует, антимонопольный орган ни разу не предъявлял подобные иски.

В литературе не сложилось единой точки зрения по вопросу отраслевой принадлежности представленной меры ответственности: она может быть отнесена к мерам административной ответственности, в то же время принудительное разделение организации не указано в качестве вида административной ответственности в КоАП РФ.

Представляется, что в данном случае следует говорить об отдельной мере антимонопольной ответственности <176> по следующим причинам. Во-первых, основанием для ее применения является нарушение запретов, закрепленных в антимонопольном законодательстве, и нарушение норм другой отраслевой принадлежности не может повлечь применение данной меры. Во-вторых, рассмотренная ст. 38 Закона о защите конкуренции расположена в главе об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, т.е. закреплена в самом антимонопольном законе, что также является дополнительным аргументом, позволяющим сделать вывод о наличии отдельной антимонопольной ответственности.

--------------------------------

<176> В таком случае следует также говорить и о существовании самостоятельного вида антимонопольной ответственности.

 

Таким образом, существующая система мер обеспечения конкуренции схематично может быть представлена следующим образом.

 

                 ┌──────────────────┐

                 │ Меры обеспечения │

                 │ конкуренции │

                 └─────────┬────────┘

    ┌──────────────────────┴───────────────────────┐

┌────────┴────────┐                      ┌─────────┴──────────┐

│ Меры защиты │                      │Меры ответственности│

│ конкуренции │                      │ за нарушение │

└┬────────────────┘                      │ антимонопольного │

 │                                       │ законодательства │

 │ ┌──────────────────────┐              └─┬──────────────────┘

 │ │   Выдача   │                │ ┌───────────────────────┐

 │ │ предостережений │                │ │     Меры    │

 ├─┤ о недопустимости │                ├─┤ гражданско-правовой │

 │ │  нарушений │                │ │ ответственности │

 │ └──────────────────────┘                │ └───────────────────────┘

 │ ┌──────────────────────┐                │ ┌───────────────────────┐

 │ │   Выдача   │                │ │     Меры    │

 │ │ предостережений │                ├─┤ административной │

 ├─┤ о прекращении │                │ │ ответственности │

 │ │действий (бездействия)│                │ └───────────────────────┘

 │ └──────────────────────┘                │ ┌───────────────────────┐

 │ ┌──────────────────────┐                   │ │ Меры уголовной │

 ├─┤ Выдача предписаний │                ├─┤ ответственности │

 │ └──────────────────────┘                │ └───────────────────────┘

 │ ┌──────────────────────┐                │ ┌───────────────────────┐

 │ │ Направление в ЦБ РФ │                │ │     Меры    │

 │ │ предложений │                └─┤ антимонопольной │

 ├─┤ о проведении в │                  │ ответственности │

 │ │ соответствие с АМЗ │                  └───────────────────────┘

 │ │ актов или прекращении│

 │ │  действий  │

 │ └──────────────────────┘

 │ ┌──────────────────────┐

 │ │ Направление │

 │ │ в лицензирующие │

 └─┤ органы предложений │

│ об аннулировании, │

│ отзыве лицензий │

└──────────────────────┘

 

По своей правовой природе к особой антимонопольной ответственности близки оборотные штрафы - денежные взыскания, выражающиеся в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо начальной стоимости предмета торгов. Данная мера ответственности с учетом особого порядка расчета такого штрафа - в зависимости от размера выручки правонарушителя на том рынке, где было совершено нарушение антимонопольного законодательства, - применяется только к нарушителям антимонопольного законодательства.

Далее с учетом положений КоАП РФ оборотные штрафы будут рассмотрены в рамках параграфа об административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

 

§ 2. Предписание антимонопольного органа

как вид меры защиты конкуренции

 

С учетом того, что основания и порядок выдачи антимонопольным органом предостережений и предупреждений рассматриваются в гл. 13, остановимся более подробно на характеристике таких мер защиты конкуренции, как предписания антимонопольного органа.

В зависимости от содержания следует выделить следующие виды предписаний:

1. Предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав (при предоставлении государственной или муниципальной преференции путем передачи государственного или муниципального имущества) (ст. 21 Закона о защите конкуренции).

2. Предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию (ст. 21 Закона о защите конкуренции).

3. Предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

4. Предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

5. Предписание о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

6. Предписание о прекращении недобросовестной конкуренции (пп. "г" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

7. Предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

8. Предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства (пп. "е" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

9. Предписание о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства (пп. "з" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

10. Предписание о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

11. Предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства (пп. "к" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

12. Предписание об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией (пп. "л" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

13. Предписание о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания (пп. "м" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

14. Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия, о продаже определенного объема продукции на бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на бирже в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

15. Предписание об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство (пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

16. Предписание о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство (пп. "б" п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

17. Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (пп. "г" п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

18. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (пп. "б" п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

Предписания, указанные в п. 15, 16, 17 и 18 вышеуказанного перечня, выдаются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным органам или организациям, осуществляющим функции органов власти или местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам. При этом пп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции содержит оговорку, что указанным органам могут быть выданы и иные по своему содержанию предписания - о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.

19. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов (пп. "а" п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции). Такое предписание выдается организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества или организатору продажи.

20. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе предписания о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее требование (пп. "в" п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции). Данные предписания выдаются организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей.

Как следует из пп. "ж" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции (может быть выдано предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства) и пп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции (органам власти могут выдаваться предписания о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства), данный перечень не является исчерпывающим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: