Этнические стереотипы

 

Этнические стереотипы - раз­новидность стереотипов социальных.

Этнические стереотипы - упрощенный, схематизиро­ванный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устой­чивый образ какой-либо этнической общности, распростра­няемый на всех ее представителей.

 

С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представле­ний о других народах. Нередко при определении этниче­ского стереотипа подчеркивается, с одной стороны, его це­лостность, ярко выраженная ценностная окраска, а с дру­гой — наличие так называемого ошибочного компонента, препятствующего более полному, адекватному взаимопони­манию людей и выступающему в качестве своеобразных шор, которые искажают видение особенностей поведения даже собственного этноса.

Система пред­ставлений, настроений, действий и свойств отдельных эт­нических общностей, отраженных в стереотипах, является элементом этнической психологии.

 

Этнические стереотипы представляют собой устойчивые представления не только о себе (автостереотипы), но и пред­ставления о других народах и чужих элементах культур.

 

Иногда разные этнические группы приписывают друг другу один и тот же обычай. Например, в нашей стране и во Франции, когда человек уходит из гостей не прощаясь, это называется «уходить по-английски». В Соединенных Шта­тах и Англии тот же самый обычай называется — «уйти по-французски».

Впервые понятие «стереотип» ввел в науку американский психолог У. Липпман. С оциальный стереотип  -упорядоченную, схематичную, детерминиро­ванную культурой «картинку мира» в голове человека.

Две причины выработки стереотипов.

 

1. Реализация принципа эко­номии усилий, характерного для повседневного человече­ского мышления.

 Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, а подводят их под уже имеющиеся категории. В этих случаях познавательный процесс остается на уров­не обыденного сознания, ограничиваясь житейским опы­том, основанным на типичных для данной общности пред­ставлениях.

Для продук­тивного функционирования стереотипа необходимо расчле­нение индивидом окружающей действительности с помо­щью процессов категоризации. При этом категоризация мо­жет разворачиваться посредством либо когнитивных, либо аффективных, либо поведенческих составляющих психи­ки индивида.

 

2.  Защита групповых ценностей реализующейся в виде утверждения своей непо­хожести, специфичности. Образно говоря, стереотипы — это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида, ему уютно за стенами этой крепости, ибо там он чувствует себя в безопасности.

 

Социальный стереотип -устойчивое психическое образование, в котором схематизирован-но, упрощенно и эмоционально отражается некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представите­лей.

  Стереотипы являются чувственно окрашенными образ­ами, аккумулирующими в себе социальный и психологи­ческий опыт общения и взаимоотношений индивидов.

 

Стереотип обладает рядом качеств:

в статическом плане — целостностью, оценочностью, ценностной окраской, нали­чием доли ошибочной информации;

в динамическом пла­не —устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации;

в струк­турном плане — сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов.

 

Этнический стереотип - обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп.

 

В стереотипе выделяют четыре основных параметра:

1. Содержание —набор характеристик, приписываемых этнической группе.

2. Степень согласованности — единообразие характе­ристик, приписываемых этнической группе.

3. Направленность — общее положительное или отри­цательное восприятие объекта стереотипизирования.

4. интенсивность – степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе (можно получить ранжированием характеристик, приписываемых этнической группе).

 

На социальном уровне этнический стереотип имеет две функции:

идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы)

 идентифицирующую (создание и сохранение положитель­ного образа «мы», что достигается прежде всего с помо­щью ритуалов и невербальных средств).

 

Этнический стереотип может быть

автостереотипом, то есть описы­вать собственную этническую группу, и гетеростереоти-пом, то есть описывать другую этническую группу.

 

На ста­новление этнических авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:

 

1. Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов. В идеальном слу­чае формирование этого набора происходит в непро­тиворечивом единстве, присущем ценностному отра­жению, ценностному атрибутированию действитель­ности этнической элитой.

 

2. Социально-психологическая представлеыность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосред­ственного окружения индивида. Установлено, что ин­дивид тем легче идентифицирует себя с определен­ной группой, чем больше его коммуникативных свя­зей замыкается внутри нее.

 3. Индивидуально-психологическое бытие индивида, то есть совокупность реальных фактов его жизни.

 

Вопрос о соотношении понятий «стереотип», «установ­ка», «предрассудок», несмотря на сравнительно давнюю историю исследований, пока является дискуссионным.

Од­ни исследователи склонны рассматривать стереотип как когнитивный элемент установки.

Другие отождествляют понятия «установка» и «стереотип».

Третьи считают, что сначала у людей формируется установка, а затем стерео­тип наполняется соответствующим этой установке содер­жанием.

Четвертые склонны считать стереотип формой вы­ражения установки, которая придает стереотипу опреде­ленную направленность и интенсивность.

Некоторые авторы под этническим предрассудком понимают прежде всего этнический стереотип, наполненный враждебным отношением к стереотипизируемой группе; при этом эт­нический стереотип представляется как результат этноцен-трирования, то есть четко выраженной склонности рас­сматривать ценности другого народа сквозь призму цен­ностей своего этноса.

 

В отечественной социальной психологии подход к дан­ной проблеме разрабатывается в рамках теории отношений. Стереотип и установка рассматриваются как стадии созре­вания и становления психологических отношений, понимае­мых как целостная система индивидуальных, избиратель­ных, сознательных связей личности с различными сторона­ми объективной действительности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: