Этнические экспектации - ролевая и нормативная регуляция социального взаимодействия людей. (ожидаемое поведение членов этнической группы).
Социальная роль - социальная функция, реализуемая человеком на уровне социального поведения как представителя определенной этнической группы.
Упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями. Обязанность — это то, что человек вынужден делать, исходя из своей социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет.
социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.
Суть социальных ролей – исполнять обязанности, которые диктуются определенной ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим.
В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные роли.
|
|
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). В интеракционистских концепциях такие роли называются конвенционными (конвенция — соглашение). Это стандартные безличные роли, состоящие из прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.
Выделяют социально-демографические (этнические, профессиональные и т. п.) роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями, экспектациями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются статусом человека (лидер, кумир, любимый, изгой и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. – социально-типические роли.
По степени проявления выделяют активные и л атентные социальные роли.
Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке);
латентные не отражаются в актуальной ситуации, хотя человек потенциально является носителем данной роли (например, этнофоры).
Поскольку каждый человек, как правило, входит в разнообразные социальные группы, в которых он не может находиться одновременно, он имеет большое количество латентных социальных ролей.
|
|
По способу усвоения роли делятся на предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью) и приобретенные, которые человек усваивает в процессе социализации и этнизации.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.
Так, роли юноши, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их выполнения. Здесь может быть только проблема соответствия человека своей роли, которая уже существует как данность.
Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, специалиста, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Социальные роли существенно различаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания, вызванные утратой близкого человека, являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и самоконтроль, как, например, работа следователя или хирурга.
Экспектации окружающих, социальные нормы, обычаи или даже мода могут определять те или иные уровни эмоций человека в определенной ситуации. Даже исторические эпохи могут предопределить эмоциональные проявления у людей, обусловленные их социальными ролями.
Мотивация принятия роли зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами.
Человек, по теории Парсонса, чуть ли не с первых дней жизни оказывается интегрированным в социальную систему, где существуют определенные экспектации и санкции тносительно его поведения.
Без прогнозирования ответного поведения невозможно представить нормальное, конструктивное взаимодействие.
Неадекватность этнических экспектаций служит причиной большинства конфликтов, возникающих на этнической почве.