Способы разрешения межэтнических конфликтов

Существует пять способов разрешения межэтнических конфликтов.

 

1.Геттоизацией (от слова «гетто»). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероис­поведания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду — ок­ружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды. Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изо­лированные и замкнутые районы, населенные представи­телями других культур. Это китайские кварталы или целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются вы­ходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе мно­гих десятилетий миграции турецких рабочих и интеллек­туалов-беженцев возникла не просто турецкая диаспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жителей — турки, и даже улицы в этом районе имеют турецкий облик, который придают им реклама и объявления почти исключительно на турецком языке, турецкие закусочные и рестораны, ту­рецкие банки и бюро путешествий, представительства ту­рецких партий и турецкие политические лозунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни сло­ва по-немецки.

 

2. Ассимиляция. В случае ассими­ляции индивид полностью отказывается от своей культу­ры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, ли­бо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать. Такое сопротивление встречается, напри­мер, в некоторых европейских странах (во Франции, в Гер­мании) по отношению к новым иммигрантам из России и стран СНГ, которые хотят стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного овладения язы­ком и достижения приемлемого уровня повседневной ком­петентности среда не принимает их как своих, они посто­янно «выталкиваются» в ту среду, которую по аналогии с невидимым колледжем (термин социологии) можно на­звать невидимым гетто — в круг соплеменников и «сокуль-турников», вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких иммигрантов, вклю­ченных в инокультурную среду с раннего детства, асси­миляция не составляет проблемы.

 

3.   Промежуточный состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Это немецкие философы и      ученые, покинувшие Германию после прихода к власти на­цистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах.

 

4. Частичная ас­симиляция когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требо­ваниями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в рели­гиозной сфере — нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурных противоречий, по­жалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно асси­милируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины.

 

5. Культурная колонизация - когда представители чужого этноса, при­быв в страну, активно навязывают титульному этносу соб­ственные ценности, нормы и модели поведения.

 

 

От типа и формы конфликта зависят возможности и спо­собы его разрешения.

 

Методом ослабления конфликта яв­ляется деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с по­мощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам. В процессе урегу­лирования конфликта важно исключить воздействие фак­торов, способных консолидировать ту или иную конфлик­тующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза ее применения. Конфликт в Чечне весьма наглядно продемонстрировал это.

 

Способом ослабления конфликтов является использова­ние широкого спектра санкций — от символических до во­енных. Так, в ситуациях, когда военные операции шли на территории государств ближнего зарубежья, а Вооружен­ные Силы и военная промышленность официально пере­шли под юрисдикцию России, она использовала в качестве меры воздействия дозирование или прекращение поставок \у вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам. Вооруженное вмешательство считается допустимым только в одном случае: если в ходе насильствен­ного конфликта имеют место массовые нарушения прав че­ловека.

 

Информационный путь - взаимный обмен информацией ме­жду группами с соблюдением условий, способствующих из­менению ситуации.

Например, во время армяно-азербайджанского конфликта по поводу Нагорного Карабаха обе конфликтующие сторо­ны обвиняли московские средства массовой информации в сочувствии противоположной стороне, отключали каналы Центрального телевидения бывшего СССР, запрещали рас­пространение российских газет в своей республике (в Азер­байджане — за проармянскую позицию, в Армении — за проазербайджанскую). Положение несколько стабилизиро­валось, когда стали передавать и публиковать репортажи, отражающие точку зрения двух конфликтующих сторон.

 

Прерывание конфликта – переговорные процессы- вопросы – обмен пленными, захоронение, затем экономические и социальные вопросы, политические – в последнюю очередь.

Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каж­дая сторона стремилась найти удовлетворительные реше­ния не только для себя, но и для партнера. Как говорят кон­фликтологи, надо сменить модель «выигрыш —проигрыш» на модели «выигрыш — выигрыш» или «проигрыш — про­игрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует за­креплять документально.

 

Особенности этнополитических процессов в современной России

 

По последней советской переписи населения (1989 г.) в России было зафиксировано 127 этнических общностей. По итогам первой российской микропереписи (1994 г.), насчитывалось уже 176 нацио­нальностей с четкой этнической самоидентификацией. Очевидно, в последней переписи (2002 г.) их будет около 200. Этот феномен объяс­няется тем, что многие народы, считавшиеся в советское время асси­милировавшимися с родственными народами, в условиях возможно­сти свободного этнического волеизъявления заявили о своей само­идентификации. Более того, оказалось, что при этом они в действи­тельности сохранили свою самобытность, язык и традиции, доказы­вая еще раз жизнеспособность этнической энергии.

 

Формой государственного устройства России признан федерализм.

Федерация — форма государственного устройства, при которой вхо­дящие в состав государства члены федерации имеют свои конститу­ции, законодательные, исполнительные и судебные органы, суще­ствующие с федеральными органами государственной власти.

Принятие Конституции 1993 г. ознаменовало переход от консти­туционно-договорной Федерации к конституционной. Ее основными чертами являются:

• множественность субъектов Федерации (их 89);

• дифференциация субъектов Федерации на: республики (их 21), края (их 6), области (их 49), города федерального значения (их 2), автономную область (1), автономные округа (их 10);

• национально-территориальный принцип;

• автономные округа (кроме Чукотского), являясь субъектами Фе­дерации, входят в состав краев и областей.

 

Главная проблема: что делать с принципом права наций на самоопределение (провозглашенного, между прочим, в Консти­туции РФ)? Если признать его полностью и на деле, а не на сло­вах, то в перспективе мы имеем сотни две-три сугубо суверен­ных осколка некогда единого государства, распад на которые будет сопровождаться конфликтами наподобие нынешнего рос­сийско-чеченского. А не признать — тоже нельзя, ибо это будет означать возврат к имперским традициям.

Действенно старое правило: конфликты легче предупредить, чем впоследствии разрешить. На это и должна быть направлена национальная политика государства. У нашего сегодняшнего государства такой четкой и внятной политики пока что нет. И не только потому, что у политиков «руки не доходят», а в значительной степени потому, что неясна исходная общая концепция национального строительства в мультиэтнической России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: