Тема 5. Политическая праксеология

 

Политическое действие как проблема философии политики. М. Вебер и его последователи.

Дискурсы революций и реформ: от «Государства и революции» - к «Государству и эволюции».

Vita active Х. Аренд: основные параметры. М. Фуко: знание – власть – сексуальность как модусы политической деятельности. «Креативность действия» Х. Йоаса.

Политика как разновидность духовного производства. Политика как вид культурной деятельности.

Политическое планирование: социальная перспектива и горизонты долгосрочного развития.

Политическая жизнь цифрового общества. Век «цифровой эпохи». Информационная революция и её политические последствия.

Семинар № 5.

устный опрос, примерные вопросы:

Вопросы:

1. Понятие политической деятельности.

2. Революции и революционаризм.

3. Понятие и типы реформ в политической и экономической жизни.

 

Литература

1. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. – М.: Изд-во МГУ, 1996.

2. Гаджиев К.С. Политическая философия. – М.: Юрайт, 1998.

3. Эйзенштадт С. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. – М.: Аспект Пресс, 1999.

4. Фундаментальная социология. Т. VI. Социальные деформации. – М.: Инфра-М, 2005. С. 228 – 277.

5. Кара-Мурза С.Г. Революции на экспорт. – М.: Эксмо, 2006

6. Расторгуев В.Н. Философия политики. Методология политического планирования. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Издательство Юрайт, 2017.

 



Тема 6. Политическая эпистемология.

Политическая эпистемология как субдисциплина о политическом знании. Философские предпосылки существования политики. Стохастичность политики. Неповторяемость политических феноменов. Парадигмы познания политики.

Парадигмы Аристотеля и Макиавелли. Парадигмы М. Фуко и Г. Беккера. Парадигмы бихевиоризма и когнитивизма. Конкурентность и взаимодополняемая парадигм. Эпистемиологизм versus практической философии. Язык и политическая эпистемология. Эпистемологические типы политической рефлексии: «простаки», «меньшинство, которое говорит» и «идеологический класс». Превращение политической эпистемологии в науку.

К пониманию рациональности. Рациональность по Веберу, Витгенштейну, Тулмину. Коммуникативная рациональность по Хабермасу. Локальные и глобальные интерпретации рациональности.

Синергетическая рациональность (энактивизм). От сложности – к сверхсложности. Аутопоэзис (Н. Луман).

Рациональность политических технологий и политической апологии. Рациональность политики в диалектике триады "цель - средства - результат".

Иррациональное в политике. Мифополитические структуры и реальные политические формы. Национальная мифология и политика.

 

 

Семинар № 6.

устный опрос, примерные вопросы:

1. Парадигмы познания политики.

2. Рациональное и иррациональное в политике.

3. Политика и истина: возможно ли сопряжение?

 

Литература

1. Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

2. Панарин А.С. Философия политики. Учебное пособие. – М.: Новая школа, 1996.

3. Рікер П. Історія та істина. – К.: «КМ Академія», 2001.

4. Берлин И. Подлинная цель познания. Избранные эссе. – М.: Канон+, 2002.

5. Расторгуев В.Н. Философия политики. Методология политического планирования. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Издательство Юрайт, 2017.

6. Карадже Т.В. Политическая философия. М.: МПГУ, 2017.

 

Темы эссе:

Универсализм и номинализм в познании политических процессов и явлений.

Политическое знание и политическая интуиция.

Понятие политической картины мира.

Ценностные координаты политической эпистемологии.

 

 



Тема 7. Политическая этика.

Проблема соотношения политики и морали. Морализаторский, автономический, негативистский, компромиссный подходы. Институционализация нравственных требований.

Цели и средства в политике: моральная транскрипция.

Насилие и ненасилие в политике. Макиавелли – Маркс – Ницше. М.К. Ганди – Л.Н. Толстой – М.Л. Кинг. Позиция «сопротивления злу силой» И.А. Ильина.

Концепция «справедливости» Дж. Роулза и её критика.

Новый «категорический императив»: этика Г. Йонаса. От «золотого» - к «алмазному правилу».

Политика в мире «постправды». «Постправда» как моральная слепота. Забвения истины бытия. «Текучее зло» (З. Бауман).

Семинар № 7.

устный опрос, примерные вопросы:

 

1. Понятие политической этики.

2. Основные этические парадигмы в рамках политической деятельности.

3. Проблемы насилия и ненасилия в политической жизни.

 

Литература

 

1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

2. Ильин И.А. Наши задачи. В 2 тт. – М.: Рарог, 1992.

3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник. 4-е изд. М.: Аспект Пресс, 2003.

4. Бадью А. Этика. Очерк о сознании зла. СПб.: Machina, 2006.

5. Паренти М. Власть над миром. Истинные цели американского империализма. М.: Поколение, 2006.

6. Бауман З., Донскис Л. Моральная слепота. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019.

7. Бауман З., Донскис Л. Текучее зло. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019.

Темы эссе:

Политические ценности.

Моральна ли политика?

Национальное и универсальное в политике.

Проблемы справедливости и равенства в политической философии.

 

 

Тестовые задания.

 

 

1. Слово «политика» в переводе с греческого означает:

 1) искусство государственного управления;

2) власть народа;

3) общее дело

4) призвание и профессию.

 

2. Выберите верный вариант ответа:

1) политика является самостоятельной сферой жизни общества, кото­рая существует изолированно от иных сфер жизни общества;

2) политика тесно взаимодействует с другими сферами жизни общества, в частности с экономической и правовой сферами;

3) в современном демократическом государстве политика наиболее тесно взаимодействует с духовной сферой жизни общества;

4) политика тотальна.

 

3. Признаком политической власти является:

1) делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

2) использование механизма организованного принуждения с опорой на систему санкций, применяемых за нарушение установленных норм;

3) наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции по сравнению с другими властными аппаратами, что­бы следить за исполнением законов; 4) все вышеперечисленное.

 

4. Как называется тип легитимности политической власти, когда власть основывается на вере в исключительные качества, особые способности политического лидера, на личном авторитете правителя?

1) рациональный;

2) идеологический;

3) традиционный;

4) харизматический.

 

5. Слово «демократия» в переводе с греческого означает:

1) «бюрократия»;

2) «общее дело»;

3) «власть народа»;

4) народную вольницу.

 

6. Что такое политическая власть?

1) реализация способности быть политическим лидером.

2) совокупность широких политических полномочий.

3) способность, возможность и право воздействовать на людей, проводить свою волю в политике.

4) результат широкой народной поддержки на выборах

 

7. К источникам политической власти относится?

1) право, авторитет, принуждение, убеждение, популизм.

2) господство, руководство, контроль, организация, координация.

3) легитимность, действенность, терпимость, самокритичность, предусмотрительность, реальность, твердость.

4) сила, богатство, престиж, статус, организация, знание, информация, харизма.

 

8. Утверждение Аристотеля «Человек есть политическое животное» означает, что …

 1) Аристотель биологизировал политику;

 2) в мире животных есть политические явления;

 3) человек и животное за пределами политики одно и тоже;

 4) политика отсутствует в животном мире, а утверждение Аристотеля надо понимать фигурально.

 

9. Соотношение представителей философии эпохи Возрождения и социально-политических течений:

1) М. Лютер – философия Реформации;

 2) Т. Мор – философия социалистов-утопистов;

 3) Н. Макиавелли – политическая философия;

4) Т. Мюнцер – философия Реформации.

 

 

10. Правовая установка «разрешено все, что не запрещено законом» не учитывает … аспекты общественных отношений:

1) политические;

2) религиозные;

3) моральные;

4) культурно-цивилизационные.

 

11. Права, которые Д. Локк считал неотъемлемыми и непередаваемыми государству:

1) на жизнь, свободу, равенство;

2) на собственность, жизнь, свободу, равенство;

3) право избирать, право быть избранным, свободу слова;

4) на свободу совести, вероисповедания, свободно распространять религиозные и иные убеждения.

 

12. Мораль – это …

1) система нормативных требований общества;

2) система оптимальных требований к поведению человека, не обладающая характером долженствования;

3) нравственные критерии для оценки явлений, процессов действительности;

 4) неправовая и неполитическая, но, тем не менее, нормативная идеология, вырабатываемая обществом независимо от государства.

 

 

13. В эпоху Возрождения …

1) утверждается политико-правовой теоцентризм;

2) происходит становление материалистического понимания государства и права;

3) происходит замена религиозно-политического культа бога культом земного человека;

4) осуществляется обожествление земного порядка, в том числе, государства.

 

14. В гражданском обществе …

1) личность является высшей целью или самоцелью общественного развития;

2) обеспечен приоритет государства над личностью;

3) общие интересы определяют характер политико-правовой реальности;

4) личность не несет обязанностей перед государством.

 

15. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил …

1) Хрисипп;

2) Сократ;

3) Платон;

4) Аристотель.

 

 16. Утверждение Гегеля «моральные законы несравненно выше человеческих» означает …

1) необязательность соблюдения моральных требований;

2) ненаказуемость нарушений моральных норм;

3) государственный характер юридического законодательства;

4) негосударственное происхождение морали;

5) принадлежность морально-нравственного комплекса гражданскому обществу.

 

 17. Идеи, лежащие в основе теории общественного договора:

1) человек по природе добр;

2) природа человека изначально зла;

3) прообраз государства – семья, в которой старший защищает и заботится о младшем, а младший уважает и подчиняется старшему;

4) государство – механизм, которому невозможно противостоять, но необходимо подчиняться.

 

18. Представитель Французского Просвещения, который считал, что частная собственность породила страх, войну, имущественное расслоение:

1) Ж.-Ж. Руссо;

2) Вольтер;

3) Д. Дидро;

4) Ш. Монтескьё.

 

19. Критерий «политического» как свой – чужой, друг – враг определял:

 1) Ю. Хабермас;

 2) М. Фуко;

3)  К. Шмитт;

4) Ж.-Ж. Руссо

 

20. Кто из философов определял политику как ненасилие?

1) М.Вебер;

2) Х. Арендт;

3)  К Маркс;

4) А.С. Панарин.

 

21. Утверждение о том, что свобода – не только разум, но и воля, а законы хороши, когда они соответствуют нашей воле, принадлежит;

1) Дж. Локку;

 2) Ж.-Ж. Руссо;

3) Т. Гоббсу;

4) И. Бентаму.

 

22. Какое идеологическое течение исходит, как правило, из сохранения «статус-кво», т.е. настоящего положения вещей и признает существующее на данный момент устройство общества как соответствующее справедливости?

1) Либерализм;

2) Консерватизм;

3) Социализм;

4) Коммунизм.

 

23.  Консервативная точка зрения на соотношение свободы и равенства – это:

1) Свобода и равенство находятся в «напряжении» друг с другом; люди должны каким-то образом примирить их;

2) Нет противоречия между стремлением к свободе и равенству;

3) Свобода и равенство сущностно противоречивы.

4) Свобода и равенство – непересекающиеся понятия и реальности.

 

24. «Политика – это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» - это определение политики принадлежит:

1) Р. Далю;

2) К. Марксу;

3) М. Веберу;

4) К. Попперу.

 

 25. «Политика – борьба классов» - это определение политики:  

1) М. Вебера;

2) К. Маркса;

3) Мао Цзедуну;

4) С. Хантингтону.

 

 

26. Русские философы в своих убеждениях исходили из принципа …


1) «человек по природе зол»;

2) «человека не перевоспитаешь»;

3) «человек – существо обучаемое»;

4) «человек по природе добр».

 

27. Политическая идеология либерализма в качестве основной ценности предполагает …

1) демократию;

 

2) принцип отделения частных интересов от интересов общества и государства;


3) духовное развитие общества;


4) свободу человека.

28. «Общество» и «государство» впервые стал различать …
1) Ж-Ж. Русс;

2) Н. Макиавелли;          

3) Ш.-Л. Монтескье;

4) Т. Гоббс.

 

29. Философ, обосновавший право народа на восстание, считавший главной причиной противоречий в обществе частную собственность…

1) Ж.-Ж. Руссо;


2) Ш.-Л. Монтескье;


3) М.Ф.А. де Вольтер;

 

4) В.И. Ленин.

 

 

30. Каково верное утверждение?:

 

1) право и мораль – суть одно и то же;

 

2) мораль первична по отношению к праву;


3) право является базисом формирования морали;


4) право и мораль не имеют граней соприкосновения.

 

31. «Политический процесс» - это:


1) совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели;
2) взаимодействие социальных и политических структур общества;
3) нормативные, официально-желательные факторы и явления;
4) форма функционирования политической системы общества, эволюционирующий в пространстве и времени.


32. Связь политической культуры с традициями общества:


1) прямо противоречит им;
2) основывается на них;
3) не имеет к ним никакого отношения;
4) частично зависит от них.


33. Способ манипулирования политическим сознанием, для которого характерна апелляция к «воле народа», затушевывающая амбиции отдельных политиков, элиты и т.п.:


1) политическая идеологи;
2) популизм;
3) политический миф;
4) политическая утопия.

 

34. Какое положение консервативной идеологии является одним из основополагающих и противопоставляет консерватизм либерализму и социализму?

 

1) критика Французской революции и революционного сознания;

2) допущение социальных изменений эволюционным путем;

3) неприятие революционной ломки социального строя;

4) отрицание рационалистической философии Просвещения.

 

 

35. Какое положение является основополагающим для социалистической идеологии?

 

1) ограничение либеральных ценностей;

2) исторический материализм;

3) коллективная собственность и уравнительное распределение;

4) негативное отношение к частной собственности и индивидуальной свободе.

Тематика рефератов:

1. Мир политического как объект политико-философской рефлексии.

2. Философия политики в системе социально-гуманитарного знания 3. Политическая философия и практика.

4. Природа мира политического.

5. Место политической сферы в структуре общества.

6. Интегративная роль политического.

7. Понятие пространства и его значение для политического знания.

8. Протяженность и дискретность политического пространства.

9. Политико-географическое и структурное (условное) политическое пространство.

10. Механизмы трансляции политических явлений и изменений в пространстве.   

11. Геополитика как выражение онтологии межнациональных интересов.

12. Глобализация политических процессов и сжатие современного политического пространства.

13.Структура политического пространства.

14. Цивилизационный подход и политическое пространство.

15. Концепция конфликта цивилизаций С. Хантингтона и диалога цивилизаций А.С. Панарина.

16. Проблема политико-пространственной самоидентификации России.

17. Развитие представлений о времени в философии истории.

18. Физическое и политическое время.

19. Циклическая и линейная модели политического времени.

20. Эсхатологизм и финализм в политической философии. Проблема "конца истории".

21. Прерывность и непрерывность политического времени.

22. Неравномерность временных параметров политических изменений.

23. Временная последовательность и детерминация.

24. Структурирование времени (стадиальный подход, идея "осевого времени" К.Ясперса).

25.Политическое время Востока и политическое время Запада.

26. Проблема современности и ускорения времени.

27. Классическая (ньютоновская) и постклассическая картины мира.

28. Синергетика и политика.

29. Особенности политических закономерностей.

30. Политический детерминизм и случайность в политике.

31. Проблема политической необходимости.

32. Вариативность в политике.

33. Политический выбор.

34. Политическая телеология.

35. Асимметрия властных отношений.

36.Многообразие видов власти. Политическая власть.

37. Эзотеричность и рациональность власти.

38. Иррациональные проявления власти.

39. Проблема культурной гегемонии.

40. Традиции и специфика власти в России.

41.Объект и механизмы формирования политического сознания.

42. Детерминация политического сознания.

43. Понятие политических ценностей.

44. Политические ценности в системе социальных ценностей.

45. Политические идеалы.

46. Политическая утопия.

47. Понятие истины. Политическая истина.

48. Конвеционалистские, верификационистские, прагматические, праксиологические основания в подходе к истине в познании мира политического.

49. Соотношение истины и ценностей в политическом познании.

50. Проблема истинности, ложности, ошибочности политических норм, ценностей и суждений.

51. Относительная истинность политологического знания.

52. Политологическая теория и политологическая гипотеза.

53. Проблема возможности существования универсальной методологии политического познания.

54. Информационное неравенство и политический гегемонизм.

55. Властные аспекты образования и знаний.

56. Язык политики.

 
























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: