Практическое задание

1. Попробуйте произнести слово «пришла» с выражением угрозы, радости, восхищения, негодования, удивления, нерешительности.

2. Произнесите предложение «Сегодня мы идем на каток» с вопросительной, утвердительной, требовательной, отрицающей, мечтательной, деловой, радостной интонацией.

Важным моментом в звучащей речи является логическое ударение – это выделенность слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью.

Например:

1. Ты это сделал или кто-то другой?

Ты это сделал или что-то другое?

Ты это сделал или не сделал?

  1. Я это стихотворение вчера выучил.

Я это стихотворение вчера выучил.

Я это стихотворение вчера выучил.

Я это стихотворение вчера выучил.

Я это стихотворение вчера выучил.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ

Интенсивность звучания зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.

На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интен­сивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко или плавно.

Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

Жизненная ситуация, психическое состояние чело­века, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, каким тоном он будет гово­рить речь, вести разговор. Так, на митинге, параде, на вокзале (к примеру, когда один находится в вагоне, адругой на перроне), если собеседники разделены рас­стоянием, а необходимо сказать что-то важное, в таких ситуациях позволительно говорить громко. Когда же человек находится в семье или в кругу друзей, на приеме у врача, в кабинете начальника, в трамвае, в магазине или другом общественном месте, то громкая речь будет свидетельствовать о невоспитанности или чрезмерной нервозности, Возбужденном состоянии или, наконец, о стремлении говорящего обратить на себя внимание.

ТЕМП

Темп речи (тал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость произнесения речевых элементов. Темп речи измеряют двумя способами: числом звуков (или слогов), произносимых в единицу времени (например, в секун­ду), или средней длительностью звука (слога). Длитель­ность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды — миллисекундах (мс). Темп речи каждого от­дельного индивидуума может меняться в широких пре­делах — от 60-70 мс при беглой речи до 150-200 мс при медленной. Существует также и зависимость темпа от индивидуальных особенностей говорящего.

Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напе­чатанного через 1,5 интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты.

Темп речи может изменяться. Это зависит от содер­жания высказывания, эмоционального настроя говоря­щего, жизненной ситуации.

Не сложно, например, определить, от чего зависит темп произнесения предложений:

  • Скорей бежим к лесу!
  • Он идет медленно, нога за ногу заплетается.
  • Ползет, как черепаха.
  • Какой долгий и пасмурный день сегодня!

Темп речи в данном случае определяется содержа­нием предложений. Первое призывает к скорой реак­ции, к быстрому действию, поэтому произнесение убы­стряется. Второе и третье предложения характеризуют замедленное действие. Чтобы это подчеркнуть, говоря­щий растягивает произношение звуков, темп речи за­медляется. В последнем предложении акцент падает на слова долгий и пасмурный. Замедление речи при произ­несении позволяет как бы изобразить предмет, интона­ционно подчеркнуть его протяженность.

Чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье — замедляют его.

Очень медленный темп характерен также для речи затрудненной, речи тяжело больного, очень старого человека. В замедленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга, торжественное обе­щание.

Темп речи имеет большое значение для успеха выступления.

Встречаются люди, которые при всех обстоятельст­вах говорят очень быстро, именно о них сложены пословицы: «За твоим языком не поспеешь босиком», «Строчит, как из пулемета», «Тысячу слов в минуту», «Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать».

Быстрая речь, особенно если это лекция, требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, т. е. перестать слушать выступающе­го.

Быстрая речь не всегда бывает понятной. Причины этого могут быть различными:

  1. Выступающий по неопытности намечает много вопросов и считает необходимым в отведенное ему время успеть все изложить.
  2. Лектор, оратор пренебрежительно относится к аудитории и стремится поскорее закончить свое вы­ступление.
  3. Иногда быстрая речь бывает обусловлена робос­тью выступающего, страхом перед аудиторией.

Нежелательна и замедленная речь. Оней народ говорит: «У него слово слову костыль подаст», «Слово за словом на тараканьих ножках ползет», «Говорит, как воду цедит».

Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослаб­ляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

Лектору важно уметь изменять темп речи. Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выводы), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряется.

Обратим внимание еще на одно явление.

Студент обращается к декану: «Здравствуйте, Александр Александрович!»

Сосед подошел во дворе к соседу: «Здрасьте, Аль-сан Альсаныч!»

Встретились два приятеля: «Здрась, Сан Саныч!»

Приветствия различаются стилем произноше­ния.

Когда мы находимся в официальной обстановке, выступаем перед большой аудиторией, когда хотим, чтобы все нас слышали и понимали, тогда замедляем темп речи, стараемся выговаривать каждый звук, каж­дое слово. Такой стиль произношения называется пол­ным.

В неофициальной обстановке, в семейном кругу чаще всего используется неполный, разговорный стиль. Стиль речи, а точнее ее темп может свидетельство­вать о пренебрежительном отношении говорящего к тому, с кем разговаривает.

Опыт показывает, что темп речи очень сильно связан со свойствами личности и поэтому зачастую с трудом поддается регулированию. Некоторые люди говорят быстрее, чем способны думать. «Он заговорил меня до смерти» — могут сказать об импульсивном знакомом, словоизвержение которого напоминает извержение лавы.

Депутат Герман Шмитт-Вокенхаузен «превзошел» в бундестаге 60-х годов всех быстроговорящих; он произносил 320 слогов в минуту и приводил стенографисток в ужас. Когда он посетил съезд стенографистов в Карлсруэ, он сказал: «Собственно, я хочу лишь убедиться в том, что сегодня еще могут писать так быстро, как я говорю».

Многие ораторы, особенно начинающие, как правило, говорят слишком быстро.

♦ Мы не произносим речь всегда с одной и той же скоростью. Мы меняем темп.

Важные мысли нужно произносить медленнее и более убедительно. Но также справедливы слова: variatio delec-tat — изменение радует и оживляет.

Основной темп речи сообразуют с имеющимся поводом и содержанием речи. В случае торжественной речи он медленнее и размереннее, чем в случае воинственной речи. Мы говорим плавно, не ставим себе целью «отбубнить» нашу речь в рекордное время. Хорошо подвешенный язык — еще не мера настоящего искусства речи.

В старину Маттиас Клаудиус написал своему сыну Йоханнесу: «Там, где слова слетают слишком легко и плавно, будь настороже, потому что лошадь, везущая тележку с грузом, идет медленным шагом». Можно взять на вооружение также наглядный и образный способ, который дал Спэрджен в лекции своим кандидатам в проповедники: «Слишком медленная речь ужасна и может совсем расшатать нервы полных жизни слушателей. Ибо кто может выслушать оратора, ползущего со скоростью два километра в час? Сегодня слово и завтра будет одно — да это поджаривание на медленном огне, которое может быть отрадой только для мученика. Но слишком быстрая речь, гонка, неистовство, буйство также непростительны. Невозможно ни на кого произвести впечатление, разве только что, может быть, на слабоумных, так как вместо упорядоченного войска слов к нам является толпа черни, и смысл полностью тонет в море звуков».

Последний компонент интонации — тембр. Это — дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. Поэтому тембр называют еще «цветом» голо­са.

По тембру голоса устанавливают его тип: бас, бари­тон, тенор, сопрано и др.

Тип голоса может быть общим, но у каждого чело­века свой тембр, как и отпечатки пальцев.

Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональ­ные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон. В таком случае тембр и тон становятся терминами-дублетами.

Характер тембра настолько бывает разнообразным, аего восприятие субъективным, что ученые в описа­нии особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие то зрительное воспри­ятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твердый, тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий сухой, гладкий), то ассоциативное (бархат­ный, медный, золотой, серебряный, металлический), то эмоциональное (угрюмый, хмурый, раздосадованный, ве­селый, ликующий, резвый, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный).

Действительно, очень трудно дать точное описание тембру, если у каждого человека своя тембровая окрас­ка.

Назначение интонации состоит в том, что она придает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер.

Синтаксическая функция интонации состоит в том, что она указывает:

- конец фразы,

- ее законченность или незаконченность,

- к какому типу относится предложение, содержит оно вопрос, восклицание или повествование.

В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

. Паузы.

Редко кто из говорящих задумывается над тем, что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают. Считается, что пауза особой роли в речи не играет, что ее никто не замечает, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха в легкие.

А почему же тогда, если наш собеседник во время разговора вдруг делает паузу, мы испытываем чувство волнения: что это с ним произошло? не приступ ли? или он на что-то обиделся? или засомневался в право­те моих слов? И с нетерпением ждем, когда последует продолжение разговора.

Действительно, пауза (лат. pausa от греч. pausis — прекращение, остановка) — временная остановка зву­чания, в течение которой речевые органы не артикули­руют и которая разрывает поток речи. Пауза — это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже есть такая наука — паузология. Первый паузолог США профессор О'Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40-50% времени.

1. «Пустые» паузы встречаются часто в обыденной обста­новке. Есть люди очень ограниченные, их интеллект слабо развит, они почти ничего не читали, мало что знают. Когда они вступают в разговор, то речь их бывает «испещрена» паузами, ничего не значащими, не несу­щими никакой информации. Такие паузы не создают комфорта при общении, они затягивают разговор, а некоторых собеседников даже раздражают.

2. С пустой паузой, порожденной от­сутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации, то есть паузы обдумывания, размышления. Чаще всего паузы хезитации встречаются в речи людей, обсуждающих политические, социальные, на­учные проблемы, когда у выступающих еще не сфор­мировалось окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумы­вают его. Паузы помогают говорящим оформить свои мысли и предложения, находить лучшую, наиболее точную и ясную форму изложения. Паузы размышле­ния возникают в любом месте высказывания и отража­ют колебания при выборе возможных речевых средств. Их могут заменять сочетания слов: «пожалуй», «точнее сказать...», «лучше сформулировать так...», «правильнее будет...», «нет, не так надо сказать...» После этих ого­ворок дается новая формулировка мысли. Паузы хези­тации уместны и необходимы.

3. Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, называются интонационно-логическими.

Есть пословица «За твоим языком не поспеешь босиком». Люди, которые быстро говорят, чаще всего неправильно распределяют паузы, неправильно членят текст на смысловые отрывки, чем затрудняют воспри­ятие речи.

Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед произнесением текста вслух навести порядок в словах, правильно соединить их в группы, то есть в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к како­му относится, как они объединяются, из каких отрез­ков складывается фраза.

Изменение места интонационно-логической паузы в одном и том же предложении может значительно изменить его смысл. Например, «Казнить // нельзя // помиловать».

4. В теории публичной речи, кроме интонационно-логической, выделяют еще психологическую паузу.

Психологические паузы служат для выделения слов, несущих дополнительную нагрузку, они усиливают значение отдельных слов. По сути это эмоциональная интерпретация текста.

5. Помимо пауз хезитации, логических и психологи­ческих выделяются еще интонационно-синтаксические паузы. Они соответствуют знакам препинания в пись­менной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза — на месте запятой, а самую длинную требует точка. Интонационно-синтаксической паузой отделяются в звучащей речи однородные члены пред­ложения, вставные конструкции, обращения; пауза заполняет то место в предложении, где подразумевает­ся пропуск слова.

6. Ситуативные паузы.

Представим себе такую картину: идут вступитель­ные экзамены. Абитуриенты пишут - диктант. Препода­ватель читает текст медленно, повторяет части предло­жения и, повторяя, делает паузы. Что это за паузы? Как они называются? Какова их функция?

На плацу маршируют новобран­цы. Раздается команда: «На ле... во! Шагом... марш!»

Надо, чтобы абитуриенты успели написать текст дик­танта, чтобы новобранцы успели подготовиться выполнить команду. Поскольку паузы вызваны той или иной ситуацией, они называ­ются ситуативными.

7. Последняя разновидность — паузы физиологичес­кие.Они появляются, когда не хватает воздуха в лег­ких, особенно при одышке, или когда поражена цент­ральная нервная система и в результате забывается нужное слово, трудно выразить какую-нибудь мысль. Хорошо, если человек обходится без таких пауз.

По своей продолжительности паузы бывают короткие, средние и длительные. В разговорной речи чаще используются короткие паузы. Преобладание длинных пауз на фоне нейтральных говорит о торжественном, возвышенном характере текста, а также об официальности заявления или сообщения.

К. С. Станиславский: «Пауза — важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей».

4. Развитие голоса и речи.

Наблюдение

Овладеть речевой культурой может каждый. Но для этого необходимо прислушиваться к живой речи, побольше читать и размышлять над тем, как автор выразил свои мысли, анализировать речевые недочеты, обращаться к справочникам и словарям. Над своей речью необходимо работать постоянно. Попробуйте записывать все, что вы говорите, на маг­нитофон. Подержите его какое-то время включен­ным. Когда вы забудете о его существовании, когда не будете больше задумываться над тем, что ваши слова регистрируются на пленке, вы сможете полу­чить достоверное представление о вашей повседнев­ной речи. Прокрутите запись, вслушайтесь в свой голос. Как правило, после этого напоминания о необходимо­сти самокритики оказываются излишними. Вы сразу поймете, над чем еще необходимо поработать, и на­верняка заметите, что ваша интонация могла бы быть более выразительна, а языковые средства зна­чительно богаче. Практически каждый, кто исследо­вал свою речь подобным образом, приходит к выводу, что она нуждается в совершенствовании.

Повседневность

Следует обращать внимание на культуру речево­го общения в быту. Важно всегда говорить правиль­но, точно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать их.

Если человек, к примеру, привык в обиходной речи неправильно ставить ударение в слове, то он неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове поставлен знак ударения. Забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной, особенно для человека, выступающего публично.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных про­блем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях и т.п. Все это развивает, позволяет приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

Письмо

Повышает культуру речи систематическая работа по написанию писем (деловых и личных), докладных и служебных записок, текстов собственных выступлений.

Не следует забывать утверждения великого ора­тора Цицерона: «Перо — лучший друг, превосход­нейший творец и наставник красноречия!»

Анализ выступлений

Повышению мастерства способствует и критический анализ выступлений. Присутствуя на заседаниях, совещаниях, конференциях, публичных лекциях, слу­шая выступления по радио, телевидению, обращайте внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, язык, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении, что вызывает от­рицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступаю­щего, а какие - наоборот. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ве­дет себя в непредвиденных ситуациях.

С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать собственные выступления, оп­ределяя, в чем их достоинства и недостатки.

Выявите свои сильные и слабые стороны, выраба­тывайте и совершенствуйте стиль выступления, по­зволяющий в максимальной степени использовать ваши особенности и способности.

Работа над дикцией

Нередко встречаются люди, у которых вместо дикции – фикция.

Разработаны специальные скороговорки, которые вырабатывают хорошую дикцию. Вначале их следует произносить медленно, затем постепенно увеличивать темп, добиваясь отчетливого произношения слов и отдельных звуков:

«Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла ук­рала кларнет».

«Всех скороговорок не переговоришь и не выгово­ришь».

«Бык, бык, тупогуб, тупогубонький бычок. У быка бела губа была тупа».

«От топота копыт пыль по полю летит».

«Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать» и т.д.

Гимнастика голоса

Часто людей подводит голос: он быстро утомля­ется, хрипит, теряет выразительность. Специальные упражнения помогают избежать подобных осложне­ний, а в холодную погоду - и уберечь голосовой аппарат от простудных заболеваний.

В первую очередь для сохранения здоровья и предупреждения расстройств голоса важно всегда пользоваться носовым дыханием.

Лекция №6. Невербальные средства оратора.

Когда глаза говорят одно, а язык – другое,

опытный человек больше верит первым.

Р.Эмерсон

«Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике», - Цицерон. Язык мимики, жестов, телодвижений называется языком неречевого общения. Способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действительности и поступков называется неречевым поведением.

Неречевые средства могут быть сведены к кинесическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения), к временным характеристикам взаимодействия.

Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функцию в процессе общения.

Чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего, проанализировать его неречевое поведение.

Народная мудрость оставила нам выражение: "Встречают по одежке". И чего мы только не делаем, чтобы по одежке приняли хорошо: повязываем непривычный для нас галстук, который давит шею и не дает дышать, начищаем до блеска обувь, просиживаем часами у парикмахера, гоняемся за французской косметикой, - словом, лишь бы поразить всех наповал. Но почему бы нам не позаботиться о "психологической одежке"? По ней ведь тоже встречают!

По мнению американского психолога Э.Берна, в каждом из нас живут три человека, по-своему воспринимающих мир. Он назвал их Родитель, Взрослый и Ребенок.

Родитель - это наша система жизненных стереотипов, воспринятых еще в детстве или сформировавшихся потом в результате воспитания, система представлений о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Родитель - это область "надо".

Тот, кто с удовольствием, поучает других, командует, постоянно к чему-то придирается, кому трудно угодить, кто вечно брюзжит: - "А вот в наше время!", - тот имеет ярко выраженного, сверхразвитого Родителя. Наоборот, человек со слабым, практически отсутствующим Родителем, может быть назван "человеком без совести".

Ребенок - сфера эмоций, юмора, творчества, чувства собственного достоинства, любви и т.д. Наверняка всем из нас знакомы невероятно эмоциональные люди, настроение которых меняется от крайности к крайности в течение считанных минут, капризные, очень вспыльчивые, мнительные и т.д., - это люди со сверхразвитым, неконтролируемым состоянием Ребенка. И наоборот,' тот, у кого Ребенок очень слаб или задавлен разумом, может быть назван "человеком без радости", Ребенок-это область "хочу".

И наконец, Взрослый - сфера знаний, информации, самостоятельного 'принятия решений, трезвого анализа. Взрослый выступает своеобразным "весовщиком" между «надо» Родителя и «хочу» Ребенка. Взрослый - это область "возможно, разумно".

Наиболее взвешенно и бесконфликтно общение проходит, если в нем активно участвует Взрослый. Способное" "включать" Взрослого - это способность объективно оценивать людей и ситуации, не поддаваться предрассудкам Родителя и иллюзиям Ребенка.

Когда мы встречаемся с кем-нибудь, нас оценивают все три человека, живущие в нем: Родитель, Взрослый и Ребенок. Точно так же оцениваем других и мы. Представим следующую ситуацию. Мы находимся на лекции, ну скажем, по проблемам семейных отношений. Лектор зашла в зал и направилась мимо нас к трибуне. Пахнуло духами, напоминающими те, которыми пользовалась когда-то наша первая любовь, - невольно возникли приятные ассоциации-воспоминания. Лектор, оказалась очень миловидной брюнеткой с огромными завораживающими глазами. (Ребенок в нас уже выставил ей оценку, естественно, положительную).

Она энергично подошла к трибуне и швырнула на столик по соседству свою сумочку. "Так же не делают"" - пронеслось в голове. Это подал свой возмущенный голос Родитель. (Кстати, по безличной форме наших мыслей: "Так не поступают!", "Никто так не считает!", "Это неприлично!" - легко определить, когда наши реакции вызваны действием Родителя: именно в такой безличной форме нами воспринимаются нормы поведения, нравственности, этикета и т.д. Вспомним материнское: "Хорошие мальчики так себя не ведут!"). Тут мы замечаем, что лектор-то, оказывается, в джинсах. "Не очень подходящая одежда для лекций!" - выставляет свою отрицательную оценку Родитель.

Лектор еще не сказала ни слова, а отношение к ней уже сформировалось. Сделали это наиболее быстро реагирующие и наименее четко осознаваемые нами части нашего "Я" - Родитель и Ребенок.

Уже началась лекция, а мы еще находимся под влиянием первого впечатления, и только потом начинаем воспринимать то. Что говорится. Именно в этот момент включился взрослый.

Несмотря на большие усилия, нам будет трудно объективно воспринимать только информацию, которую дает лектор. Так или иначе, нам придется прорываться сквозь эмоциональный капкан противоречивого первого впечатления, сформировавшегося у Ребенка и Родителя. А если, например, у Родителя есть предрассудок, что для того, чтобы говорить о семейных отношениях, необходимо самому прожить как минимум 50 лет в браке, - то лекция девушки обречена на провал. Насколько бы правильно и квалифицированно она ни говорила, оценка Родителя: "Она слишком молода об этом рассуждать!" - окажется сильнее, чем мнение Взрослого о компетентности лектора.

Наибольших успехов в общении добивается тот, кто умеет расположить к себе Родителя собеседника и - особенно! - сделать другом его Ребенка. Если же мы чем-то нарушили привычные Родителю собеседника нормы и стереотипы поведения или чем-то задели его Ребенка, то заработаем в лучшем случае неприязненное отношение, в худшем - врага на всю жизнь. (Обиженный Ребенок стремится к мести, а 6 особым удовольствием он делает это тайно.) Не случайно главный вывод из теории Э.Берна: "Ради Бога, не бейте Ребенка!"

Таким образом, основной закон аттракции - искусства нравится людям - можно сформулировать так:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: