ПАШУКАНИСА
(1891-1937 гг.) 1
Евгений Брониславович Пашуканис родился 23 февраля 1891 г. в городе Старице Тверской губернии, в семье с давними революционными традициями. Отец его, Бропи-слав Францевич, работал врачом. Мать, Софья Павловна \ была членом РСДРП большевиков с 1903 г. В 1906 г. семья Пашуканисов переезжает в Петербург, и там Евгений много времени проводит в семье своего дяди — большевика М. П. Лядова3. Свое образование он продолжает в гимназии Лентовской, которая считалась «политической» гимназией, так как в ней собирались исключенные по политическим мотивам из других петербургских средних учебных заведений. Закончив эту гимназию в 1909 г., Пашуканис поступает на юридический факультет Петербургского университета.
Еще в юношеские годы Е. Б. Пашуканис активно включается в революционную деятельность, читает лекции и ведет пропаганду в кружках учащейся и рабочей молодежи, пишет воззвания, выступает на массовках. В 1907 г. его избирают в ЦК социал-демократической рабочей и учащейся молодежи при Петербургском комитете РСДРП. В 1909 г. он попадает в поле зрения охранки. В записке от 13 марта 1910 г. в департамент полиции начальник Петербургского охранного отделения в числе главных руководителей Центрального комитета ученической организации назвал первым студента Евгения Брониславовича Пашуканиса 4.
Весной 1910 г. после обыска и заключения под стражу Е. Б. Пашуканису предстояла административная высылка, которая по ходатайству родных была заменена разрешением выехать за границу.
В 1910 г. он поступает в Мюнхенский университет
и там, занимаясь в семинаре профессора Г. Майера,
к окончанию обучения подготовил докторскую диссерта
цию по теме «Статистика нарушений законов по охра
не труда». _ ,
238
^Жизненный путь Е. Б. Пашуканиса
Годы первой мировой войны Е. Б. Пашуканис проводит в России и уже в 1914 г. участвует в составлении декларации думской фракции большевиков с осуждением войны 5.
Великая Октябрьская социалистическая революция застает Е. Б. Пашуканиса в Москве. Он активно включается в работу Сущевско-Марьинского Военно-революционного комитета 6 и вскоре избирается членом Кассационного трибунала при ВЦИК. В 1918 г. вступает в РКП (б). Е. Б. Пашуканис принимает самое активное участие в партийной работе и на протяжении всей своей жизни борется за чистоту марксистско-ленинского учения.
В августе 1918 г. он был избран членом-соревнователем Социалистической (впоследствии Коммунистической) академии. Но практическую деятельность не оставляет и с 1920 по 1923 г. работает в Народном комиссариате иностранных дел, сначала в качестве заместителя заведующего экономическо-правовым отделом7, а затем (в 1921—1922 гг.) в качестве советника полпредства в Берлине, где принимает участие в подготовке проекта Раппальского договора, заключенного 16 апреля 1922 г.8. В 1922 г. вместе с П. И. Стучкой Е. Б. Пашуканис организует в Социалистической академии Секцию общей теории права и государства, которая явилась тогда научным центром марксистской правовой мысли. Он входит в состав бюро этой секции и плодотворно участвует в ее работе. В 1925—1927 гг. Е. Б. Пашуканяс вместе с П. И. Стучкой и В. В. Адоратским принимает участие в издании 3-томной Энциклопедии государства и права. Эта первая в мире марксистская энциклопедия в данной области явилась важным для того времени событием и сыграла значительную роль в развитии советской юридической науки. Примечательно, что данный труд был подготовлен очень быстро — за три года.
В 1927 г. Е. Б. Пашукапис был избран действительным членом Коммунистической академии и членом ее президиума, а затем — вице-президентом. В 1931 г. он стал-директором Института советского строительства и права Коммунистической академии. В 1925—1936 гг. Е. Б. Пашуканис — член редколлегии журналов «Революция права», «Советское право», «Вестник Коммунистической академии», «Мировое хозяйство и мировая политика»,
Жизненный путь Е. Б. Пашуканиса
239
а затем — редактор журнала «Советское государство и революция права», переименованного в 1932 г. в «Советское государство».
В 1936 г. Е. Б. Пашуканис был назначен заместителем народного комиссара юстиции СССР. Тогда же коллективы ленинградских и московских ученых и научно-исследовательские правовые институты выдвинули Е. Б. Пашуканиса кандидатом в действительные члены Академии наук СССР.
Е. Б. Пашуканис пользовался большим авторитетом и на международных форумах ученых. В июле 1928 г. он принимает участие в «Неделе русских историков» в Берлине, где выступает с докладом «Солдатские советы Кромвеля». В 1929 г. он входит в состав инициативного комитета по созыву Международной юридической конференции прогрессивных юристов. На этой конференции, состоявшейся в Берлине в декабре 1929 г., Е. Б. Пашуканис выступает с докладом о чрезвычайном законодательстве капиталистических стран и там же избирается в руководящий комитет международного объединения прогрессивных юристов. От имени этого комитета он проводит большую работу по оказанию помощи политическим заключенным в тюрьмах капиталистических стран. В 1935 г. на VI Международной конференции в Копенгагене по унификации уголовного права Е. Б. Пашуканис сделал доклад о борьбе с терроризмом. Это выступление получило большой резонанс, поскольку в Европе тогда расширялась фашистская диктатура. После успешных выступлений на международных конференциях он получает многочисленные приглашения от европейских и американских университетов выступить с лекциями о советском праве.
В 1930 г. мы видим Е. Б. Пашуканиса в числе инициаторов основания в СССР Общества марксистов-государственников, а в 1935 г. он выдвигает идею создания Ассоциации международного права в СССР и ведет активную подготовку по ее осуществлению.
Е. Б. Пашуканис принимал самое непосредственное участие в подготовке кадров по теории государства и права, руководил кафедрами в Институте красной профессуры, в РАНИОНе (Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук), на
240
Жизненный путь Е. Б. Пашуканиса
факультете советского права 1-го МГУ. У него появляются многочисленные ученики, впоследствии возглавившие ряд кафедр в юридических вузах Советского Союза.
Е. Б. Пашуканис с особой любовью и заботой относился к молодежи. Он оставил замечательное наследие но воспитанию научной смены. Его постоянным стремлением было привлечь как можно больше молодежи к исследовательской работе. Он растил молодые кадры в духе самокритики, вовлекал в дискуссии и всегда прислушивался к их мнению. Подобный подход позволял развить у молодых ученых такие ценные и необходимые качества, тгак творческая смелость и последовательность в отстаивании позиций марксизма-ленинизма.
Наиболее известное произведение Е. Б. Пашуканиса —■ «Общая теория права и марксизм». Оно сыграло значительную роль в формировании советской юридической науки и вместе с книгой П. И. Стучкн «Революционная роль права и государства» послужило основой для разработки в 1925 г. марксистско-ленинской Энциклопедии государства и права 9.
Марксистская теория государства и права составляла основной предмет научных интересов Е. Б. Пашуканиса. По этой тематике помимо главного труда «Общая теория права и марксизм» им написан еще ряд работ. Среди них следует отметить прежде всего статью «Марксистская теория права и строительство социализма» 10, в которой в значительной мере исправлены ошибочные положения первой работы, освещено не только буржуазное право, но и право других общественно-экономических формаций, показаны его классовое назначение, функции, особенности его содержания и формы. Е, Б. Пашуканис подчеркнул роль государственной власти в ускорении перехода от одного способа производства к другому. Он от-•метил особую природу советского права, вытекающую из его революционного происхождения и содержания, рас-хмотрел вопрос об отмирании права.
В учебном пособии «Учение о государстве и праве» и Е. Б. Пашуканис выступил в качестве редактора и автора первого (основного) раздела и ряда глав. В этой работе содержатся ценные мысли по основным проблемам -теории государства и права.
В 1923 г. Е. Б. Пашуканис представил обзор литерату-
Жизненный путь Е. Б. Пашуканиса 241
ры по общей теории права, в котором подверг с марксистско-ленинских позиций критике основателя и виднейшего представителя нормативизма Г. Кельзена, его формально-логический подход к праву, отрыв права от действительностиi?. В статье «Куыов как интерпретатор Марксовой теории общества и государства)/ " Е. Б. Па-шуканис разоблачает искажение Г. Куновым марксистской теории государства и выступает последовательным ее защитником. В обзоре основных направлений во французской литературе гесударственного права " Е. Б. Па-шукаиис с марксистско-ленинских позиций опровергает юридическую концепцию государства, маскирующую факт классового господства. Критике доктрины социальной солидарности Дюги Е. Б. Лашуканис посвящает статью в Энциклопедии государства и права 15. Он не только пока-г.ывает классовую сущность теории Дюги, но и подвергает уничтожающей критике его последователей в Советской России. В статье «Новейшие откровения Карла Каутского» 16 Е. Б. Пашуканис углубленно и подробно показывает антимарксистскую сущность взглядов К. Каутского на государство. В статье «Гегель. Государство и право», подготовленной к 100-летию со дня смерти философа i7, E. Б. Пашуканис делает акцент на гегелевской диалектике и борется с фашистскими интерпретациями гегелевской философии права.
Научную деятельность в области общей теории права Е. Б. Пашуканис сочетал с разработкой марксистско-ленинской концепции международного права. «Преодоление теоретических основ буржуазной доктрины международного права,— писал он,— должно идти рука об руку с критическим пересмотром отдельных положений и институтов международного права под углом зрения той новой эпохи, которая открыта появлением на мировой арене первого государства трудящихся» 18. Этим задачам он посвятил книгу «Очерки по международному праву» 1Э, в которой показало то новое, что внес в международное право Советский Союз, подвергнуты критике реакционные, особенно фашистские, теории международного права.
8 этой работе вскрыты социально-историческая природа
различных форм и институтов международного права и
их реальное значение в эпоху общего кризиса капитализ
ма, борьбы и сосуществования двух систем.
9 Е Б Пашуканис "
242
Жизненный путь Е. Б. Пашуканиса
В статье «Буржуазное государство и ироблема сувере-нитета» 20 Е. Б. Пашуканис критикует Г. Ласки за его реакционную попытку упразднить понятие суверенитета.
Перу Е. Б. Пашуканиса принадлежат также многочисленные статьи в Энциклопедии государства и права и в Большой Советской энциклопедии, написанные в 20-х годах.
В 1928 г. выходит книга «Империализм и колониальная политика» '1, в которой Е. Б. Пашуканис в борьбе против ревизионистов отстаивает ленинскую теорию империализма, анализирует ошибочные положения Р. Люксембург и др.
Значительное место в своих исследованиях он уделяет колониальной проблеме. В статье «Колониальная политика и ее новейшие апологеты» 2" он разоблачает стремления реформистов затушевать противоречия между империалистическими державами, осуждает систему колониального насилия и гнета. При этом он подчеркивает, что «колониальная проблема будет стоять в центре надвигающихся великих классовых битв эпохи империализма». Значительный интерес представляют также труды Е. Б. Пашуканиса, в которых разрабатываются проблемы истории государства и права. Здесь должна быть в первую очередь отмечена его большая статья «О революционных моментах в истории английского государства и права» 23, на основе которой им был сделан доклад во время «Недели русских историков» в Берлине в 1928 г. Заметное место в творческом наследии Е. Б. Пашуканиса занимает борьба с фашизмом. Так, в статье «К характеристике фашистской диктатуры» и он показывает истоки фашистской политической идеологии, вскрывает ее лоскутность, противоречивость и примитивность.
Предельно занятый исследовательской, научно-организационной н общественно-политической деятельностью, Е. Б. Пашуканис находил время и для обзоров юридической литературы. Эту работу он считал важной для популяризации марксистского учения о праве и в целях анализа состояния юридической науки как в СССР, так и за рубежом. При анализе юридической науки за рубежом он разоблачал явления консерватизма и реакции, поддерживал новые, прогрессирные и демократические тенденции. Он вносил ясность в актуальные вопросы юриспру-
Жизненный путь Е. Б. Пашуканиса
243
денции, ставил принципиальные проблемы, показывал пути и методы их решения, отстаивал необходимость глубокой разработки теории советского права.
Среди трудов Е. Б. Пашуканиса мы встречаем и исследования непосредственно практико-прикладного характера. Так, в 1929 г. он опубликовал брошюру о борьбе с бюрократизмом 25 п в 1935 г. снова возвратился к этому вопросу ". Он изучил большой фактический материал и в своем докладе на сессии института сделал ряд интересных выводов и предложений по совершенствованию государственного аппарата и привлечению к его работе широких трудящихся масс. В 1931 г. он участвовал в социологическом обследовании деятельности старостатов депутатских групп на ряде московских предприятий. После этого руководимый им институт выступил с предложениями о шефстве рабочих над госаппаратом.
Плодотворные, выдержавшие проверку временем идеи, которые содержит в себе правовая концепция Е. Б. Пашуканиса, по-прежнему находятся в «строю» марксистско-ленинской юридической науки. К ним обращаются, их используют как советские правоведы, так и исследователи зарубежных социалистических стран. Аргументацию Е. Б. Пашуканиса берет «на вооружение», в частности, известный теоретик права Герман Кленнер (ГДР), обосновывая положение о том, что марксистско-ленинская теория рассматривает право в качестве относительно самостоятельного элемента целостного объективного мира, реального феномена классового общества, который развивается и сообразно общей закономерности движения дан-• ной общественно-экономической формации, и в соответ- i ствии со своими собственными, специфическими закономерностями. Экономические законы, считает Герман Кленнер, продолжая эту мысль, действуют сильнее, будучи облечены в форму юридических законов, предписаний государства; вместе с тем есть и такие общественные закономерности, которые не могут функционировать вне нормативно юридического опосредствования: «...право является неотъемлемым закономерным продуктом классового общества» ".
Мысль Е. Б. Пашуканиса о необходимости поиска и раскрытия в объективных социальных отношениях тех моментов, которые определяют специфические признаки
9*
244
Жизненный путь Ё. Б. Пашукаяиса
права как особой формы этих отношений, по сути дела отразилась в представлении румынской исследовательницы Аниты Нашиц о правообразующих факторах. Для нее, например, один из важнейших вопросов марксистско-ленинской теории права, «на который нужно дать ответ, пытаясь объяснить с позиций материалистической концепции факторы, воздействующие на формирование права, это вопрос о том, не заложены ли в самих общественных отношениях те источники, на которых базируются субъективные права и соответствующие им обязанности, закрепляемые и охраняемые нормами позитивного права» 23.
Имея в виду осуществляемый в марксистско-ленинской юридической науке многоаспектный подход к праву, ее стремление всесторонне проанализировать и найти в мире права «разнообразие и иерархию факторов, их связь, движение и взаимопереходы», академик Имре Сабо (ВНР) пишет: «Марксистская теория права не может ограничиваться какой-либо одной стороной права, каким-либо одним правовым фактором, как бы существенны они ни были. Как справедливо заметил Е. Пашуканис, „такое сложное понятие, каким является право, не может исчерпываться определением по правилам школьной грамматики per genus et differentia specifica"» 29.
Евгений Брониславович Пашукапис — один из выдающихся советских ученых-юристов. Он обладал весьма высокой общей культурой и эрудицией и принадлежал к тому типу ученых, которые с успехом занимаются широким кругом проблем. Как показано выше, его труды относятся не только к теории государства и права, но н к таким различным отраслям правоведения, как международное, государственное и гражданское право, а также к международной политике. Для всех этих работ характерны четкость и глубина постановки вопросов, ясность и краткость изложения, сочетаемые с партийностью, которую он всегда понимал как высокую степень активности, сознательности и преданности делу строительства социализма30, как теснейшую связь теоретической работы с классовой борьбой, политическими задачами пролетариата, его партии3i.
Жизненный путь Ё. В. Пашуканиса
245
Ценную помощь в сборе биографических данных оказала вдова Е. Б. Пашуканиса — С. А. Пашуканпс. С. П. Пашуканис умерла 6 июля 1918 г.
М. Н. Лядов — известный историк социал-демократии, один из старейших участников революционного движения, в РСДРП с 1893 г., был членом Бюро Комитета большинства, делегат II съезда РСДРП, IV, V, XII, XIII, XIV и XV съездов партии, активный участник революции 1905—1907 гг. в Петербурге и в Москве. После Октябрьской революции М. II. Лядов был на ответственной партийной работе, в 1923—1929 гг. он — ректор Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, председатель Главнауки.
См.: Революционное юношество 1905—1917 гг. Л., 1924, сб 1, с. 62. См: Минц И. И. История Великого Октября, М., 1967, т. 1, с. 217. Сущевско-Марьинский район был рабочей окраиной Москвы. См.: Новый мир, 1967, № 7, с. 164.
Документы внешней политики СССР. М., 1961, т. 5, с. 188—190. См.: Энциклопедия государства и права. М., 1925, т. 1, с. II. См.: Революция права, 1927, № 3.
См.: Учение о государстве и праве. Учебное пособие для комву-зов/Под ред. Е. Б. Пашуканиса. М., 1932. См.: Вестн. Соц. акад., 1923, № 5, с. 227—233. См.: Вестн. Соц. акад., 1923, № 6, с. 400—411. См.: Вестн. Соц. акад., 1925, № 12, с. 353—362. См.: Энциклопедия государства и права, т. 1, с. 1064—1068. См.: Революция права, 1929, № 1, с. 15—41. См.: Сов. гос. и революция права, 1931, № 8, с. 16—32. Пашуканис Е. Б. К вопросу о задачах советской науки международного права.— Междунар. право, 1928, № 1, с. 7—15. См.: Пашуканис Е. Б. Очерки по международному праву. М., 1935. См.: Вестн. Ком. акад., 1925, № 10, с. 300—312. См.: Пашуканис Е. Б. Империализм и колониальная политика: Курс лекций. М., 1928, ч. 1. См.: Вестн. Ком. акад., 1929, № 34, с. 7—18. См.: Революция права, 1927, № 1, с. 112—174. Вестн. Ком. акад., 1927, № 19, с. 62—91.
См.: Пашуканис Е. Б. Советский государственный аппарат в борьбе с бюрократизмом. М., 1929.
Реконструкция госаппарата и борьба с бюрократизмом. М., 1935. Klenner Hermann. Rechtsphilosophie in der Krise. Berlin, 1976, S. 129—130.
Нашиц Анита. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974, с. 65.
Сабо Имре. Основы теории права. М., 1974, с. 244. См.: Пашуканис Е. Б. Пролетарское государство и построение бесклассового общества. М., 1932, с. 20.
Пашуканис Е. Б. За марксо-ленинскую теорию государства и права. М., 1931, с. 37.
ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ
«ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И МАРКСИЗМ»
Первое издание книги Е. Б. Иашуканиса «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий» вышло в свет в издательстве Коммунистической академии в 1924 г., второе — в 1926 г., третье издание опубликовано в 1927 г. без подзаголовка; 1929 г.— второй завод.
Рецензии па эту книгу: «Красная новь», 1924, № 5; «Молодая 1вардия», 1924, № 6 (И. Ильинский); «Право и жизнь», 1925, № 6 (Н. Топкий); «Под знаменем марксизма», 1924, № 3 (И. Луппол); «Вестник Коммунистической академии», 1924, № 8 (И. Разумовский); «Под знаменем марксизма», 1926, № 9 (В. Колоколкин); «Правда», 6 мая 1926 г. (П. Сапожников); «Летописи марксизма», 1927, № 3; «Советское право», 1928, № 2 (С. Раевич).
Сам автор назвал свою работу «очерком», написанным «в значительной мере в порядке самоуяснения». В 1927 г. в предисловии к третьему изданию книги он вновь охарактеризовал ее как «набросок», который в дальнейшем должен был быть заменен «подробным руководством» по общей теории права. Нельзя считать таким подробным руководством по общей теории права то учебное пособие, которое было написано коллективом авторов под редакцией Е. Б. Пашуканиса (см.: Учение о государстве и праве. М., 1932). К сожалению, намерение написать «подробное руководство» по общей теории права осталось неосуществленным. См.: Пашу какие Е. В. Общая теория права и марксизм. М., 1929, с. 3.
В книге «Общая теория права и марксизм» поставлена задача раскрыть природу права. Предметом общей теории права Е. Б. Па-шуканис считает развитие основных юридических понятий, таких, как правоотношение, норма, субъект права, правонарушение и др. Он подчеркивает, что эти наиболее общие юридические понятия являются результатом обработки позитивного права, а не эманацией «идеи права», «общей воли» и т. д. Задачу марксистской общей теории права он видит в материалистическом объяснении и определении указанных понятий.
1*. Стремлепие Е. Б. Пашуканиса сблизить формы права и формы товара (и затем уподобить исследование права анализу товара) опирается на его представление о том, что и товар и право в ряде своих существенных моментов одинаково определяются одним и тем же объективным фактором — обменом. Но при этом обмен
Примечания и комментарии
247
трактуется Е. Б. Пашуканисом узко, преимущественно как товарообмен. Обмен практически сведен здесь к функционированию товарно-денежных отношений.
Эта трактовка не отражает многих иных аспектов происходящего в обществе обмена и оставляет без должного внимания различные его исторические модификации. Она также в известной мере затрудняет понимание обмена как особого фундаментального принципа всей общественной жизни, закономерно порождаемого необходимостью для субъектов социального общения осуществлять взаимный учет своих действий.
Бесспорно, что на определенных этапах истории развития общества право оказывается тесно связанным с товарообменом. Вместе с тем опора на эту связь явно недостаточна для построения общей теории права, способной выяснить право как сложный, многоплановый социальный институт, его детерминанты, структуру, исторические способы выражения, социальную роль, перспективы развития и т. д.
Кроме того Е. Б. Пашуканис специально не исследует обусловленность обмена общественным производством, не показывает, каким конкретно образом характерные черты собственно производства определяют специфику сферы обмена.
2*. «Правосубъективность» — в современной литературе употребляется термин «правосубъектность».
3*. «Развитие правовой формы... достигает кульминационного пункта в буржуазно-капиталистическом обществе». Эта мысль является одной из наиболее уязвимых в теории Е. Б. Пашуканиса. О постановке и решении данного вопроса в современной марксистской литературе см.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970, с. 342— 393; Социалистическое право. М., 1973, с. 9—42; Общая теория права/Под ред. В. С. Петрова и Л. С. Явича. Л., 1974. с. 5—37; Сабо Имре. Основы теории права. М., 1974, с. 69—94.
4*. Е. Б. Пашуканис допускает преувеличение, характеризуя взгляды австрийского профессора Людвига Гумпловича как «более или менее материалистические». Учение Гумпловича идеалистично, антинаучно, поскольку он гипертрофировал роль насилия в истории, считал насилие первопричиной возникновения классов, государства, политической власти.
5*. Полемический прием, посредством которого Е. Б. Пашуканис проводит мысль о том, что авторы-марксисты прежде уделяли
248
Примечания и комментарии
недостаточно внимания специально проблематике и концептуально-понятийному аппарату общей теории права.
6*. Тезис «диалектическое развитие основных юридических понятий... отображает реальный исторический процесс развития, который есть не что иное, как процесс развития буржуазного общества» — одно из краеугольных положений автора. Это положение впоследствии было подвергнуто им самим самой острой критике. См.: Пашуканис Е. Б. Положение на теоретическом фронте.— Сов. гос. и право, 1930, № 11/12.
6**. Е. В. Пашуканис совершенно справедливо подчеркивает значение метода восхождения от абстрактного к конкретному для юридических наук. Однако круг методов, использованных Е. Б. Пашуканисом в ходе разработки и изложения выдвинутой впервые им концепции марксистской общей теории права как самостоятельной научной дисциплины и ведущей отрасли юриспруденции, не ограничивается процедурой восхождения от абстрактного к конкретному. В рамках этой процедуры используются категории и приемы философского анализа, под социологическим углом зрения рассматриваются механизмы правообразования и действия права, исследуются этические и психологические аспекты содержания права, правоприменения и т. д. Читатель заметит в предложенной Е. Б. Пашуканисом концепции общей теории права и строгий формально-логический разбор юридических нормативных актов, и ярко выраженный историко-компаративистский план. Естественно, что все это не могло не отразиться и на проблематике, на предметном содержании характеризуемой теории.
Говоря сегодняшним языком, марксистская общая теория права выступила в понимании Е. Б. Пашуканнса своеобразной комплексной научной дисциплиной. Эта теория сохраняет, конечно, собственный юридический профиль, поскольку ее главным и непосредственным объектом является именно право. Вместе с тем она строится с самым широким вовлечением в свою сферу необходимых для нее данных смежных отраслей марксистского обществоведения, а также соответствующих общенаучных методов 'и частно-научных методик, ориентируемых принципами материалистической диалектики. Подобный подход к пониманию общей теории права развивается в современной марксистско-ленинской юридической науке.
7*. Математическая школа — одно из влиятельных направлений в буржуазной политической экономии. Возникла во второй половине XIX р. Видные представители: Л. Вальрас, В. Парето, У. С. Дже-
Примечания и комментарии
249
вонс, Ф. И. Эджуорт, И. Фишер. Сторонники этой школы придают решающее значение математике как методу изучения экономических явлений. В своих теоретических моделях они упрощают и часто искажают реальные условия функционирования капиталистической экономики.
8*. Утверждение Е. Б. Пашуканиса о «двух эпохах кульминационного развития общих правовых понятий» может быть принято лишь с той принципиальной поправкой, что обе названные эпохи суть кульминационные пункты развития не «общих правовых понятий» как таковых, а только тех из них, которые свойственны досоциалистической истории цивилизации.
9*. Тезис о том, что «обособленность и противоположность интересов» есть основная предпосылка правового регулирования, «реальная причина развития юридической надстройки», в сущности своей верен. Действительно, без субъекта относительно обособленного, имеющего свои собственные потребности и интересы, невозможно правовое общение, посредством которого данные потребности и интересы определенным образом удовлетворяются. Надо только иметь в виду, что такие явления как «обособленность и противоположность интересов», автономия участников правового общения, наполняются различным конкретно-историческим содержанием и выражаются в разных формах. Сам Е. Б. Пашуканис под влиянием обстановки периода нэпа подчеркивал момент противоположности именно «частных интересов» как предпосылки правового регулирования.
10*. В «Критике Готской программы» К. Маркс пишет: «На высшей стадии коммунистического общества... можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать па своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 20).
И*. Прогноз Е. Б. Пашуканиса о вероятном развитии институтов социалистического права, регулирующих отношения в рамках социалистического хозяйства, оказался неверным. Регулирование отношений между государственными предприятиями в современных условиях, когда особенно остро ставится вопрос о выполнении государственных плановых заданий, соблюдении договорной дисциплины, совершенствовании хозрасчета, происходит не путем одностороннего усиления «непосредственного, т. е. административно-технического, руководства», не посредством простого «технического соподчинения». Это регулирование совершается именно в правовых формах, постоянно укрепляемых и обогащаемых. Важность
250
Примечания и комментарии
всемерного повышения роли права в развитии экономики страны, необходимость ликвидации неоправданных ограничений и мелочного регламентирования, сковывающих инициативу предприятий. и организаций, подчеркнуты в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства», принятом 25 июня 1975 г. (СП СССР, 1975, Л» 16, ст. 98).
Исторический опыт реального социализма неопровержимо доказывает, что с упрочением строя социалистических отношений роль права в регулировании основных социальных процессов отнюдь не падает. Напротив, право все активнее включается в процесс коммунистического строительства. Наглядное свое выражение это находит, в частности, в дальнейшем развитии системы законодательства: в совершенствовании его структуры и научных основ, в демократизации процедуры разработки, обсуждения и принятия законодательных актов, в усилении гарантий соблюдения и исполнения законов социалистического государства и т. д.
Законотворческая деятельность в СССР особенно интенсифицировалась после принятия Советской Конституции 1977 г. Под руководством КПСС проделана большая работа по приведению системы законодательства в соответствие с новой Конституцией СССР, с теми высокими требованиями, которые выдвигаются на современном этапе общественно-экономического, политического и духовно-культурного развития страны. Вновь изданные законодательные акты имеют целью обеспечить надлежащее правовое регулирование важнейших сторон общественной жизни; они направлены на то, чтобы повысить уровень организации и социальную эффективность деятельности всех звеньев государственного аппарата, расширить и углубить подлинно демократические права и свободы советских людей, еще более укрепить порядок и дисциплину в об ществе.
12*. Высказывая положение о том, что предприятия, принадлежащие Советскому государству, работают методами рынка, Е. Б. Па-шуканис имел в виду конкретную практику деятельности советских государственных предприятий, сложившуюся в условиях нэпа. Формы, средства и цели этой деятельности были ясно определены в резолюции XI Всероссийской конференции РКП (б) «Очередные задачи партии в связи с восстановлением хозяйства» (декабрь 1921 г.). В резолюции, в частности, отмечалось: «Основной задачей РКП в данный момент в области хозяйства является руководство хозяйственной работой Советской власти в том направлении, чтобы, исходя из наличия рынка и считаясь с его законами, овладеть им
Примечания и комментарии
251
и путем систематических, строго обдуманных и построенных на точном учете процесса рынка экономических мероприятий взять в свои руки регулирование рынка и денежного обращения...
Поскольку восстановление крупной промышленности и обеспечение непрерывности ее производства невозможны в данных условиях иначе, как путем непосредственной связи ее с внутренним рынком, где она должна искать пополнения к предоставляемым ей государством ресурсам, неизбежно предоставление этим предприятиям и их объединениям права реализации на рынке части своей продукции в соответствии с утверждаемыми операционными планами и недодачей государством необходимых им ресурсов. В распоряжение каждого предприятия (или их объединений) предоставляется оборотный фонд как из ресурсов центральных органов, так и из ресурсов самого предприми» (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970, т. 2, с. 301, 305).
13*. Принцип, в соответствии с которым государство функционирует в качестве организации классового господства, Е. Б. Пашу-канис определяет как «голую целесообразность». Тем самым делается акцент на целях, потребностях, интересах, воли господствующего класса, направляющих деятельность государства. Однако следует учитывать, что эта деятельность испытывает также существенное влияние соотношения классовых сил в обществе, состояния борьбы классов, исторических особенностей страны, уровня развития ее политической культуры, национальных традиций, международного положения и т. д. Далеко не всегда та целесообразность, в соответствии с которой государство функционирует в качестве организации классового господства, выступает «голой».
14*. Б. Б. Пашуканис использует здесь одно из тех основных значений, которое придавали термину «идеология» классики марксизма. Известно, что К. Маркс и Ф. Энгельс употребляли этот термин, во-первых, для характеристики ложного, извращенного сознания, каковым выступает идеалистическое понимание объективной действительности (см., например: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 84; т. 20, с. 630); во-вторых, для того, чтобы подчеркнуть общую обусловленность различных форм сознания материальными условиями жизни общества (см., например: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 7). Как видно, суждение Е. Б. Пашуканиса об «идеологическом, т. е. искаженном, отражении действительности» опирается на первое из приведенных выше значений слова «идеология».
15*. Усматривая в приведенных суждениях Ф. Энгельса «одно
25?.
Примечания и комментарии
не совсем ясное место», Е. Б. Пашуканис при этом полагает неверным («противоречащим историческим фактам») такое понимание, согласно которому лишь «после своего возникновения государственная власть становится объектом узурпации». Это положение, на его взгляд, является ошибочным, поскольку «аппарат государственной власти всюду создавался силами господствующего класса, был делом его рук».
Очевидно, Е. Б. Пашуканис все же несколько упрощенно излагал здесь вопрос о генезисе государственности. Ф. Энгельс на основании обобщения установленных уже в его время исторической наукой фактов пришел к следующему выводу: «Во-первых, всякая политическая власть основывается первоначально на какой-нибудь экономической, общественной функции и возрастает по мере того, как члены общества вследствие разложения первобытных общин превращаются в частных производителей и, следовательно, еще больше увеличивается отчужденность между ними и носителями общих, общественных функций. Во-вторых, после того как политическая власть стала самостоятельной по отношению к обществу и из его слуги стала его господином, она может действовать в двояком направлении» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 184).
Спустя семь лет после опубликования «Происхождения семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс вновь подтверждает сделанный им в «Анти-Дюринге» вывод: «Первоначально общество путем простого разделения труда создало себе особые органы для защиты своих общих интересов. Но со временем эти органы, и главный из них — государственная власть, служа своим особым интересам, из слуг общества превратились в его повелителей» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 199). Кроме того, в своих общих характеристиках процесса возникновения государства Ф. Энгельс совершенно ясно указывает, что возникновение аппарата государственной власти не есть просто (и только) дело рук одного господствующего класса. «Государство есть продукт общества на известной ступени развития...» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 172).
Положение о том, что государство является продуктом классового общества в целом, означает, что, во-первых, государственный аппарат возникает в процессе общественного разделения труда, захватывающего все общество и приводящего к образованию новой отрасли разделения труда внутри общества; во-вторых, «правительственная машина» выполняет те общие функции, без которых (точнее, без реализации которых) общество не может обойтись; в-третьих, аппарат политической власти обеспечивает порядок во всем обществе (по отношению к эксплуатируемым классам — пу-
Примечания и комментарии
253
тем их подавления, насильственного удержания в условиях, определяемых тем или иным способом производства).
Каждый отдельный класс не волен решать, быть или не быть государству как таковому, создавать его или не создавать. Возникновение государства в недрах доклассового общества есть не деяние, запланированное какой-то группой, а медленный и стихийный процесс, объемлющий все общество. Вместе с тем вполне понятно, что вклад различных классов в строительство «государственного здания» не одинаков. В определении структуры государства, состава служащих госаппарата, в выборе направлений и форм его деятельности последнее и решающее слово принадлежит господствующим в обществе социальным классам и группам (господствующим, кстати, с помощью того же государственного аппарата).
Рассмотренные выше идеи Ф. Энгельса получили дальнейшее подтверждение и конкретизацию в специальных исследованиях современных историков-марксистов (см.: Первобытное общество: Основные проблемы развития. М., 1974; Становление классов и государства. М., 1976), отражены в работах советских правоведов (см.: Марксистско-ленинское учение о государстве и праве: История развития и современность. М., 1977).
16*. Е. Б. Пашуканис правильно критикует буржуазную юридическую теорию государства. Однако его критическое исследование значительно выиграло бы, если бы в противовес этой теории он дал здесь развернутое изложение марксистско-ленинского понимания государства: его социально-экономической и классовой обусловленности, функций, связи с правом и законностью, этапов и перспектив развития после совершения социалистической революции и т. д. (современную трактовку указанных проблем см. в работе: Марксистско-ленинская общая теория государства и права. М., 1970—1973. Т. 1—4).
17*. Явно негативную позицию, занятую Б. Б. Пашуканисом по отношению к морали и моральным принципам как спутникам товарно-капиталистического строя, следует рассматривать в контексте сложной идейной жизни советского общества 20-х годов. Противоречивые тенденции в сфере практики и определенные трудности в развитии философско-этической теории не могли не сказаться на первых послереволюционных работах, пытавшихся развить марксистский анализ морали. В них содержалось немало упрощенных и неверных представлении. Тезис К. Маркса и Ф. Энгельса о классовом характере морали в классовом обществе нередко интерпретировался в духе отрицания какого бы то ни было общечеловеческого аспекта нравс1венности. Наиболее серьезными и распро-
254
Примечания и комментарии
страненными ошибками являлись трактовка пролетарской морали как элементарных организационно-технолотических норм, выгодных, полезных, нужных для дела, и попытка отбросить большую часть традиционной этической проблематики и даже отказаться от самого понятия «этика». Теоретические истоки подобного хода мысли имеют место в дореволюционных работах А. Богданова, понимавшею мораль как фетишистскую, извращенную форму сознания, подлежащую «преодолению» при социализме. Каковы бы ни были субъективные мотивы тех или иных авторов, придерживавшихся такого рода взглядов па мораль и на ее судьбы в социалистическом обществе, примитивное сведение морали к сугубо утилитарным правилам поведения, сопровождавшееся пренебрежительным отношением к сложным этическим проблемам, отражало в конечном счете уклон к моральному нигилизму на практике и весьма препятствовало делу подлинно коммунистического воспитания широких масс трудящихся.
18*. Мысль Е. Б. Пашуканиса о том, что человек будущего сольет свое «я» с коллективом и найдет в этом «величайшее удовлетворение и смысл жизни», отражала бытовавшие в 20-х юдах представления о соотношении личности и общества при коммунизме. При этом игнорировался тот факт, что в условиях социализма ликвидируется антагонизм между личностью и обществом и обеспечивается качественный скачок в развитии и обогащении общественных связей и отношений личности. Дальнейший прогресс в этом направлении приведет к тому, что при коммунизме «утвердятся гармонические отношения между личностью и обществом на основе единства общественных и личных интересов» («Материалы XXII съезда КПСС», М.: Госполитиздат, 1961, с. 367). Развитие личности, рост ее духовного богатства, расцвет талантов делают каждого индивида оригинальным, ярким, отличным от других и отнюдь не растворяющимся всецело в коллективе. В этой тенденции заложен источник совершенствования личности, что вместе с тем предполагает рост социальной ответственности каждого за судьбы коллектива и всего общества.
19*. Автор имеет здесь в виду содержащуюся во II главе 1-го раздела первого тома «Капитала» («Процесс обмена») Марк-сову критику представлений П.-Ж. Прудона о «вечной справедливости» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 94—95).
20". Проблема соотношения природного (в частности, биологического) и социального в жизни человека — комплексная и во многом дискуссионная — принадлежит по-прежнему к числу централь-
Примечания и комментарии
255
ных проблем человекознания. Подробнее о ней (в том числе о современной трактовке ее юридических аспектов) см.: Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977.
21*. Б. Б. Пашуканис фактически ставит под вопрос необходимость сохранения института ответственности в советском уголовном праве. Это объясняется тем, что по Е. Б. Пашуканису идея ответственности проистекает из понимания наказания исключительно как средства расплаты. Поскольку Е. Б. Пашуканис такой подход к наказанию решительно отбрасывает, постольку он отвергает и категорию ответственности. Эта точка зрения не имеет под собой достаточных оснований.
Конечно, расплата, голое возмездие за совершенное преступление не есть цель наказания по советскому уголовному праву. Однако отсюда вовсе не следует, будто наказание вообще назначается не за совершенное престзшление, а за что-то иное. Не являясь расплатой, голым возмездием за совершенное преступление, наказание тем не менее в определенной мере есть воздаяние за преступное действие. Государство предусматривав! в законе наказание за совершение преступного деяния, суд назначает наказание, соответствующее тяжести преступления. Справедливость и эффективность наказания достигаются не путем отказа от института ответственности, а правильным применением наказания с учетом всех об~ стоятельств преступления и личности преступника. Кроме того, наказанием как бы покрывается тот несомненный моральный ущерб, который преступление наносит обществу. В этом смысле наказание есть необходимое удовлетворение этического требования общества — не оставлять ни одного преступления без заслуженного наказания, соответствующего тяжести преступления.
22*. Е. Б. Пашуканис ошибался, полагая, будто юридическое понятие вины не научно, поскольку оно якобы ведет к индетерминизму. Нельзя вообще рассуждать о праве как таковом, не затрагивая проблемы свободы воли человека. Диалектико-материалисти-ческое учение о свободе воли, неотъемлемым элементом которого является идея вины, в действительности ничего общего не имеет ни с индетерминизмом, ни с фатализмом в объяснении человеческого поведения (подробнее см.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957). В современной советской правовой литературе вина признается не только обязательным компонентом субъективной стороны всякого совершенного правонарушения, но и непременным основанием юридической ответственности конкретного лица.
256
Примечания и комментарии
23*. Заявляя, что право есть применение одинакового масштаба и что оно не заключает в себе ничего большего, Е. Б. Пашуканис тем самым явно ограничивает роль права в обществе. В современной советской юридической литературе развивается представление о праве как сложном, многоаспектном социальном институте, выполняющем целый ряд функций. И лишь одна из них — применение одинакового масштаба к различным участникам правового общения.
24*. Мысль о превращении наказания в целесообразную меру защиты общества и исправления социально опасной личности присутствовала в 20-х годах в работах многих юристов. Высказана она и Е. Б. Иашукаписом. Намерение отойти от понятия «наказание» и заменить его термином «меры социальной защиты» выражало прежде всего стремление самого законодателя со всей силой подчеркнуть, что борьба с преступностью в Советском государстве ведется на совершенно иных классовых принципах и в иных общественных целях, чем в царской России и других капиталистических странах.
Использование термина «социальная защита» наметилось еще в УК РСФСР 1922 г., согласно которому наказание считалось как бы видом мер социальной защиты. В Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (1924 г.) наказание получило наименование мер социальной защиты судебно-ис-правительного характера; оно назначалось за виновное совершение преступления вменяемым лицом и соответствовало тяжести деяния и опасности лица.
Начиная с 1934 г. уголовное законодательство СССР отказывается от термина «меры социальной защиты». С этого времени все вновь издаваемые законодательные акты в области уголовного права, а также судебная практика и юридическая наука пользуются только термином «наказание».
«МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА»
Статья опубликована в журнале «Революция права» (1927, №3). Написана в связи с некоторыми критическими замечаниями П. И. Стучки по ряду положений основной работы Е. Б. Пашука-ниса «Общая теория права и марксизм» (см.: Стучка П. И. Государство и право в период социалистического строительства.— Революция права, 1927, № 2).
Примечаний и комментарии
25?
Данная статья Е. Б. Пашуканиса чрезвычайно важна для полного уяснения его позиции по таким фундаментальным теоретическим вопросам, как перспективы правовой формы в процессе строительства социализма в СССР, соотношение субъективною и объективного права, сущность советского права как качественно нового исторического типа права и др.
Именно в этой статье Е. Б. Пашуканис признает, что «проблема права переходного времени или советского права» не входила в поле зрения автора при написании очерка «Общая теория права и марксизм». Эту проблему, подчеркивает Е. Б. Пашуканис, впервые «поставил во весь рост П. И. Стучка».
Е. Б. Пашуканис формулирует здесь проблему отмирания права. Он уточняет, что решать ее следует в свете указаний К. Маркса об «узком горизонте буржуазного права» и о «буржуазном праве без буржуазии». См. вступительную статью к настоящему изданию.
«ГЕГЕЛЬ. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ)»
Статья была приурочена к 100-летию со дня смерти Гегеля (1770—1831 гг.), которое широко отмечалось в 1931 г. Впервые опубликована в журнале «Советское государство и революция права». (1931, № 8, с. 10—32). Печатается с некоторыми сокращениями.
25*. Берлинский конгресс неогегельянцев проходил в 1931 г. См.: Verhandlungen des zweiten Hegelkongresses. Berlin, 1932.
26*. «Международный гегелевский союз» был организационно оформлен на первом конгрессе неогегельянцев в апреле 1930 г. в Гааге. См.: Verhandlungen des ersten Hegelkongresses. Tubingen, 1931.
27*. Как «алгебру революции» характеризовал гегелевскую философию А. И. Герцен. См.: Герцен А. И. Избранные философские произведения. М., 1948, т. 2, с. 185.
28*. Гегель всегда критически относился к «самодержавно-феодальному государству». И при оценке ого примиренческого отношения к Пруссии следует учитывать, что уже в первое десятилетие XIX в. в результате реформ Штейна и Гарденберга Пруссия вступила на путь буржуазных преобразований. Ко времени переезда Гегеля в Берлин и выхода его «Философии права» (1820 г.) Пруссия была уже не феодальной, а скорее полубуржуазной страной. Эпоха Реставрации наложила отпечаток на творчество Гегеля, но он оставался в принципе на позициях буржуазного идеолога, от-
258
Примечания и комментарии
рицательно относился к деятельности реакционного Венского конгресса, к реставраторской политике Меттерниха и т. д. В частности, Гегель был убежденным сторонником свободы печати, хотя и в умеренной трактовке этой свободы. См.: Гегель. Философия права.— Соч., М.; Л., 1934, т. 7, с. 399.
Знаменитое положение «Что разумно, то действительно, и чго действительно, то разумно» высказано Гегелем в Предисловии к его «Философии права». См.: Гегель. Философия права, с. 15.
29*. В настоящей статье переводы из гегелевских работ принадлежат Е. Б. Пашуканису. Ссылка на соответствующие параграфы цитируемых гегелевских работ («Философии истории» и «Философии права») позволяет читателю сопоставить переводы Е. Б. Па-шуканиса с соответствующими местами из русских изданий Гегеля.
30*. Манчестерство — одно из направлений в буржуазной экономической политике. Наибольшее развитие получило в первой половине XIX в. в Англии. Особенно много его приверженцев было среди фабрикантов Манчестера. Сторонники этого направления требовали отказа от вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны, выступали за отмену покровительственных пошлин и выдвигали лозунг свободы торговли.
31*. Е. Б. Пашуканис несколько упрощает вопрос об отношении фашистов к Гегелю. Действительно, ряд итальянских и немецких неогегельянцев (Джентиле, Биндер, Ларенц и др.) стремились интерпретировать положения гегелевской философии права в духе, приемлемом для фашизма и нацизма. Однако ни в Италии, ни в Германии неогегельянство не было признано официальной идеологией. Более того, учение Гегеля подвергалось нападкам со стороны ведущих нацистских идеологов (например, А. Розенберга, А. Бойм-лера, К. Шмитта и др.). Подробнее см.: Нерсесянц В. С. Гегелевская философия права: История и современность. М., 1974, с. 198—218.
32*. Приписывать Гегелю «апологию колониальных захватов и насилий» явно необоснованно и ошибочно. Гегель был принципиальным противником новейших форм организации колоний, сопровождавшихся закабалением местного населения, зависимостью от метрополии и т. п. «В настоящее время,— замечает Гегель,— колониям не предоставлялись одинаковые права с населением метрополии; такое положение приводило к войнам и, наконец, к получению колониями самостоятельности, как это показывает история английских и испанских колоний. Освобождение колоний оказывается величайшим благодеянием для метрополии, точно так же как
Примечания и комментарии
259
освобождение рабов оказывается величайшим благодеянием для их владельцев» (Гегель, Философия права, с. 257).
33*. Здесь воспроизводится односторонняя и по существу неверная оценка А. М. Деборина, широко распространенная в те годы. В подходе А. М. Деборина к философии Гегеля наряду с элементами некритичности и формализма были и позитивные аспекты, содействовавшие становлению и развитию гегелеведения в СССР. О современных трактовках этой проблемы см.: Богданов В. В. Из истории исследования идей Гегеля в советской философской науке.^ Философские науки, 1971, № 1; Нерсесянц В. С. Гегелеведе-ние в СССР. Политико-правовые аспекты.— Сов. гос. и право, 1975, № 12; Суворов Л. Н. Гегель и философские дискуссии 20-х годов.— Философские науки, 1971, № 5.
«ОБЗОР ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ