ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра физического воспитания
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: БАДМИНТОН»
Учебное пособие
Уфа
Издательство УГНТУ
2020
Учебное пособие разработано в связи с введением в действие новых редакций Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и в соответствии с положением «О реализации дисциплин по физической культуре».
Учебное пособие обобщает и систематизирует знания на основе теории и методики спортивной игры бадминтон и рабочей программой принятой в Уфимском государственном нефтяном техническом университете.
Методика, изложенная в учебном пособии, позволяет реализовывать деятельный подход к обучению, в ходе которого оптимально контролируются и более объективно оцениваются знания и умения студентов на протяжении изучении элективных дисциплин по физической культуре и спорту.
Информация, представленная в учебном пособии, предназначена для студентов очной и заочной форм обучения по программам бакалавриата и специалитета, а также для преподавателей высших учебных заведений.
|
|
Авторы: Валеева Г.В., доц., канд. пед. наук
Хаджимамедова В.А., доцент
Валеева Е.Д, ст. преподаватель
Рецензенты: Насибуллина Д.М., ст. преподаватель
Федоров Н. А., исполняющий обязанности
председателя федерации бадминтона РБ
© ФГБОУ ВО Уфимский государственный
нефтяной технический университет, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..3
1.Введение в программу……………………………………………………3
2.Цели и задачи учебно-тренировочных занятий по бадминтону…….4
3.Этапы учебно-тренировочных занятий……………………………………4
4.Рекомендации по участию в соревнованиях (на 1 год)…………………6
5.Рекомендации по отбору и набору перспективных студентов………...6
6.Методы к онтроля в учебно-тренировочных занятиях…………..……..7
7.Описание основных технических приемов бадминтона………………11
8.Методические указания по методам тестирования специальных двигательных способностей……………………………………………………...16
9. Примерные конспекты практических занятий…………………………17
|
|
10. Обучение передвижению по точкам на площадке…………………………... 29
11.Дополнительные упражнения для тестирования
физических качеств…………………………………………………………30
12. Средства для самостоятельных занятий………………………………..31
13. Правила игры в бадминтон……………………………………………. 32
14.Советы бадминтонистам………………………………………………..41
15. Заключение………………………………………………………………43
Список использованной литературы……………………………………44
Эта игра развивает, естественно, как и всякая спортивная игра,
физическую силу, глазомер, точность, реакцию,
просто помогает в жизни решать самые разные задачи.
Президент Российской Федерации
Дмитрий Анатольевич Медведев (2011 г.)
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие подготовлено в рамках программы организации и реализации элективной дисциплины по физической культуре и спорту, спортивные игры: бадминтон. В предлагаемом пособии обобщен опыт, накопленный ведущими отечественными и зарубежными специалистами в области бадминтона. Подробно изложены первые шаги обучения, правила игры, размеры площадки, основные упражнения – любой даже не профессионал по бадминтону, пользуясь пособием, сможет проводить занятия с новичками.
Собран материал теоретических основ методики и практики учебно-тренировочной работы, начиная с начальной стадии обучения, необходимый в настоящее время для преподавателей вузов, тренеров и широкому кругу любителей этого вида спорта.
Занятия бадминтоном осуществляются в условиях эмоционального возбуждения и соответствующих вегетативных реакций. Эта спортивная игра оказывает значительное физиологическое влияние на организм занимающегося и способствует развитию скорости движения, силы, выносливости, ловкости, совершенствует процессы обмена веществ, кровообращения, дыхания и образования ряда двигательных навыков [2,3,4].
Отличительными чертами игры в бадминтон являются быстрота реагирования к полёту волана и выносливость к многократным повторяемым кратковременным действиям. В то же время требуется постоянная настороженность (поддержание внимания на высоком уровне) в связи с коварством полета волана и обманными действиями противника. Если сюда добавить пробежки в два-три шага спиной вперёд и пробежки к сетке лицом
вперёд, то бадминтон можно отнести к атлетическим видам спорта, требующим от игрока хорошей выносливости к быстрым движениям.
Для управления учебно-тренировочным процессом необходимо также знать характер объективных требований бадминтона к различным функциям организма человека. Выявлено, что бадминтонисту требуется высокий уровень развития зрительного анализатора. В связи с проблемой быстрой игры в бадминтоне, особую роль приобретает игровое мышление. Бадминтонисты отличаются хорошей точностью определения времени собственного реагирования на зрительные сигналы.
Для успешного выполнения различных ударов в процессе спортивного поединка в бадминтоне необходимы специализированные проявления физических качеств: силы, быстроты и выносливости, равновесия, гибкости и ловкости.
ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ
Учебно-тренировочная программа составлена на основе анализа работы ведущих тренеров и отражает тенденции развития бадминтона в настоящее время. В данную программу вошли наиболее значительные стороны научно-практической деятельности в области бадминтона. Согласно специфике бадминтона в программу вошли основные этапы подготовки бадминтонистов, отражены особенности этих этапов, их направленность, задачи того или иного этапа, содержание требований, распределение времени, содержание и нормативы контроля.
|
|
Программа включает в себя:
1. Цели и задачи учебно-тренировочных занятий по бадминтону.
2. Этапы учебно-тренировочных занятий и требования к ним:
- этап начальной подготовки, 1 семестр;
- этап учебно-тренировочных (базовых) занятий, 2-5 семестры;
- этап спортивного совершенствования, 6 семестр.
3.Рекомендации по участию в соревнованиях.
4. Методы контроля за учебно-тренировочными занятиями.
5. Описание основных технических приемов бадминтона.
6. Методические указания по тестированию.
7. Содержание тестирования по физической подготовке.
8. Контроль по технике, тактике, психологической подготовке и точности ударов.
9. Оценки результатов тестирования.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ
ЗАНЯТИЙ ПО БАДМИНТОНУ
Основные задачи учебно-тренировочных занятий заключаются в том, чтобы по плану работы развивать технику, тактику, физическую и психологическую подготовку. Воспитывать студентов, владеющих эффективной техникой, специфическими качествами быстроты, точности, мощности, умеющих учитывать изменяющиеся ситуации, обладающих индивидуальным стилем игры [1].
Целями учебно-тренировочных занятий по бадминтону являются:
а) воспитание гармонически развитого студента, обладающего высоким интеллектом, мотивированного на достижение психофизических качеств будущей трудовой деятельности инженера-нефтяника.
3. ЭТАПЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
В таблице 1 приведены этапы подготовки и их продолжительность
Таблица 1