Качественная стратегия

Маклюэн.

Работы: «Механическая невеста: Фольклор индустриального человека» (1951), «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» (1962), «Понимание медиа: Внешние расширения человека» (1964), «Медиа — это сообщение: Перечень последствий» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре), «Война и мир в глобальной деревне» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре), «От клише к архетипу» (1970, в соавторстве с Уилфредом Уотсоном), «Город как учебная аудитория» (1977, в соавторстве с Кэтрин Хатчон и Эриком Маклюэном).

Считал, что движущая сила соц.прогресса – это развитие коммуникаций.

Выделял:

1) Эпоха устной коммуникации(древнего чела) 0-14 век, межличностное общениие, линейное мышление

2) Эпоха типографского индустриального чела (в связи с изобретением книгопечатания)

3) 20 век – эпоха электронных масмедиа или «глобальной деревни» - наличие сверхскоростных электронных медиа систем. Возникает феномен мозаичности и информационной перегрузки – кол-во сообщений растет предельно. Глобальная деревня означает новую форму глобальной организации.

 

Стереотип – это зафиксированная мыслительная конструкция, автоматическая умственная реакция на что-либо. Стереотипы порождают суждения и оценки. Поведение стереотипа зависит от того, что человек воспринимает.

 

У К.Г. Юнга стереотипы обыденного сознания трактуются как осознаваемый, верхний слой мифа, коренящегося в коллективном бессознательном. Последнее складывается из универсальных и регулярно повторяющихся образов. Стереотип репрезентирует символику мифа.

Бессознательное, у Юнга носит коллективный характер. Оно берет свое начало в мифологии и состоит из двух уровней — индивидуального и глубинного коллективного. Коллективное бессознательное как некое общее основание психики, идентичное у всех людей, проявляется в изначальных формах и образах, одинаково присущих всем эпохам и целым народам. Это, так называемые, архетипы — частицы психики отдельного лица и самостоятельные сущности, обладающие принуждающей силой.

По мнению Юнга, бессознательное охватывает многообразный опыт душевной и духовной жизни всех предыдущих поколений.

 

Вебер – один из осноположников теорий духовной культуры, сформулировал свою концепцию о преобразующем влиянии религии на человека. Описал экстатические и ормастические сост., которые являются приходящими и приводят человека к опустошению, что на религиозном называется «богоосновленность» а на светском как бесценность бытия.

 

По мнению Сорокина. Все люди вступают в междличностные отношения, под влиянием комплекса факторов:

Бессознательных(рефлексия)

Биосознательных (голод, жажда, половое влечение)

Социосознательных (ценности, нормы)

Культурная система формируется под воздействием природы человека: существа мыслящие и существа чувствующие.

 Сорокин выделил 3 суперсистемы:

-чувственная

-умозрительная

-идеалистическая

Психоаналитическое направление (Фрейд, Фромм, Юнг)

По мнению Фрейда, подавление инстинктов с одной стороны хорошо, с другой стороны давление общества может породить ряд проблем личности.

Фромм подвергся глубокой критике социальные культурные мер капиталистического общества, которые сведено с его крайним техницизмом, культом успеха и наживы. Утрата человеком самого себя в процессе социальной жизнедеятельности.

К.Г. Юнг говорит о коллективном бессознательном. Если удастся установить различие между объективным знанием и объективности оценками, то тем самым будет переброшен мост, разделяющий античность и современность. Простейшие человеческие конфликты остаются низменными во времени и пространстве.

Согласно его концепции, структура психики содержит:
    -личное сознание

-коллективное сознание

-личное бессознательное

-коллективное бессознательное

Маклюэн, Герберт Маршал. Движущей силой прогресса является развитие средств коммуникации.

Три формации:

Фаза устного человека(до изобретения печатного станка)

Фаза индустриального человека (до 20в)

Эпоха электронных масс-медия, эпоса «глобальной деревни» (когда скоростные масс-медиа объединят человечество и упразднят расстояние)


Ввёл явление мозаичности Авраам Моль

Считал что Культура – система «файлов», т.е. циклами культур, которые состоят из:

создатель сообщения

Микросреда

СМК

Макросреда(общество)

Лазарсфельд Говорил что люди делятся на лидеров и последователе(80-90%)

Леон Фестингер создатель теории когнитивного диссонанса. В ходе исследований выяснил, что человек стремится сохранить своё мнение, избегая сообщений, которые могут его изменить. Любая информация, несоответствующая имеющимся у человека убеждениям и оценкам, вызывает у него психологич. диссонанс. Обычно люди не хотят изменять своё мнение об окружающем мире.

 

Качественная стратегия.

Применительно к культуре социологического исследования большое значение имеет стиль мышления ученого, ориентация на ту или иную парадигму, навыки применения различных методов исследования.Ценности. Инструменты измерения разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализуются.

Данны е представлены в виде статистических распределений, шкальных показателей, результатов измерения взаимосвязей. Анализ осуществляется статистическими методами.

Значимую роль в развитии количественной стратегии сыграли труды П. Лазарсфельда, посвященные описанию количественных методов. Большое значение для количественной методологии, по мнению П. Лазарсфельда, имеет к лассификация – способ систематизации и упорядочивания разнообразных данных исследования. Количественные методы в единстве с качественными позволяют смоделировать состояние социальной системы и развить метатеоретические представления.

Используется для изучения достаточно больших по численности объектов (социальных групп, общностей, большого количества документальных источников).

 Исследовательской целью является причинное объяснение и измерение взаимосвязей.

 Изучение концентрируется на уровне макроанализа фактов, событий.

 Логика анализа дедуктивная: от абстракций – к фактам путем операционализации понятий.

 Концепции формулируются из теорий и переводятся на язык операций с данными.

 

 

Q-сортировка. Методика предназначена для изучения представлений человека о себе и позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость; независимость; общительность; необщительность; принятие "борьбы"; "избегание борьбы".

Возможно использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

Разработана В.Стефансоном и впервые опубликована в 1958 г.

Инструкция к тесту: испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от "наиболее характерных" до "наименее характерных" для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики.

Суть фокус-группы заключается в проведении сфокусированной на определенной теме групповой дискуссии между подготовленным ведущим (модератором) и группой участников, отобранными в соответствии с определенными критериями.

 

Критерии социокультурной дифференциации и интеграции индивидов.

Дифференциация (Д.) — более глубокое и тщательное исследование отдельных явлений и процессов определенной области действительности на определенной стадии эволюции науки.

Интеграция (И.) научного знания осуществляется в различных формах и затрагивает как эмпирические, так и фундаментальные теоретические законы

В 90 е г. В росс. Соц-гии началась тенденция анализа эмоциональной сферы личности человека. Были опубликованы работы Нимеровского, Тощенко и др. посвященных социальному настроению. Соц.настроение определялось ими,как целостная форма жизнеощущения, доминирующая форма реально функционирующего общественного сознания и поведения. 

Соц. настроение – некая духовная оболочка, которую можно измерить с помощью мироощущения.

Мироощущение: Нимировский гов, что у каждого человека в процессе социализации и под влиянием его индивидуальных психоконституциональных особенностей складываются определенные способы эмоционального реагирования на окружающую действительность и эмоционального отношения к миру. Устойчивые черты этого отношения выражения Мироощущения к цели.

Мироощущение – это чувственное, эмоциональное в отличае от рационально – практического переживания человеком своего бытия в мире.

Сущ.3 типа мироощущ: оптимистическое(положит. Эмоции, радость и интерес), трагическое(стыд,вина,страх) и ожесточенное(печаль,гнев,презрение,отвращение).

Ценностные ориентации – система важнейших наиболее устойчивых соц.установок личности. Ценност.ориентации определяются социальной средой, в которой воспитывается чел, условиями его жизни,уровнем развития интеллекта, особенностями его психики,характера, индивидуальными событиями в жизни Основное содержание ценностных ориентаций – мировоззренческие и нравственные убеждения чела.

Мировоззрение – противоположно мироощущ. Это рационально-логическое, общий взгляд чела на мир, на все его процессы.

 

Вживание во внутренний смысл произведений культуры, освоение информации как знания об объективных условиях деятельности необходимы каждому образованному человеку, а в современном обществе образование имеет все население, хотя и в разной степени. Для этого и существуют книги, кинотеатры, современные масс-медиа, культурные центры, школы, музеи, концертные залы, библиотеки и т.д. Для этого существует также и понимающее культуроведение, располагающее хорошо разработанными методами толкования смыслов и раскрытия содержания культурных творений. Более специальное направление этого культуроведения получило развитие в герменевтике как науке о толковании текстов культуры.

Можно выделить аксиологический подхо д как понимание ценностного содержания культурных явлений. К нему же примыкает и семиотический подход, имеющий дело с пониманием знаков и текстов как «языков» мифологии, литературы, театра, кино и других видов искусства.

Необходим причинно-следственный анализ, соотнесенный с теоретической концепцией

 

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

Чувства и эмоции не возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова.

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания, приобретающие различные формы: эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний, и собственно чувств.

Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание.

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.

Эмоции — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.

 

Оптимистическое мировоззрение определяется положительными эмоциями(радость и интерес). Немировский утверждает, что люди с таким мироощущением отличаются чувство уверенности в своем будущем, удовлетворения своим сегодняшним состоянием, чувство интереса к жизни. Чувство удивления, восхищение красотой природы, мира и тд

Трагическое. Эмоции стыда, вины и страха. Носитель испытывает постоянную тревогу, нередко беспредметную. Чувствует себя виноватым перед другими людьми, стыдится своих мыслей и поступков. Потеря жизненных ориентиров и отсутствие веры в собственные силы, ощущение тягостной зависимости от внешних объектов

Ожесточенное. Определяется преобладанием эмоций печали, гнева, презрения и отвергания. Человек воспринимает все происходящее в качестве перманентного конфликта с окружающей действительностью. Он страдает о мнимой недооценки своих качеств, заслуг и способностей и испsnsdftn зависть почти к каждому человеку. Старается взять у жизни реванш. Нередко проявляет враждебность и жестокость

Все перечисленные типы являются идеальными

 

Дядюшка Фрейд. Центральная идея п сихоанализа основана на гипотезе о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, в основном сексуального характера. Ученый выделял два инстинкта, движущие поведением человека: инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт (либидо). Бессознательное трактовалось им как сфера, насыщенная энергией либидо - слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Что касается инстинкта самосохранения, то его исследование нашло свое выражение в учении Фрейда о противоборстве двух инстинктов - жизни (ЭРОС) и смерти (ТАНАТОС). Их борьба определяет природу общества, его функционирование, развитие, конфликты.
Одна из значимых для социологии проблем творчества Фрейда - структура личности индивида. Он выделял в ней, а по существу расчленял структуру личности на три элемента: Оно, Я, Сверх-Я (Ид, Это, Супер-Эго).

            Эрих Фромм Разработал концепцию гуманистического психоанализа, в которой сочитались элементы марксизма, психоанализа, экзистенциализма. Эрих Фромм полагал что выйти из кризиса современной цивилизации можно создав так называемое «здоровое общество», основанного на принципах и ценностях гуманистической этики, восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом. Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе.

 

 

Социальное настроение – доминирующее состояние чувств интеллектуальной направленности, социальной ориентированности определенных социальных общностей в столь же определенный период.

Социальное настроение выступает индикатором определения уровня благополучия, социальной устроенности или неустроенности общества.

Феномен социального настроения долгое время изучался в рамках исследований об общественном сознании и коллективной психологии: Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули, Э. Дюркгейм, Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев и другие. Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко, В.Э. Шляпентохи С.Я. Матвеева

 

Если касаться специально культуры молодежи, то принято говорить, скорее, о молодежной субкультуре. Как правило, в юношеском возрасте происходит, говорим мы, переоценка ценностей.

В рамках подходов социологии культуры молодежная субкультура определяется как явление периферии, а в случае если это контркультура (нацеленная на антиповедение), то она может быть расположена на границе пространства культуры или за ее чертой. Молодежной субкультуре свойственен динамизм, агрессия, свои специфические нормы, зачастую альтернативный образ жизни. Однако мы можем

наблюдать перемещение норм поведения, языка, стиля одежды и т.д. из пограничной сферы культуры в ее центр. Многие явления молодежной культуры, распространившись на всю сферу культуры, сделались нейтральной, то есть общей нормой.

. Основа механизма развертывания молодежных субкультурных форм - их публичное представление.

Социокультурная особенность современного студенчества заключается в больших возможностях биографического планирования, чем у других групп молодежи.

Под субкультурой социальных групп следует понимать основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самопроявления личности (своего рода внутренняя культура индивида, из которой складывается макрокосм).

Главная характеристика контркультуры — это протест, несогласие, активная оппозиция.

 

Феномен массовой культуры изучали Ф.Ницше, О.Шпенглер, М.Вебер, Х.Ортега-и-Гассет и др. теоретические подходы (Т. Адорно, Р. Арона, Д. Белла, Т. Ветлена, Г. Тарда, Л. Уайта, и др.).

Д. Белл формулирует пять значения понятия «масса»:

1.Масса как недифференцированное множество, т.е. противоположное классу.

2. Масса как синоним невежественности.

3. Масса как механизированное общество – человек – придаток техники.

4. Масса как бюрократическое общество.

5. Масса как толпа.

Гельвеций, Ламетри и др. считали, что чувство наслаждения является целью всего поведения человека. Наше ощущение есть движение. Если движение мягкое, то возникает чувство удовольствия, если нет – чувство неудовольствия. Добродетель – способность наслаждаться, но только образованный, проницательный, мудрый умеет правильно наслаждаться.

З.Фрейд исходил из того, что сущность человека выражается в свободе от инстинктов.

Д. Макдональд, который показал, что она оказывает огромное влияние на всю культуру в целом, в частности, она стремится придать всем элементам культурной системы определенность, однородность и схожесть.

М. Маклюэн, который доказал, что массовая культура - естественное и органическое следствие развития средств массовой коммуникации. По его мнению, массовая культура является высшей формой прогресса, связанного с электронными средствами массовой коммуникации, и делает ненужными такие «устаревшие» формы культуры, как книгопечатание.

Г. Лебон дал развернутое описание феномена толпы и способов воздействия на нее, а Г. Тард продолжил анализ массовых процессов, в которых важнейшими считал распространение идей, формирование общественного мнения и непосредственное общение.

Понятие «массовый» имеет двоякий смысл: с одной стороны, это - серийное производство произведений искусства (массовая продукция); с другой, - расчет на широкое потребление, предполагающий не только удовлетворение имеющегося спроса, но и его организация.

Подробный анализ «массы», массовой психологии и культуры осуществил известный испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. Он выводит само понятие «масса» из определения «толпа». Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса.

 

политика гласности-> Б.Л.Пастернака, А.И.Солженицына, И.Бродского, а также В.В.Набокова, Э.Лимонова, В.Аксенова, М.Шемякина, Э.Неизвестного.

Современный период развития отечественной культуры можно обозначить как переходный. Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция. В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции. Но их можно, условно говоря, объединить в две группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: