Концепции политической культуры

 

Как уже отмечалось, в современной политической науке нет общепринятого понятия политической культуры. Можно выделить две основные группы базовых концепций этого явления политической жизни. К первой группе относится концепция Г. Алмонда. Под политической культурой Г. Алмонд представлял определённый образец ориентации на политические действия, отражающий особенности каждой политической системы. Позднее, в совместной работе с С. Вербой «Гражданская культура», это представление о политической культуре было уточнено. По мнению американских учёных понятие «политическая культура» указывает на специфические политические ориентации - установки в отношении политической системы и её различных частей и установки в отношении собственной роли в системе. Иными словами, политическая культура - это политическая система, интериоризованная, т.е. усвоенная и ставшая убеждениями, в знаниях, чувствах и оценках населения.

Политическая культура в данном понимании - явление всецело субъективное, связанное с сознанием и по природе своей индивидуальное. Из её состава исключены политические институты и организации, да и в целом вся совокупность объективированных элементов. Думается, что прав был Н.М. Кейзеров, критиковавший в своё время односторонность такого подхода. Понятия «политическое сознание» и «политическая культура» близки по своему содержанию, но не тождественны. Если с помощью первого раскрываются процессы отражения феномена политики в сознании людей, то с помощью второго показывается, как феномены самого политического сознания реализуются и закрепляются в образцах и нормах политической деятельности. Политическая культура предстаёт как единство социальных знаний, оценок, ориентаций людей и норм, навыков, образцов их политического поведения. Совокупное действие этих элементов политики и задаёт качественную определённость и устойчивость мышлению и деятельности её субъектов. Вместе с тем критика Н.М. Кейзерова страдала иной односторонностью. Автором, по сути, подвергался сомнению субъективный, в том числе личностный аспект политической культуры. А ведь он очевиден. Не считаясь с ним, невозможно осмыслить данный сложнейший феномен. Характерно, что первоначальным толчком к изучению политической культуры послужили опросы общественного мнения с целью выяснения индивидуального отношения граждан к политической системе в США и ряде некоторых других стран.

Тем не менее, если сводить политическую культуру лишь к субъективности, к индивидуальным позициям и ориентациям, то это лишает её накопленного народом той или иной страны опыта политического развития, а также выводит за рамки культуры собственно политическую систему как объективированную реальность.

Концепция Г. Алмонда и С. Вербы в дальнейшем получила развитие в работах С. Хантингтона, Д. Элазара, Х. Доменигера, А. Брауна и др. С их точки зрения, существует четыре уровня проявления политической культуры. Первым является уровень системы в целом. Здесь рассматриваются вопросы о знаниях и представлениях индивида об истории, конституционных характеристиках, распределении властных ресурсов государства и политической системы. Вторым выступает уровень «процессов на входе» системы. Здесь находятся институты, организующие и направляющие поток требований от общества к государству, инициирующих преобразование этих требований во властные действия. Этот уровень включает политические партии, профсоюзы, другие группы давления, а также средства массовой информации. Третьим обозначен уровень «процессов на выходе», который охватывает деятельность бюрократии, судов и других институтов, включённых в процесс реализации властных решений. Четвёртым называется собственно индивидуальный уровень. Здесь рассматривается характер системы соотнесения личности с элементами политической структуры различного уровня.

Центральным, по мнению авторов, является вопрос о соотношении конкретной политической культуры и политическит институтов для объяснения эффективности политической системы в целом. Наиболее оптимальным для демократии выступает принятие индивидами ценностей, находящих своё непосредственное выражение в процессе функционирования системы. Кроме того, необходимо точное знание и понимание индивидами действия политической системы, а также положительное эмоциональное и оценочное к ней отношение. Отметим, что в целом для методологии концепции политической культуры присущи два познавательных момента. Один из них получил условное название сравнительного, другой - социологического. Под сравнительным использованием концепции политической культуры понимается не просто её направленность на сравнение, а рассмотрение её прежде всего в качестве самостоятельного фактора при объяснении различий в национальных политических структурах и действиях. Социологический акцент становится очевидным при изучении взаимосвязей переменных факторов внутри той или иной политической культуры. При этом предметом непосредственного анализа является уровень личности или группы, а не нации как таковой.

Вторую группу составляют исследования, которые включают в политическую культуру ещё и образцы политического поведения. Так, американский политолог Д. Пол определяет политическую культуру как конфигурацию ценностей, лежащих в основе политики общества. У. Розенбаум понимает под политической культурой концептуальное обозначение чувств, мыслей и поведения, которые мы замечаем или выводим, наблюдая за людьми, живущими своей повседневной жизнью. Признанные образцы поведения, включает в содержание политической культуры и Р. Такер.

В российской и белорусской политической науке проблемы политической культуры начали изучаться сравнительно недавно. Как и в западной литературе, одни исследователи - Ф.М. Бурлацкий и А. А. Галкин - ограничивают политическую культуру сферой политического сознания, не включая в её содержание образцы политического поведения. Другие - Е.М. Бабосов, Э.Я. Баталов, Е.А. Егоров, Н.М. Кейзеров - наоборот, включают образцы политического поведения в содержание политической культуры.

По мнению Э. Я. Баталова, политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Это уже иной подход. В его основе - понимание политической культуры как субъективно-объективного феномена, как способа духовно-практической деятельности и отношений в сфере политики. На первый взгляд, такой подход абстрактен; он прямо не фиксирует личностный аспект культуры, чем отличаются определения Г. Алмонда, Г. Пауэлла и др. Однако в данном случае можно говорить о разумной абстракции методологического характера, позволяющей охватить наиболее существенные признаки исследуемой категории.

Деятельность людей в политической сфере всегда представлена системой политических идей, способов и норм поведения, а также специфическими учреждениями. Они есть результат исторического опыта, в них закрепляются память и навыки деятельности отдельных людей и социальных групп по регулированию своих отношений в рамках политически организованного сообщества. Совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, и составляют политическую культуру, т.е. политическая культура есть исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений. Именно постоянный процесс взаимовлияния политического сознания и поведения образует такую подвижную структуру, как политическая культура.

Поведенческий элемент в структуре политической культуры предполагает осознанное участие граждан в выборах, референдумах и плебисцитах, членство в политических партиях и движениях. На политическое поведение людей непосредственное воздействие оказывают не только личные взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием социальной среды и передаваемые из поколения в поколение.

На основании обобщения имеющихся подходов мы можем рассматривать политическую культуру как сложный феномен. В его основе лежат и ценности, и нормативные представления о власти, и модели политического устройства общества, рождающие в его сознании определённые ориентиры в политической жизни, и цели политической деятельности, которые затем трансформируются в знания о средствах, способах и навыках, необходимых для достижения этих целей в рамках определённых видов политической деятельности. Политическая культура - не механическая совокупность тех или иных ценностей, установок, ориентации, моделей поведения в отношении политических объектов. При определении политической культуры важно учитывать, как эти ценности, установки, ориентации, модели распространены в тех или иных политических структурах и какое влияние они оказывают на социально-политические процессы. Это специфический способ и образ действия, что, прежде всего, отражает суть понятия культуры вообще и политической культуры в частности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: