Самовоспитание связано с ситуациями, когда сам ребенок учится ставить перед собой цель и предвидеть результаты собственной деятельности. Чтобы помочь ребенку в деле самовоспитания, учитель
намечает общий план в работе и отдельные операции в деятельности. При этом одновременно формируется самоконтроль и самооценка. Содержание самовоспитания тесно связано с формированием волевых и нравственных качеств личности ребенка. На этот процесс будет влиять общественное мнение, микроклимат в коллективе, пример взрослых, личная программа самосовершенствования.
Личные обязательства - постановка цели и задач на определенный период времени.
Самоотчет - умение отвечать за свои действия и поступки.
Самоанализ - умение выявлять причины, побудившие к действию, с анализом причинно-следственных связей.
Самоконтроль - работа над самим собой с конкретно поставленной целью; сравнение своих результатов деятельности с заданным эталоном.
Самооценка - умение объективно взглянуть на себя со стороны и вывести справедливое суждение.
Вопросы и задания по теме:
1. Что такое принципы воспитания?
2. К какому принципу воспитания относится следующее утверждение: «Личность формируется не в поисках своей «самости», «самоценности», как сегодня говорят некоторые педагоги и психологи, а в гармонии, в активном взаимодействии с окружением, от членов семьи до всего человечества, через посредство культуры; в служении тому, что составляет ценность для общества, в работе над сверхличными проблемами»?
3. К какому принципу воспитания относятся следующие правила:
- не следует постоянно укорять школьника за проступки, осуждать за неправильное поведение, ошибки, а напротив – хвалить, поощрять, поддерживать то позитивное, что есть в нем;
- следует осуждать не человека, а его неверный поступок?
4. Проанализируйте таблицу классификации методов воспитания по их направленности
Содержание | Формирование сознания личности | Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения | Стимулирование деятельности и поведения |
Цель | Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения | Организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они приобретали опыт правильного поведения в обществе | Создать мотивацию правильного поведения |
Процесс (методы) | Рассказ, беседа, лекция, доклад, диспут, пример, инструктаж, объяснение, разъяснение, внушение | Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, общественное мнение, воспитывающая ситуация | Поощрение, наказание соревнование, субъективно-прагматический метод |
Дайте кратко характеристику 2-3 любых метода из каждой группы
Сведения о некоторых методах формирования сознания личности
Рассказ – http://www.pedpro.ru/education/17/334.htm
Беседа – http://www.pedpro.ru/education/17/335.htm
Диспут – http://www.pedpro.ru/education/17/338.htm
Пример – http://www.pedpro.ru/education/17/339.htm
Сведения о некоторых методах организации деятельности и формировании опыта поведения
Упражнение – http://www.pedpro.ru/education/17/343.htm
Приучение – http://www.pedpro.ru/education/17/342.htm
Педагогическое требование – http://www.pedpro.ru/education/17/344.htm
Сведения о некоторых методах стимулирования и мотивации деятельности и поведения
Поощрение – http://www.pedpro.ru/education/17/347.htm
Наказание – http://www.pedpro.ru/education/17/348.htm
Соревнование – http://www.pedpro.ru/education/17/346.htm