Методики психодиагностики личности

Психодиагностика личности осуществляется с помощью различных личностных тестов.

Личностные тесты ― методики для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида, а также характеристик мнений, установок, интересов и ценностей.

Личностные опросники — совокупность методических средств для изучения и оценки различных свойств и проявлений личности.

Личностные опросники предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых служит направленность и частота ответов на пунк- ты опросника.

Множество личностных опросников, разработанных к настоящему времени, по ди- агностической направленности можно разделить на:

¾ опросники черт личности (Р.Кеттелла);

¾ опросники типологические (Г. Айзенка);

¾ опросники мотивов (А. Эдвардса);

¾ опросники интересов (Г. Кюдера);

¾ опросник ценностей (Д. Супера);

¾ опросники установок (Л. Терстоуна).

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следует раз- личать:

1) опросники факторные, для конструирования которых используется фак- торный анализ (Р. Кеттелла);

2) опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально- ключевого принципа (MMPI).

Наконец, все личностные опросники могут быть разделены на те, которые предна- значены для измерения какого-либо одного качества (одномерные) или нескольких: од- номерные (диагностирующими какую-либо одну характеристику) и многомерные (даю- щие информацию о целом ряде различных характеристик личности).

Личностные опросники применяются в прикладных и исследовательских целях, как в индивидуальных, так и в групповых обследованиях.

Вопросы в них группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оце- нить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы полу- чили название шкал. Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с


помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изобра- жаемые обычно в виде графиков.

В личностных опросниках наиболее распространены следующие формы вопросов (утверждений).

1) Вопросы, предусматривающие ответы типа «да ― нет». Такие вопросы легко формулируются, обычно поняты, ответы на них не затрудняют обследуемых. Например:

«Любите ли вы загорать на пляже?» Варианты ответов: «да», «нет».

2) Вопросы с ответами типа «да ― нечто среднее ― нет», «да ― затрудняюсь отве- тить ― нет». Это вариант вопросов типа «да ― нет», описанных выше, с добавлением ка- тегории неопределенности, потому что некоторые испытуемые становятся раздражитель- ными и несговорчивыми, если их заставляют отвечать либо «да», либо «нет» на вопросы, в ответах на которые они не очень уверены. Например: «Я всегда в состоянии строго кон- тролировать проявление своих чувств». Варианты ответов: «да», «нечто среднее», «нет».

3) Вопросы, предусматривающие ответы типа «правда ― ложь», или так называе- мые, альтернативные задания. Например: «Я ненавижу втискиваться в переполненный ав- тобус». Варианты ответов: «правда», «ложь».

4) Задания с ответами типа «нравится ― не нравится» (одно слово или фраза). Ред- ко используемая форма вопросов. Например: «а) фонарщики; б) воротники из бобрового меха; в) бас-барабан». Варианты ответов: «нравится», «не нравится».

5) Задания с рейтинговыми шкалами. Эти задания состоят из предложений, к кото- рым прилагаются рейтинговые шкалы. Типичным примером может быть: «Мне нравится бывать с друзьями в кафе». Варианты ответов: «всегда», «очень часто», «часто», «от слу- чая к случаю», «редко», «очень редко», «никогда». Очевидной проблемой для этой шкалы является различная интерпретация индивидуумами терминов частоты.

6) Разнообразные трихотомические задания. В действительности это варианты три- хотомической формы вопроса типа «да-нет». Это могут быть такие ответы, как «часто – иногда – никогда», «верно – не знаю – неверно», «согласен – не уверен – не согласен». Эти варианты предоставляют большую гибкость при формулировании заданий, чем жест- кие формы типа «да-нет» (дихотомическая) или альтернативные. Пример: «Бывают пе- риоды, когда мне трудно удержаться от жалости к самому себе». Варианты ответов: «час- то», «иногда», «никогда».

7) Вопросы, предусматривающие ответы на основе выбора из нескольких предло- женных обследуемому развернутых высказываний. Обычно это завершающие предложе- ние фразы, одну из которых и необходимо избрать. Вот типичный пример: «Когда мне не- чего делать, я могу…». Варианты ответов: а) позвонить другу, чтобы поболтать; б) занять- ся разгадыванием трудного кроссворда; в) пойти на джазовый концерт.

 


Достоинства и недостатки личностных опросников

Достоинства Недостатки
Простота применения Зависимость проявления черты от определенных ус- ловий
Легкость обработки Изменчивость ответов при повторном обследовании
Наглядность представления Существование риска субъективных искажений, воз-

результатов можности фальсификации ответов. Влияние факто- ров, имеющих установочную природу. Влияние различий в понимании вопросов обследуе- мым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: