Лабораторная работа № 6

Тема «Анализ фенотипической изменчивости».

Цель: углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов; сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

Оборудование: наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр. не менее 30 (100) экземпляров одного вида; метр для измерения роста студентов группы.

Ход работы:

Расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины; измерьте длину объектов, рост однокурсников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:

Размер объектов V                                            
Число объектов n                                            

постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали

                                  n

   

                                                             V

На основании проведенных исследований сделайте вывод о закономерностях модификационной изменчивости. Вычислите среднюю величину по формуле:

М = ƩV∙ p/n, где М – средняя величина; V – размер объектов; p – частота встечаемости; n – число объектов.

Например: М = 50∙1 +52∙2 + 55∙ 3+ 56∙ 6 + 59∙ 6 + 61∙7 + 62∙ 8 +66∙ 10 +68∙ 7/50 =3082/50 = 61,64 мм.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.

2. Какие признаки фенотипа имеют узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?

 

Урок № 14.

Лабораторная работа № 7

«Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм».

Цель: научиться получать информацию о качестве пищевых продуктов по упаковке и влиянии пищевых добавок на организм.

Оборудование: инструктивные карточки, упаковки от различных продуктов (жевательная резинка, чипсы, сухарики, шоколад и т.п.).

Ход работы:

1. Прочитайте дополнительный материал, приведенный ниже. Законспектируйте его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: