Тема «Анализ фенотипической изменчивости».
Цель: углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов; сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
Оборудование: наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр. не менее 30 (100) экземпляров одного вида; метр для измерения роста студентов группы.
Ход работы:
Расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины; измерьте длину объектов, рост однокурсников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:
Размер объектов V | ||||||||||||||||||||||
Число объектов n |
постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали
n
V
На основании проведенных исследований сделайте вывод о закономерностях модификационной изменчивости. Вычислите среднюю величину по формуле:
М = ƩV∙ p/n, где М – средняя величина; V – размер объектов; p – частота встечаемости; n – число объектов.
Например: М = 50∙1 +52∙2 + 55∙ 3+ 56∙ 6 + 59∙ 6 + 61∙7 + 62∙ 8 +66∙ 10 +68∙ 7/50 =3082/50 = 61,64 мм.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.
2. Какие признаки фенотипа имеют узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?
Урок № 14.
Лабораторная работа № 7
«Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм».
Цель: научиться получать информацию о качестве пищевых продуктов по упаковке и влиянии пищевых добавок на организм.
Оборудование: инструктивные карточки, упаковки от различных продуктов (жевательная резинка, чипсы, сухарики, шоколад и т.п.).
Ход работы:
1. Прочитайте дополнительный материал, приведенный ниже. Законспектируйте его.