Выборочно-распределительный диктант

Выборочно-распределительный диктант   это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.

Записать слова с Ь знаком в первый столбик, с Ъ – во второй.

 По радио объявили об отправлении поезда. В нашей школе происходила съёмка фильма. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть. В клетке метался разъяренный зверь.

 

Свободный диктант.

Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.

Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.

 Учитель   сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.

 

Восстановленный диктант

Восстановленный диктант – это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.

 

Восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам числительным.

 

          Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров. Пешеход, преодолевая ежедневно по 30 километров, шел бы до Солнца 14000 лет. Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 километров в час, достиг бы Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 100 километров в час, долетел бы до Солнца через 17 с лишним лет. Звук, достигающий в атмосфере скорости 350 метров в секунду, от Земли до Солнца дошел бы за 14 лет.

 

По аналогии

Диктант по аналогии это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.

 

После проведения наблюдений и беседы написать о калине, рябине или черемухе.

 

Абрикосовое дерево расцвело – оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами, выглядели невесомыми. Подуй ветер – не станет нарядного дерева: унесет он его весенний наряд за тридевять земель.

Предупредительный диктант

A. Предупредительный диктант - используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий.

 

Диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись).

1) Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

2) Например, учитель читает предложение: Гриб походил на тарелку с водой.

 

После  чего задаёт вопросы: о чем говорится в этом предложении? Что говорится? Какое это предложение? Что нужно поставить в конце его? Как нужно писать первое слово в предложении? Как и почему нужно писать слово «гриб» («походил»)? Как напишем «на тарелку, с водой»? Далее учитель сам поясняет написание слова «тарелку». К слову «водой» подберите проверочное. После такого разбора под диктовку учителя учащиеся записывают предложение в тетрадь.

 

B. Диктант с обоснованием

Ученик сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.

Использовать вначале изучения темы «Безударные гласные корня, проверяемые ударением». «Звонкие и глухие согласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание имён существительных с шипящими на конце», «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных», «Правописание личных окончаний глаголов».

 

Например, учитель диктует слова: земля, солнце, шубка, лошадка и т.д., дети в своих тетрадях записывают:

Земли – земля, солнышко – солнце, шуба – шубка, лошади – лошадка.

Все мотивируемые написания должны быть подчёркнуты. Обоснование, проводимое с целью сознательного предупреждения возможных ошибок, может быть не только письменным, но и устным.

 

Объяснительный диктант

Объяснительный диктант - включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом.

Сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки.

Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного.

Часто предупредительный сочетают с объяснительным диктантом.

 

Например, при проведении диктанта по тексту «Клён» (3 класс; тема «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе») все написания объясняются после записи текста, а подчёркнутые орфограммы разбираются до его записи.

Клён.

В ру сс ком лесу нет дерева красивее клёна. Это свет о любивое дерево с гла д ким чистым стволом. Весёлый клён р а стёт вместе с могучим дубом, кудрявой берёзой. В жаркие дни приятно о т дыхать под развес и стым клёном. (По И. Соколову-Микитову).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: