Менеджмент - как организация производства

Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Менеджмент рассматривается как действие аппарата управления, специфического органа, посредством которого организуется и координируется работа всех подразделений и использование ресурсов. Поэтому аппарат управления является составной частью любого хозяйствующего объекта.

Менеджмент как комплексное понятие включает в себя: вопросы организации производства (формирование предприятий, определение их структур, размеров, материально-техническое обеспечение и т. д.) и задачи по управлению трудовым коллективом.

Организация производства заключается в приведении в соответствие, наилучшее для данных конкретных условий, количественное и качественное соединение во времени и пространстве всех элементов производства (людские ресурсы, орудия и предметы труда, технология). Организация производства образует систему, имеющую внутренние органические и внешние рациональные связи. Система организации производства решает ряд задач, определяющих ее объективное содержание:

– подготовку производства;

– организацию подразделений для нормального хода производственного процесса;

– разделение функций и кооперирование основного и вспомогательного производства;

– оптимизацию размеров подразделений и самой фирмы (предприятия) в целом;

– материально-техническое обеспечение (планово-предупредительное);

– планирование (маркетинг);

– организацию труда (стимулирование, нормирование и т.д.).

Управление трудовым коллективом – целенаправленное воздействие на коллектив работников (координация их деятельности) для решения поставленных задач, приведение в соответствие фактического хода работ с заданным (запланированным). Управлять – вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Управление заключается в том, чтобы:

– предвидеть (изучать и устанавливать программу действий);

– организовывать (строить двойной организм предприятия: материальный и социальный);

– распоряжаться (приводить в действие персонал предприятия);

– согласовывать (связывать и объединять действия и усилия);

– контролировать (наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным и отданным распоряжениям).

Менеджмент можно рассмотреть с трех точек зрения: содержательной, организационной и технологической. С содержательной точки зрения управление направлено на выявление целей и методов их реализации в данный период. С организационной точки зрения – установление функций управления как определенных этапов принятия решений и их реализации, определения участников управления и порядка их взаимодействия. С технологической точки зрения – получение информации и определение порядка ее обработки и хранения, делопроизводства и др. Совокупность всех этих подходов определяет сущность и содержание менеджмента.

Условия и предпосылки возникновения менеджмента.

Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

– политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах;

– экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

– оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Формирование менеджмента связано с пятью управленческими революциями, начало которых связано с тремя периодами развития менеджмента.

Управленческие революции.

Первая управленческая революция – религиозно-коммерческая – связана с возникновением письменности в Древнем Шумере. Появление письменности оказало существенное влияние на развитие древнего общества и в конечном итоге привело к образованию особой касты жрецов-коммерсантов. Они осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Религиозный характер носило управление и в Древнем Египте. Построенные в 3000–2000 гг. до н. э. египетские пирамиды свидетельствуют о высоком уровне развития не только науки и культуры, но и управленческого искусства.

Вторая управленческая революция – светско-административная относится к 1792–1750 гг. до н. э. Она связана с деятельностью правителя Вавилона – царя Хаммурапи, издавшего свод законов, регламентирующих порядок управления государством.

Третья, производственно-строительная, управленческая революция датируется 605–562 гг. до н. э. – время правления древнего царя Навуходоносора. Ее основным результатом была интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере производства и строительства.

Четвертая управленческая революция сопряжена с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII–XVIII вв.). Ее сущность заключается в отделении управленцев от собственности на средства производства и зарождении такого явления, как профессиональное управление.

Пятая управленческая революция, известная как бюрократическая, произошла в конце XIX – начале XX вв. Теоретической базой этой революции послужила концепция рациональной бюрократии, а основным результатом явились формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т. п. Развитие техники и новые технологии, рост масштабов производства резко усложнили управление, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Необходимость решения проблем привела к активному обобщению опыта, к поискам эффективных методов управления производством и трудом. Возникла наука управления – менеджмент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: