Если голоса вступают последовательно сверху вниз или снизу вверх через равный интервал во времени, но НЕ РАВНЫЙ звуковысотный интервал (x=/=y), то такая каноническая имитация первого разряда сочиняется в сложном вертикально-подвижном контрапункте (с плюсовым или минусовым показателем):
Схема 10.
3. Если голоса вступают так: сначала средний голос, затем крайние голоса, то такая трехголосная каноническая имитация сочиняется обязательно в сложном вертикально-подвижном контрапункте с минусовым показателем.
Интервал между пропостой и первой риспостой обозначим как «х», интервал между первой риспостой и второй риспостой обозначим как «y».
Iv=x+y = - (-7; - 9; -11) Например: Iv= -14; x= -5; y = - 9.
Схема 11.
Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотные примеры 34–37.
Трехголосная каноническая имитация II разряда
Канонические имитации II разряда сочиняются при помощи «мнимой строчки» / «мнимой риспосты» так же, как и каноническая секвенция II разряда, только «мнимую риспосту» необходимо продолжаеть на протяжении всей канонической имитации, соотнося все голоса по правилам простого контрапункта каждую пару голосов.
|
|
Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотные примеры 38–40.
Четырехголосная простая имитация
Четырехголосные простые имитации сочиняются так же, как и трёхголосные. Не надо забывать, что если в двухголосной имитации только одна Proposta и одна Risposta, в трёхголосной имитации – одна Proposta и две Risposta, то в четырехголосной имитации Proposta и уже три Risposta, которые вступают через любой интервал, а в целом соблюдаются все нормы четверного простого контрастного контрапункта.
Примечание. См.: Часть вторая. Приложение. Нотный пример 41
.