Психологические характеристики возрастных особенностей формирования отрядов в ДОЛ

В психологической науке возраст – это некая ступень развития индивида в процессе онтогенеза сначала в личность, а затем в индивидуальность, таким образом, возраст – это временная характеристика индивидуального развития.

Выготский Л.С. в своих научных трудах указывал, что возрастом можно назвать «относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность любого возраста определяется по периодам, равным одному году, трем, пяти годам с переходным кризисным периодом» [7, с. 382].

Возраст разделяют на хронологический и психологический, которые редко совпадают. Психологический возраст отличается от хронологического тем, что способствует развитию таких структур, как индивид, личность, индивидуальность, в данных структурах качественно изменяются потребности, интересы, развивается мышление, память и прочие механизмы, функции и процессы. Таким образом, проявляется воздействие социокультурных, обучающих, коммуникативных факторов.

Французский историк и демограф Арьес Ф. в своих работах писал, что «дифференциация возрастов человеческой жизни, в том числе девства формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества» [3, с. 84].

В психологии рассматриваются различные концепции возрастной периодизации, например, Эльконин Д.Б. в 70-х годах XX века обосновал возрастную периодизацию развития психики, основой которой являлась смена ведущей деятельности. Так для детей различного возраста характерным является и ведущий вид деятельности:

· дошкольный возраст – игра;

· младший школьный возраст – обучение;

· подростковый возраст – коммуникативность, интимно-личностное общение;

· юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.

Возраст, в рамках культурно-исторической концепции Выготского Л.С., выступает в качестве некого замкнутого периода развития, который определяется положением в общем цикле развития, где всячески проявляются общие законы развития. Любой возрастной период чувствителен как развитию психических процессов, качества, свойств, так и к воздействию какого-либо характера.

Ребенок, проходя определенные возрастные этапы в процессе взросления, чувствует необходимость в особенном подходе к себе, а также во внимании. Основные трудности заключаются в том, что каждый возрастной этап – это отражение тех психосоциальных реалий, который существуют сейчас, в настоящем, однако определяются они потребностями будущего.

Существует множество возрастных периодизаций, концепций, теорий, однако все они ограничены системой, либо вписаны в определенные рамки. Психологам на современном этапе развития науки не удалось вывести единую систему перехода ребенка из одной возрастной группы в другую, но описан ряд факторов, характеризующих данный процесс:

· вхождение ребенка в различные микросоциальные группы;

· изменение характера воспитания в рамках семьи;

· осознание культурных норм и правил, появление новых видов и типов деятельности;

· формирование особенностей физиологического развития.

Возрастные границы – не постоянны, они подвижны, вариативны и склонны к изменениям, особенно в разных исторических, культурных и социально-экономических условиях. На сегодняшний день общепринятым является дифференциация возрастных периодов на:

· младенчество – это возраст ребенка с момента рождения до 1 года, причем первый месяц жизни носит отдельное название – период новорожденности;

· преддошкольный возраст – возраст ребенка от 1 года до 3 лет;

· дошкольный возраст – это дети от 3 до 7 лет;

· младший школьный возраст – дети от 7 до 11-12 лет;

· средний школьный возраст – это дети от 12 до 15 лет;

· старший школьный возраст – это дети от 15 до 18 лет.

В детском оздоровительном лагере могут отдыхать дети от 7 до 17 лет, таким образом, мы рассмотрим основные характеристики детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Младший школьный возраст начинается с момента поступления ребенка в школу, как правило, это возраст семи лет. Семь лет для ребенка – это кризисный возраст, поскольку происходят изменения социальной ситуации развития, теперь у ребенка новая социальная роль, он школьник. Пусть и не в таком качестве, как у взрослых, но происходит переоценка ценностей и изменению самосознания.

Ведущая деятельность – учебная, поскольку это качественно другой вид деятельности, развивается высшая нервная деятельность, психические функции ребенка, личность ребенка. Таким образом, психическое развитие протекает в процессе учебной деятельности, которая в свою очередь, формируется мотивами. Ребенок проявляет интерес, активность в изучении нового, стремится к саморазвитию.

Поскольку учебная деятельность играет значительную роль в жизни младшего школьника, то успехи в школе помогают сформироваться адекватной самооценке ребенка и наоборот, отставание в школе от сверстников – могут сформировать различные комплексы у ребенка.

Ключевыми особенностями личности младшего школьника являются:

· доверчивость, особенно старшим или авторитетному сверстнику;

· склонность к фантазированию;

· конформизм;

· впечатлительность и восприимчивость;

· эгоцентризм;

· субъективизм;

· внимательность, в случае если интересен предмет разговора или объект внимания;

· страх неудачи;

· внушаемы и податливы;

· исследовательский характер познаия;

· склонны к подражательному поведению.

Стоит отметить, что в этом возрасте формируются нравственные качества и основные черты личности. Учитель, а в детском оздоровительном лагере – это вожатый, для ребенка авторитет, поэтому необходимо сформировать благоприятную обстановку для возможности становления высоконравственной личности.

Что касается типа мышления, то у детей данного возраста он наглядно-образный, что свидетельствует о концентрации внимания на ярких, контрастных предметах или объектах. Память тоже имеет свои особенности, дети с легкостью запоминают и в последствие воспроизводят лишь небольшой объем информации. Боле того процессу запоминания характерны механические особенности, то есть необходимо многократное повторение и важна сила впечатления процесса восприятия.

Вожатому важно владеть информацией об особенностях памяти детей данного возраста, это позволит строить процесс взаимодействия более эффективно. Более того, развивается и интеллектуальная рефлексия, дети еще не в полной мере могут понимать, как происходят мыслительные операции, поэтому практически не способны к самонаблюдению, поэтому ребенок старается оправдать собственное мнение и «различать внутренние мотивы, которые его ведут, и направление, которому следует он» [15, с. 94]. Постепенно ребенку младшего школьного возраста удается познать процесс рефлексии, он научается оценивать свои действия, начинает анализировать различные процессы, в том числе и мышление.

В младшем школьном возрасте формируется такое новообразование такое новообразование, как произвольное внимание. Как правило, произвольное внимание максимально используется в процессе обучения, однако данное новообразование важно и для дальнейшей жизни ребенка. Многие считают, что можно обнаружить достаточно плотную связь между уровнем развития произвольного внимания и успеваемостью ребенка в процессе обучения. Но высокий уровень произвольного внимания – не гарантия высоких успехов в обучении, например, среди школьников, которые учатся, мягко говоря, посредственно, встречаются и внимательные ребята.

Ведущая деятельность в данном возрасте – это учеба, которая выдвигает ребенку самые различные требования. Необходимо адаптироваться к новому режиму дня, научиться эффективно распределять свое время, общаться с новым коллективом, как с ровесниками, так и со взрослыми. В школе ребенок значительно меньше проявляет свою двигательную активность, поскольку теперь он в основном занимается умственной деятельностью, однако это не отменяет того, что потребность к взаимодействию в игре у ребенка все еще остается. Игра – это важный элемент в психическом развитии ребенка, пусть и остается на нее не так и много времени.

В игре, детям младшего школьного возраста, нравится не столько игровой процесс, сколько результат, который они могут получить. В связи с этим важно, что бы сама игра была правильно организована и имела конкретную направленность. Таким образом, справедливо, что игра в течение данного возраста, меняется и по форме, и по своему содержанию.

Для детей младшего школьного возраста интерес представляют игры иллюстрирующие события, людей из социума, исторических героев, а не просто сюжеты, демонстрирующие окружающий мир. Апетян М.К. отмечает, что «сюжетное изменение также обозначает новый этап в развитии социальной направленности личности младших школьников, выявляя новый характер их интересов» [3, с. 238].

У детей младшего школьного возраста возникают новые потребности, которые напрямую связаны с учебой, как с ведущим типом деятельности. Следуя правилам, приходя вовремя в школу, уча уроки, ребенок удовлетворяет свою потребность в одобрении взрослыми и тем самым играет важную общественную роль. Хотя, как правило, потребности детей данного возраста изначально имеют личностную направленность.

Ребенок пытается заполучить как можно больше внимания, ему всегда нужно больше внимания, чем другим детям. Однако с течением времени ребенок социализируется, начинает ощущать единство с коллективом и потребности помимо личной направленности, теперь становятся и общественно направленными. Это можно проследить в проявлении инициативы, в способности быть ответственным не только за самого себя, но и за своих друзей или одноклассников, обращается внимание на другую точку зрения и становится важным общественное мнение.

Восприятие излишне эмоционально, решая задачи, влияние будут оказывать яркие акценты, иллюстрации, бодрая музыка, коллективная деятельность, шутки учителя – все это способно спровоцировать бурную эмоциональную реакцию у детей.

Вместе с тем формируется основа для аналитической деятельности, навыков рассуждения. Однако по-прежнему влияет аффективно-интуитивный способ восприятия информации. Таким образом, информация будет восприниматься ребенком только в том случае, если она интересна и не является устрашающей или пугающей. Интересно, что эмоции ребенка достаточно быстро переключаются и оказывают влияние на его переживания, а от переживаний, в свою очередь, зависит и уровень мотивации младшего школьника.

Ребенок, который подвергается постоянным укорам родителей, проходит 3 стадии – это стыд, принятие и пресыщение. После стадии «пресыщение» всякая мотивация у ребенка исчезает, на ее месте формируются интенции к лживости или трусость.

У младшего школьника только формируются базовое понятие социальных чувств, например, патриотизма, гордости за свою нацию, пунктуальности, авторитетности, деликатности, содружества, гибкости в общении и прочие. Конечно, в сознании ребенка все эти понятия не носят такие названия, однако они уже начинают проявляться в поведении.

В работе с детьми младшего школьного возраста не стоит упускать особенности воображения у данной возрастной группы, поскольку именно воображение становится основой пространственного мышления, логики. Благодаря воображению появляется некая полисистемность в разрешении различных задач, в результате чего расширяется эмоционально-чувственная сфера ребенка.

Стоит помнить, что ценностные приоритеты для детей младшего школьного возраста – это игры, дружба и семья. С целью эффективного взаимодействия вожатого и младшего школьника, вожатому важно знать и учитывать психологические и возрастные особенности детей, специфику той деятельности, которая предлагается детям, особенности игровой деятельности, а также возникшие в психике новообразования.

В психологической науке и других смежных областях знания средний школьной возраст по-другому называют отрочеством или подростковым возрастом. Что касается отрочества, то так можно назвать некий промежуточный период детства во взрослость. Но стоит заметить, что уже на данном этапе, этапе определения, можно обнаружить некие неточности. Например, начало пубертатного периода можно выявить достаточно точно, посредством биологических особенностей, однако сложности заключаются в том, что бы определить окончание этого периода взросления.

Очевидно, что данный возрастной период характеризуется перестройкой общественной активности ребенка, а также его активным развитием. Изучая различную литературу в рамках психологии, стоит отметить, что «сегодня принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах среднего школьного возраста, а за ним следует новый этап развития – юность» [35, с. 217].

Таким образом, следует отметить, что невозможно и некорректно рассматривать процессы физического созревания ребенка отдельно от его социализации и участия в общественной жизни.

Что же касается физиологии, то здесь данный возрастной период принято дифференцировать на три фазы:

· предпубертатная фаза, то есть подготовительный период;

· непосредственно пубертатная фаза, запускаются ключевые механизмы полового созревания;

· постпубертатная фаза, характеризуется состоянием полной биологической зрелости.

Если соотнести выделенные фазы физиологического созревания с возрастными категориями, то станет совершенно очевидным тот факт, что предпубертатная фаза соответствует предподростковому или младшему подростковому возрасту, пубертатная – подростковому, а постпубертатная соответственно юношескому периоду взросления. Но стоит помнить, все процессы созревания проходят для каждого абсолютно индивидуально и с определенными особенностями. Так, разные мальчики в возрасте 14 лет могут быть на разных фазах физического развития и наоборот, внешне одинаково физически развитые парни могут находиться на разном психологическом уровне взросления. У каждого человека биологические системы функционируют по-разному.

К базовым компонентам физического созревания детей среднего школьного возраста относят:

· скелетную зрелость;

· появление вторичных половых признаков;

· резкие изменения в росте.

Рассматривая особенности детей среднего школьного возраста, стоит отметить, что ведущий вид деятельности – учение и получение знаний, однако добавляется новый компонент – коммуникативность. В этом возрасте обучение уже становится многопредметным, что вынуждает индивида систематически заниматься освоением наук, боле того, к ребенку выдвигаются более суровые требования, что может изменить мотивацию или отношение к учебе.

Подросткам важно знать цель и необходимость выполнения различных заданий, поскольку в любой деятельности, в том числе и в обучении они начинают искать личный, практический смысл. Выражается стремление к самостоятельности в общественной жизни и активность при разрешении различных жизненных ситуаций и задач. Вероятнее всего, это обусловлено поиском собственного места в коллективе. На первом плане не собственная точка зрения, а общественное мнение, более того, ровесники считаются более авторитетными, чем родители и учителя, поскольку существуют потребности в коммуникациях и интеллектуальном развитии, которые требуют реализации.

В своих трудах Абрамова Г.С. писала, что подростковый возраст – это «мир, в котором нет логики взрослой жизни, непосредственности детства, где все краски и запахи жизни, весь ее вкус и аромат, именно все и весь, обрушиваются на подростка как ливень. Последствия же ливня, как известно, бывают весьма неоднозначны – тут и сломанные ветки, и вырванные с корнем деревья, и чистый воздух, и наполненная новой силой земля» [4, с. 92].

По мнению Эльконина Д.Б. ведущая деятельность в подростковом возрасте – общение со сверстниками, которое функционирует на базе абсолютного доверия, внутренней общности. Личное же общение – это та деятельность, в ходе которой подросток формирует собственные взгляды на жизнь, окружающих людей, будущее.

Если придерживаться точки зрения Давыдова В.В., то подростков отличает стремление к общественно значимой деятельности, которая в свою очередь складывается из трудовой, учебной, спортивной, художественной, общественно-организационной и так далее. И уже в ходе реализации этой самой социально значимой деятельности, сверстники начинают взаимодействовать друг с другом, развивая средства коммуникации.

Изначально одним из первых о подростковом этапе развития заговорил Холлу С. в своей теории рекапитуляции. Он писал, что «подростковая стадия в развитии индивида соответствует эпохе романтизма в истории человечества и воспроизводит эпоху хаоса, когда природные устремления человека сталкиваются с требованиями социальной жизни» [36, с. 53]. Холлу С. одной из ключевых особенностей подростков выделял противоречивость в поведении.

В ключе психоаналитической парадигмы данный возраст влечет возрождение уже существующих в психике конфликтов эдипова комплекса, иначе говоря, в подростковом возрасте возобновляются все те проблемы, которые имеют отношение к родителю противоположного пола.

Стоит отметить, что Левин К. рассматривал подростковый период через призму социальной психологии. Источником особой подростковой субкультуры он считал чувство некой «неприкаянности», объясняя это тем, что данная возрастная категория – это люди уже переставшие быть детьми, но еще не ставшие взрослыми.

Вопросы подросткового возраста в культурно-духовном направлении изучал Шпрангер Э., который считал основным смыслом данного возрастного периода – вхождение индивида в культуру и в дух эпохи. Он даже выделил 3 типа характера, определяющих протекание подросткового периода:

· 1 тип – резкий, бурный, кризисный, ощущается индивидом, как «второе рождение», в результате формируется «новое Я»;

· 2 тип – плавный, медленный, поэтапный рост, вливание во «взрослую» жизнь, без кардинальных изменений для личности;

· 3 тип – активный, сознательный, запускаются процессы самовоспитания и самоформирования, подключает механизмы воли и преодолевает, таким образом, внутреннюю тревогу.

Известно, что основной целью переходного периода или кризиса является формирование позитивных изменений в личности. Более того, в результате каждого кризиса в психике индивида появляется центральное новообразование, которое способствует дальнейшему развитию личности, а также ее формированию на последующих возрастных этапах.

К общим чертам кризиса относится раздражительность, непослушание, капризы, конфликт индивида с социумом (референтной группой), упрямство. Те же самые характеристики можно отнести и к подростковому возрасту, если рассматривать его в качестве кризисного этапа между детством и взрослой жизнью. Очевидно, что качественно данный кризис будет отличаться от тех, которые сопровождали взросление ребенка на более ранних этапах развития. Подростковый кризис – более длительный и острый.

Когда непосредственно само взросление наступает, то это не особо оказывает влияние на социальную ситуацию ребенка, то есть не изменяется его статус в роли ученика, он по-прежнему проживает с родителями, самостоятельно себя не обеспечивает финансово и прочее. В результате чего возникают конфликтные ситуации, поскольку реальность не всегда соответствует желаниям, представлениям, притязаниям подростка. Пожалуй, именно так стоит объяснить смысл психосоциальной детерминации кризиса на данном возрастном этапе.

Еще Выготский Л.С. определил смысл деятельности в создании материальных и духовных ценностей, а в отечественной науке понятие ведущей деятельности является фундаментом возрастной периодизации, поскольку именно через деятельность происходит смыслопорождение. «Смысл становится единицами человеческого сознания только в деятельности, предмет обретает для человека смысл только как предмет возможного целенаправленного действия» [16, с. 125], писал Леонтьев А.Н.

Идея о ведущем типе деятельности, ее влиянии и изменении в ходе личностного развития, стала ключевой в работах Эльконина Д.Б. и его возрастной периодизации. Важно, что данная теория рассматривает одновременно два направления развития ребенка, а именно взаимодействие с миром вещей и миром людей. Функционирование ребенка в двух этих направлениях – это целостный процесс, благодаря которому реализуется развитие мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сферы. Интересно, что в зависимости от возрастного периода меняется и преобладание одного направления над другим, то есть сначала может доминировать взаимодействие с миром вещей, позже с миром людей и наоборот. Более того, смысловой компонент личности закладывается и получает свое развитие в результате смены ведущего типа деятельности.

Осмысляя процесс и последствия каждой конкретной деятельности, одно направление отношений может детерминировать постановку задач развития и переход к другому виду деятельности, однако на качественно более высоком уровне. Деятельность, которая является ведущей, обеспечивает ключевые перемены в психическом и социальном развитии подростка, в первую очередь формирование и функционирование смысловых образований более высокого уровня.

Подросткам свойственно выражать симпатию в пользу подвижных игр, однако важно, что бы игра включала в себя соревновательный элемент. Случается, что подвижным играм свойственны характеристики спортивных, например, чтобы одержать победу важна смекалка, смелость, ловкость, скорость, умение ориентироваться в ситуации.

Не смотря на то, что ведущая деятельность у подростков уже не игра, они достаточно могут ею увлекаться, при этом часто не в состоянии рационально распределить время между игрой и учебным занятием. Начинает страдать пунктуальность, однако на данном этапе формируется мотивация к обучению и общению, поскольку улучшается качество построения причинно-следственных связей и логических умозаключений.

Подросткам свойственно заниматься поиском новых решений уже давно решенных задач, им хочется что-то редактировать, вносить свои изменения в важные виды деятельности, они конструируют мировоззрение, однако оно во многом перекликается с коллективным. Возникающие проблемы, по прежнему не поддаются детальному осмыслению.

На этапе среднего школьного возраста ребенок стремится выражать собственное мнение, претендует на самостоятельность в умственной деятельности, в результате чего формируется способность к критическому мышлению.

Если рассмотреть эмоциональную сферу, то здесь ярко проявляются

· агрессивность;

· экспрессивность;

· неумение сдерживать себя;

· неадекватная самооценка;

· резкость в поведении.

Таким образом, возникают все факторы, способствующие возникновению внутриличностного конфликта. Что бы сохранить свою целостность, подростки ищут объект для подражания, некий идеал, который обладает рядом характеристик:

· эмоционально окрашен;

· внутренне принятый образ;

· служит образцом;

· является регулятором поведения;

· является критерием для оценки поведения окружающих.

Как мы уже отмечали, на психическое развитие индивида на данном возрастном этапе, безусловно, влияет и половое созревание. Любыми средствами и способами подросток хочет доказать свою «взрослость», хотя внутреннего ощущения той самой «взрослости» у него может и не быть. Как результат влияния стрессовых факторов, возникают различного рода депрессивные состояния.

Дружба в период среднего школьного возраста формируется уже не на основе территориального размещения в пространстве (сидят за одной партой, живут в соседних подъездах), а на основе интересов и их схожести. Дружба теперь более длительная, крепкая, однако к ней выдвигаются высокие требования.

Таким образом, для подростков среднего школьного возраста обесцениваются прежние авторитеты, эмоциональная сфера становиться более чувствительной, особенно к изменениям, происходящим в социуме, подросткам свойственны такие характеристики, как:

· самокритичность;

· негативизм;

· замкнутость;

· самоуверенность;

· социальная активность (дружба, любовь)

· материализм;

· собственничество.

Старший школьный возраст или ранняя юность – это период, когда индивид активнее стремится выйти за пределы школьных интересов. В данном возрасте подростки все больше и больше начинают ощущать себя взрослыми, стремясь доказать это обществу различными способами.

Этот возрастной этап ближе всего располагается к «порогу» взрослой жизни, когда становится вопрос о дальнейшем самоопределении, будущей профессии, если подросток уходит со школы после девятого класса. Не каждый подросток в возрасте 14-15 лет в состоянии определиться с направлением дальнейшего обучений и тем более с будущей профессией. В результате чего повышается уровень тревоги и эмоционального напряжения.

Собственные ценности теперь гораздо значимее, чем у окружающих, хотя их влияние по-прежнему не исключается. Развивается самосознание и вопросы собственного «Я» приобретают более запутанный характер. Раньше в сознании существовали более четкие категории, теперь суждения более тонкие, амбивалентные, не всегда определенные.

В какой-то момент сверстники перестают вызывать острый интерес, теперь внимание переключается на взрослых, которые обладают определенными знаниями, могут поделиться собственным опытом, помочь определиться в собственных желаниях.

У подростка преобладает потребность самопознания, и познания мира, причем они желают найти истину. Теперь идеал – это не просто образ, а целая система установок и требований. Старшие подростки, как пишет Божович Л.И., способны «управлять своим поведением и деятельностью и характеризуется наличием собственных взглядов, отношений, оценок, устойчивой системы мотивов» [7, с. 28].

В учебной деятельности можно отметить проявление таких особенностей как ярко выраженные мотивы достижений, развитие самостоятельности, творческий подход, критический анализ принятых решений. Как правило, основной мотив процесса обучения – это добиться конкретных результатов в будущем. В таких ситуациях часто учитель-предметник может стать авторитетным взрослым.

Среди старших подростков неформальное общение приобретает все большую ценность, все желают самоопределиться и заполучить максимальное уважение от сверстников, а это возможно посредством неофициальных взаимоотношений. Как отмечает Краковский А.П., «именно через неофициальные взаимоотношения юноши и девушки как бы «репетируют» свои будущие отношения во взрослой жизни. Группа нужна старшему подростку для самоутверждения, но в ней он ищет автономии и утверждения в собственном мнении. Это связано с поиском самого себя, стремлением обрести чувство собственного достоинства» [22, с. 18]. Однако такие взаимоотношения начинают отличаться своей избирательностью.

Важно то, что на данном этапе структура формальных взаимоотношений и неформальная система могут не совпадать, однако редко конфликтуют друг с другом, что качественно отличается от подобной ситуации на предыдущем возрастном этапе, когда подобное сопровождалось напряженностью и бурными эмоциональными всплесками.

Старшим подросткам уже доступно применять рефлексию в процессе оценивания особенностей характера ровесников. Отечественный психолог Коробанова О.Л. в своих исследованиях пришла к выводу, что «старшеклассники с высоким статусом характеризуются большими показателями осознанности отношений, а с низким – откровенности. Учащиеся с высоким статусом предпочитают неблизкие отношения, а с низким –  тяготеют к более близкой психологической дистанции» [21, с. 74]. Более того, в данном возрасте не прослеживается взаимосвязь между полом и эффективностью ролевого взаимодействия, но следует отметить, что молодые люди обладают не такими высокими показателями «осознанности» и «откровенности», как девушки. Лабильность и дифференцированность в ролевом общении также выше у юношей и высокостатусных членов групп.

Вопросами, связанными с изучением конфликтов в старшем подростковом возрасте, занимался Атаянц Н.Г., который выявил, что в младшем школьном возрасте конфликты разгораются в результате отсутствия саморегуляции. У подростков же ключевым фактором конфликта являются вопросы самоутверждения в коллективе, а у старших подростков на первый план выходят конфликты, связанные с межличностным взаимодействием, но не предметно-деятельностным.

По Лутошкину А.Н. взаимная симпатия в период старшего школьного возраста формируется на основе таких личностных качеств, как:

· Интеллектуальные способности;

· Доброта, отзывчивость, отношение к людям в целом;

· Моральные качества;

· Волевые качества;

· Деловые качества;

· Внешние данные, умение следить за собой, привлекательность.

Позиция старшего подростка в классе зависит от его успеваемости в том числе, поскольку именно в этот период происходит профессиональное самоопределение. Коломинский Я.Л. пишет, что «часто популярность в группе старшеклассников зависит от того, насколько тот или иной участник группы соответствует ее ценностным ориентациям» [24, с. 71]. Высокий социометрический статус обеспечивается сочетанием фактического развития положительных качеств личности, совпадением ценностей старшего подростка с ценностями класса и заниженной самооценкой по особенно ценимым личностным качествам.

Не всем старшеклассникам данный возрастной период дается с трудом, есть и такие ребята, которые постепенно движутся к новому этапу своей жизни и достаточно быстро и успешно включаются в возникшую систему отношений. Таких подростков удовлетворяет спокойное течение их жизни, их привлекают общепринятые ценности, для них важны авторитеты. Зачастую это сопровождается доверительными и теплыми отношениями с родителями и успешной учебой.

Однако даже при таком, казалось бы, идеальном стечение событий, все равно существуют некоторые минусы для развития личности подростка. Уровень самостоятельности и активности значительно ниже, чем у сверстников, ярко прослеживается поверхностность притязаний и увлечений. Возможно, это связанно с тем, что полноценной личность становится, преодолевая поиски, сомневаясь, что свойственно для подростков. А те, кто пережил эти этапы, имеют возможность стать менее зависимыми, креативно подходить к решению жизненных задач, обладают гибким мышлением.

Дружба среди подростков старшего школьного возраста приобретает все большую ценность, считается уникальной, неповторимой и находится на почетном месте среди других привязанностей. Однако эмоциональная напряженности идет на спад, когда в жизни подростка появляется любовь. В данном возрасте любовь – это нечто исключительно интимное, однако носящее многие характеристики, свойственные дружбе. Более того, глубокие взаимоотношения в подростковом возрасте будут оказывать влияние на развитие личности, ее моральное самоопределение и особенности любви и взаимоотношений с противоположным полом уже во взрослой жизни.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, подросток остался обучаться в школе, можно сказать, что он перенес на два года выход во взрос­лую жизнь и выбор своего дальнейшего пути. Здесь снова актуальны вопросы профессионального и личностного самоопределения.

В выпускном классе внимание подростков концентрированно непосредственно на выборе профессий, при этом, чтобы не ошибиться в выборе, необходимо владеть информацией касательно этих профессий. И здесь ребенок не может ориентироваться на собственный опыт и приходится доверять той информации, которую он раздобыл самостоятельно, рассказали знакомые, родители.

Таким образом, новообразованием на данном возрастном этапе является профессиональное и личностное самоопределение. Это непривычное для подростка положение, требующее осознания себя как члена общества и выбор своего места в нем.

Поскольку процесс моделирования своей будущей жизни требует уверенности в собственных силах, старшеклассники склонны к изменениям в самооценке, что оказывает влияние на их тревожность. Однако вместе с тем развивается саморегуляция, контролируется проявление собственных эмоций и поведение. Развивается нравственная устойчивость личности, в решении задач, принятии решений старший подросток, в отличие от предыдущего возрастного этапа, ориентируется уже на собственные взгляды и убеждения, которые он складывает на основе личного жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Формируется формально-логическое мышление, а развитию интеллекта сопутствуют накопленные и систематизированные познания об окружающем мире.

Мировоззрение формируется на основе личностных интересов и рефлексии. Интересно, что не все подростки могут выработать систему стойких убеждений, что в результате мешает индивиду отыскать собственное место в структуре межличностных взаимоотношений и не способствует здоровью его психики.

Старшеклассники могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. У старшеклассников отмечается особенность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции.

Отмечается сформированность теоретического или сложно-логического мышления. Интеллектуализация всех познавательных процессов. Умение пользоваться рациональными приемами запоминания, появление исследовательского отношения к предмету. Они любят исследовать, экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Что касается взаимоотношений с родителями, то старшие подростки зачастую обсуждают с ними вопросы, связанные с профессиональным самоопределением, однако личными переживаниями, эмоциональными потрясениями, связанными с дружбой и любовью, подростки обычно делятся со сверстниками.

Таким образом, старший подростковый возраст можно определить как период формирования устойчивого мировоззрения, убеждений, характера, самоопределения и самоутверждения среди сверстников. Ушинский К.Д. писал про данный возраст: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества» [30, с. 102].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: