ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 38.03.01 – ЭКОНОМИКА (ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ)
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
Тема 1. Предмет, формы, функции и виды конкуренции………………………………….….2
Тема 2. Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества…6
Тема 3. Сила конкуренции при различных формах конкурентного рынка……………….…8
Тема 4. Иерархия понятий конкурентоспособности экономических объектов…………….11
Тема 5. Факторы конкурентоспособности организации и их классификация…………...…15
Тема 6. Конкурентные преимущества объектов……………………………………………...21
Тема 7. Методики определения конкурентоспособности организации………………….…41
Тема 8. Сущность стратегического управления конкурентоспособностью предприятия...53
Тема 9. Особенности оценки конкурентоспособности предприятия……………………….60
Вопросы к зачету……………………………………………………………………………….63
Для самостоятельной работы по дисциплине (модулю) обучающиеся используют следующее учебно-методическое обеспечение:
|
|
1. Управление конкурентоспособностью: учеб.пособие / В.А. Быков, Е.И. Комаров. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 242 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. [электронный ресурс] http://znanium.com/bookread2.php?book=635081
2. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 300 с. [электронный ресурс]http://znanium.com/bookread2.php?book=937630
3. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: учебное пособие-М.:НИЦ ИНФРА-М,2016.-320 с..-(Высшее образование: Бакалавриат) [электронный ресурс]
http://znanium.com/bookread2.php?book=541568
4. Управление рисками предприятия: учебное пособие / В.Н. Уродовских. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2017. — 168 с. [электронный ресурс]http://znanium.com/bookread2.php?book=615086
ТЕМА 10 (дополнительная). ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫМИ РИСКАМИ И РИСКАМИ КОНКУРЕНТНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-i-upravlenie-konkurentnymi-riskami-i-riskami-konkurentnogo-pozitsionirovaniya-v-sovremennyh-usloviyah
Леднев М. В., канд. экон. наук, доцент кафедры Теории и практики конкуренции Московского финансово-промышленного университета «Синергия», mlednev@bk.ru
Оценка и управление конкурентными рисками и рисками конкурентного позиционирования в современных условиях
В статье описаны особенности конкурентных рисков и рисков конкурентного позиционирования в современных экономических условиях. Определены три уровня системы конкурентных рисков, позволяющие их идентифицировать: конкурентные риски направления (отрасли) предпринимательства, конкурентные риски субъекта предпринимательства, конкурентные риски продуктового ряда субъекта предпринимательства. Определены наиболее подходящие способы идентификации и оценки конкурентных рисков на каждом из уровней. Рассмотрена специфика рисков конкурентного позиционирования компании, в том числе оценки и управления рисками портфеля конкурентных позиций компании. Предложен показатель для оценки портфеля конкурентных позиций компании. Классифицированы и рассмотрены основные группы факторов конкурентного риска: по источнику возникновения, по отношению к конкретным конкурентным действиям, по природе возникновения, по экономическому уровню. Определен ряд специальных методов минимизации конкурентных рисков: трехуровневая система риск-менеджмента конкурентных действий, многоуровневая система принятия решений, применение скоринговой, или балльной, системы оценки конкурентных действий и конкурентных позиций. Стандартные методы минимизации рисков проанализированы в аспекте возможности их применения в отношении конкурентных рисков.
|
|
Ключевые слова: конкуренция, конкурентные действия, конкурентный риск, конкурентное позиционирование, конкурентная позиция, менеджмент конкурентных действий, портфель конкурентных позиций, факторы риска.
Н |
астоящая статья является продолжением исследований автора в области конкуренции и конкурентных действий, ознакомиться с которыми можно в его предыдущих работах [Леднев, 2010, 2009].
В современных экономических условиях особое значение для предпринимателей любой сферы деятельности приобретает рискменеджмент, а именно правильная оценка и анализ рисков и принятие мер по их предотвращению и снижению. С другой стороны, когда замедляются темпы экономического роста и экономика находится в стадии стагнации или кризиса, как это сейчас происходит в большинстве стран мира, особое значение для предприятий приобретает удержание своих конкурентных позиций. Компании вынуждены прикладывать все больше усилий в борьбе за клиентов. Недаром усилившийся процесс конкуренции в мире ряд исследователей называют гиперконкуренцией [Дрючина, Потапова, 2014]. Только успешные конкурентные действия позволят компаниям продолжать деятельность в условиях ухудшения макроэкономической ситуации. Таким образом, сегодня особую актуальность имеют как риск-менеджмент, так и конкурентная тактика и стратегия фирмы. Эти два направления деятельности субъектов предпринимательства объединяют конкурентные риски, которые и будут подробно рассмотрены в данной статье.
Система конкурентных рисков
Согласно определению, данному Ю. Рубиным, под риском в конкуренции (или конкурентным риском) понимается «состояние относительной неопределенности, присущее конкурентным действиям, результативность которых не представляется очевидной и имеет вероятностный характер» [Рубин, 2014а]. В литературе понятие рисков применительно к конкуренции встречается достаточно часто, но специально эта группа рисков рассматривается очень редко. Например, некоторые авторы отдельно рассматривают риск реализации отдельных конкурентных стратегий [Шмарин, 2012].
В. Луканин определяет конкурентные риски в виде «совокупности переменных факторов риска формирования конкурентных позиций и в процессе конкурентной борьбы» [Луканин, 2012].
Таким образом, во всех имеющихся определениях и по своей сути конкурентные риски связаны с процессом конкуренции, который ведет любая фирма и который на практике выражается в системе конкурентных действий, определяемых и предпринимаемых на стратегическом, тактическом и ситуационном уровнях.
Для лучшего понимания конкурентных рисков и разработки наиболее эффективных методов их минимизации в первую очередь необходимо их идентифицировать. Ведь система управления любым видом риска включает следующие компоненты: субъекты управления, идентификация риска; оценка степени риска; мониторинг риска, выбор метода управления риском.
|
|
По мнению автора, логично изучить воздействие конкурентных рисков на субъектов предпринимательства на разных уровнях экономики. Это логично, поскольку сама система конкурентных действий затрагивает различные уровни экономики [Коваленко, 2013].
Поэтому автор предлагает определить систему конкурентных рисков как совокупность рисков, влияющих на конкурентные действия компании. Данная система состоит из 3 уровней (рис. 1).:
• конкурентные риски направления (отрасли) предпринимательства;
• конкурентные риски субъекта предпринимательства;
• конкурентные риски продуктового ряда субъекта предпринимательства.
На мезоуровне экономики каждая отрасль или направление предпринимательской деятельности имеет свои особенности. Применительно к определению конкурентных рисков мы оценивает отрасль именно в аспекте особенности присущих ведению предпринимательства в данной сфере конкурентных действий, методов и тактик.
Рис. 1. Система конкурентных рисков Fig. 1. The system of competitive risks |
На микроуровне каждый субъект предпринимательства также обладает рядом особенностей, которые могут быть вызваны различными факторами: размерами бизнеса субъекта предпринимательства, месторасположением, деловым окружением, конкурентной средой. К примеру, существенно различается набор конкурентных действий субъектов малого бизнеса и крупнейших компаний. Кроме того, конкурентные риски субъекта предпринимательства тесно связаны с его конкурентной позицией.
|
|
Основу деятельности любого субъекта предпринимательства составляют производимые им товары или услуги. Именно исходя из своего продуктового ряда предприятие планирует и реализует конкурентные действия. Это обусловлено тем, что конкурентная позиция компании и ее положение на рынке определяются тем, какие позиции на рынке занимают отдельные ее продукты или услуги. Именно продукты или услуги покупают и потребляют клиенты компании, формируя таким образом ее прибыль и позволяя занять определенную долю рынка.
Итак, продуктовый ряд является ключевым элементом конкурентного позиционирования компании, поскольку он составляет основу материальной составляющей конкурентоспособности компании и определяет возможности компании по сохранению или достижению конкурентной позиции.
Конкурентные риски продуктового ряда складываются из рисков, присущих конкретным продуктам компании. Например, сейчас ряд зарубежных и российских товаров и продуктов подвергнуты санкциям соответственно в России и за рубежом, что привело к снижению объема продаж и оказало существенное влияние на конкурентные позиции компаний, продуктовый ряд которых включал данные виды продуктов.