Погрешности измерений

Лекция 21.

Основные понятия измерения. Погрешности измерений. Классификация электроизмерительных приборов.

Цель лекции: Обеспечить знания учащимися об электроизмерительных приборах

Задачи:      Раскрыть основные характеристики электроизмерительных приборов

 Развить умения по расчету погрешностей

                       

Количество времени: 2 час.

 

План Лекции:

1. Понятие измерений

2. Погрешности измерений:

       - абсолютная

       - относительная

       - приведенная, класс точности

3. Классификация электроизмерительных приборов:

       - по виду измеряемой величины

       - по физическому принципу действия

       - по роду измеряемого тока

       - по классу точности

4. Цифровые электроизмерительные приборы

5. Измерение электрических величин неэлектрическими методами.Датчики

           

Дидактическое обеспечение:

- Видеопрезентации

- Плакаты

- Видеопособие

 

Примеры:

- видеопримеры

Содержательная часть лекции:

Измерениеэто определение физической величины ФВ опытным путем с помощью измерительных приборов.

Средства, позволяющие проводить измерения, называются средствами измерения.

Измерения в зависимости от способа получения результата подразделяются на прямые и косвенные.

 

 

Прямыми называют такие измерения, при которых искомое значение находится непосредственно по показанию приборов (измерение тока амперметром, напряжения — вольтметром, электроэнергии — счетчиком).

 

При косвенных измерениях результат определяют по формуле, включающей в себя величины, значения которых найдены с помощью прямых измерений (измерение электрического сопротивления с помощью вольтметра и амперметра — сначала измеряют напряжение и ток, а затем по закону Ома вычисляют сопротивление).

 

Существуют два основных метода электрических измерений: непосредственной оценки и сравнения.

 

 

При методе непосредственной оценки измеряемая величина определяется по показанию прибора.

Шкала прибора градуируется в соответствующих единицах измеряемой величины по эталонному прибору на заводе при изготовлении прибора.

Измерения вольтметром, амперметром, фазометром, ваттметром и т.д. Основными преимуществами этого метода являются простота измерений и малые затраты времени.

 

При методе сравнения измеряемая величина сравнивается с эталоном, образцовой или рабочей мерой. Точность измерений значительно выше, но возрастает и сложность измерений.

Погрешности измерений.

Из-за несовершенства приборов при всяком измерении появляется погрешность ∆, которая называется абсолютной.

  Абсолютная погрешность измерения ∆ — разность между измеренным А и действительным АД значениями измеряемой величины.

∆ = А - АД

Например, сила тока в цепи 10 А, а амперметр, включенный в эту цепь, показывает 9,85 А

абсолютная погрешность показания прибора:

∆ = А - АД =9,85-10=-0.15 А

Абсолютная погрешность имеет размерность измеряемой величины и не позволяет сравнивать метрологические характеристики различных средств и методов измерений.

Поэтому вводят безразмерные формы погрешности — относительную и приведенную.

 

Относительная погрешность δ — отношение абсолютной погрешности к истинному (действительному) значению измеряемой величины.

Как правило, ее выражают в процентах

Истинное значение измеряемой величины не известно, поэтому обычно пользуются выражением

δ ≈ ∆/ А 100%

Величины ∆ и δ характеризуют точность измерения.

Чтобы оценить погрешность прибора, вводят приведенную погрешность γ-

Приведенная погрешность γ — отношение абсолютной погрешности ∆ к нормирующему значению Анорм.

Значение Анорм принято выбирать равным верхнему пределу шкалы прибора, т.е.

Приведенная погрешность прибора, находящегося в нормальных рабочих условиях

температура 2930 + 50 К или 200 + 50 С, относительная влажность воздуха 65 + 1,5 %, напряжение в сети 220 В + 10 % с частотой 50 Гц + 1%, атмосферное давление от 97,4 до 104 кПа, отсутствие электрических и магнитных полей (наводок) называется о сновной погрешностью прибора

 

Абсолютная погрешность ∆ обусловлена систематическими и случайными погрешностями прибора, а также ошибками лица, проводящего измерения.

Систематическая погрешность остается постоянной или изменяется по определенному закону. Она возникает из-за влияния факторов, которые могут быть учтены. К ним относятся, например, температура, электромагнитные поля, радиация, несовершенство прибора и т.д.

Случайная погрешность возникает по случайному закону вследствие факторов, которые нельзя учесть. Оценку этой погрешности можно произвести только при большом количестве измерений, используя статистические методы.

Различают также погрешности, связанные с эксплуатацией прибора — основную и дополнительную.

Основная погрешность возникает при нормальных условиях эксплуатации, которые указаны в паспорте.

Дополнительная погрешность возникает при отклонении условий измерения от нормальных.

Погрешность измерительного средства характеризуют классом точности значением приведенной погрешности в процентах.

 Это значение округляют до одного из следующих чисел, установленных для электроизмерительных приборов:

4,0; 2,5; 1,5; 1,0; 0,5; 0,2; 0,1; 0,05.

 

Цифра класса точности показывает величину допускаемой основной (приведенной) погрешности прибора в % вне зависимости от знака погрешности.

   Приборы классов точности

 

0.05 и 0,1 считаются контрольными

0,2 и 0,5 – лабораторными

1, 1,5 и 2,5 – техническими

4- учебными

 

 Так, для вольтметра, работающего в диапазоне измерений

0 – 30 В, класс точности 1,0 определяет, что указанная погрешность при положении стрелки в любом месте шкалы не превышает 0,3 В.

 

Класс точности является обобщенной метрологической характеристикой измерительного средства.

 

Прибор, у которого класс точности выражен меньшим числом, позволяет выполнять измерение с большей точностью.

 

 

Зная класс точности, можно найти абсолютную и относительную погрешности:

δ=γ А max

Чем ближе измеряемая величина к наибольшему значению, которое позволяет измерить прибор, тем меньшая получается относительная погрешность при прочих равных условиях. Это обстоятельство следует учитывать при выборе предела измерения прибора для выполнения измерения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: