Общедидактические принципы обучения:
1. принцип практической направленности,
2. принцип воспитывающего обучения,
3. принцип научности,
4. принцип наглядности,
5. принцип занимательности.
Дидактические принципы обучения
1. Научности:
а) выдержана логика урока, соблюдена логика изложения учебного материала;
б) содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний;
в) не обходятся научные проблемы, спорные вопросы, показываются перспективы развития научных знаний.
2. Проблемности:
а) учитель использует проблемное изложение учебного материала;
б) на уроке присутствует поиск решения учебной задачи совместно с учителем;
в) организован поиск учебной задачи самими учащимися.
3. Наглядности:
а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное;
б) наблюдения учеников систематизированы, отношения причин и следствия очевидны;
в) речь учителя информативна, выразительна, понятна.
|
|
4. Активности и сознательности:
а) всеми участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы;
б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно;
в) учение опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления.
5. Доступности:
а) выполняются классические правила, сформулированные Я.А.Коменским: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному;
б) используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию;
в) при первичном изучении нового материала изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания.
6. Систематичности и последовательности:
а) обучение на уроке хорошо продумано учителем, нет ни одного вопроса, который бы остался без внимания учителя;
б) обеспечивается преемственность обучения, нет искусственно привязанных идей;
в) реализуется логика формирования теоретических знаний: объект изучения - теория -инструментарий - следствия - границы применения.
7. Прочности (завершенности обучения):
а) содержание образования соответствует применяемым методам обучения;
б) осуществляется переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и к третьему уровню с обязательной фиксацией факта усвоения у всех учащихся (возможно с использованием уровневых тестов или любой другой обратной связью);
в) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления.
8. Развития учебной деятельности:
а) принятие и осознание учеником познавательной задачи, актуализация мотивов ее решения;
|
|
б) восприятие новой информации и ее понимание (овладение);
в) применение этой информации в качестве ориентировочной основы деятельности, рефлексия целей, задач и способов деятельности;
г) вхождение ученика в "зону ближайшего развития и перенос освоенных способов деятельности в новые условия.
9. Воспитания:
а) положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя;
б) требования учителя не вызывают негативной реакции учеников, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции;
в) весь урок эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся.
Придумать систему заданий на коррекцию дискалькулии детского возраста.