Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Логика и технологии мышления» (Б1.Б.09) относится к базовой частиБлока 1. «Дисциплины (модули)» образовательной программы бакалавриата и изучается во 2 семестре.

 

Пререквизиты дисциплины (модуля): изучениедисциплины «Логика и технологии мышления» опирается на результаты обучения по дисциплине «Всеобщая история: история цивилизаций»

 

Требования к входным результатам обучения, необходимым для освоения дисциплины:

- иметь представление о формах и методах анализа содержания категориального аппарата;

- понимать роль алгоритмов в анализе информации.

 

Постреквизиты дисциплины: Освоение дисциплины «Логика и технологии мышления» является теоретической и практической базой для следующих дисциплин: «Методы лингвистических исследований»

Форма промежуточной аттестации: экзамен.

 

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов и видов учебной работы.

Общий объем дисциплины:

Курс

Семестр

Общий объем,
ЗЕ (ч)

Контактная работа, ч

Самостоятельная работа, ч

 РГЗ, контрольная работа

Курсовой проект (курсовая работа)

Зачет

(семестр)

Экзамен
(семестр)

Лекции Практические занятия Лабораторные занятия

Очная форма обучения

1 2 2 (72) 18 18 - 36 - - (2) -


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура дисциплины

 

Очная форма обучения

Наименование темы

Семестр

Общее количество часов

Контактная работа

Самостоятельная работа, ч

Формы текущего контроля*

Лекции, ч Практические занятия, ч Лабораторные работы, ч

Раздел 1.Формы логического мышления.

Тема 1. Предмет и значение логики. 2 8 2 2   4 опрос
Тема 2. Логическая теория понятия. 2  8 2 2   4 опрос
Тема 3. Суждение как форма мышления. 2 8 2 2   4 опрос
Тема 4. Общая характеристика умозаключения. 2 8 2 2   4 опрос
Тема 5. Логическая теория аргументации. 2 12 4 4   4 опрос

Раздел 2. Технологии мышления.

Тема 6. Понятие «технологии мышления» и его характеристики. 2 8 2 2   4 опрос
Тема 7. Научное мышление. 2 8 2 2   4 опрос
Тема 8 Политическое мышление: сущность и задачи. 2 12 2 2   8 Итоговое тестирование
Всего:   72 18 18   36  

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Формы логического мышления.

Тема 1. Предмет и значение логики.

лекционное занятие 2 (часа):

Мышление как предмет изучения логики. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие логического закона. Теоретическое и практическое значение логики.

практическое занятие 2 (часа):

Мышление как предмет изучения логики. Диалектическое понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Роль языка в познании. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие логического закона. Закон как логически необходимая связь между мыслями. Теоретическое и практическое значение логики. Роль логики в формировании научных убеждений и проблемы компьютеризации. Роль логики в повышении культуры мышления. Язык как знаковая информационная система.

 

Тема 2. Логическая теория понятия.

лекционное занятие 2 (часа):

Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Признаки предметов и их виды. Признаки существенные и несущественные. Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями.

практическое занятие 2 (часа):

Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Признаки предметов и их виды. Признаки существенные и несущественные. Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Типы совместимости. Типы несовместимости. Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Виды деления. Правила и возможные ошибки в делении. Классификация и ее виды. Значение деления и классификация в науке и практике. Определение понятий. Виды определения.

 

Тема 3. Суждение как форма мышления.

лекционное занятие 2 (часа):

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Виды предложений, их логический смысл. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений: атрибутивные суждения, суждения существования (экзистенциальные), суждения с отношениями. Суждения с простыми и сложными предикатами.

п рактическое занятие 2 (часа):

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Виды предложений, их логический смысл. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений: атрибутивные суждения, суждения существования (экзистенциальные), суждения с отношениями. Суждения с простыми и сложными предикатами. Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству). Выделяющие и исключающие суждения. Отношения суждений: эквивалентность, логическое подчинение, частичное совпадение (субконтрарность). Отношения несовместимости: противоречие (контрадикторность), противоположность (контрарность). «Логический квадрат». Виды сложных суждений. Таблицы истинности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: