Дисциплина «Логика и технологии мышления» (Б1.Б.09) относится к базовой частиБлока 1. «Дисциплины (модули)» образовательной программы бакалавриата и изучается во 2 семестре.
Пререквизиты дисциплины (модуля): изучениедисциплины «Логика и технологии мышления» опирается на результаты обучения по дисциплине «Всеобщая история: история цивилизаций»
Требования к входным результатам обучения, необходимым для освоения дисциплины:
- иметь представление о формах и методах анализа содержания категориального аппарата;
- понимать роль алгоритмов в анализе информации.
Постреквизиты дисциплины: Освоение дисциплины «Логика и технологии мышления» является теоретической и практической базой для следующих дисциплин: «Методы лингвистических исследований»
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов и видов учебной работы.
Общий объем дисциплины:
Курс
| Семестр | Общий объем, | Контактная работа, ч | Самостоятельная работа, ч | РГЗ, контрольная работа | Курсовой проект (курсовая работа) | Зачет (семестр) | Экзамен | ||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | ||||||||||
Очная форма обучения | ||||||||||||
1 | 2 | 2 (72) | 18 | 18 | - | 36 | - | - | (2) | - |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура дисциплины
Очная форма обучения
Наименование темы | Семестр | Общее количество часов | Контактная работа | Самостоятельная работа, ч | Формы текущего контроля* | ||
Лекции, ч | Практические занятия, ч | Лабораторные работы, ч | |||||
Раздел 1.Формы логического мышления. | |||||||
Тема 1. Предмет и значение логики. | 2 | 8 | 2 | 2 | 4 | опрос | |
Тема 2. Логическая теория понятия. | 2 | 8 | 2 | 2 | 4 | опрос | |
Тема 3. Суждение как форма мышления. | 2 | 8 | 2 | 2 | 4 | опрос | |
Тема 4. Общая характеристика умозаключения. | 2 | 8 | 2 | 2 | 4 | опрос | |
Тема 5. Логическая теория аргументации. | 2 | 12 | 4 | 4 | 4 | опрос | |
Раздел 2. Технологии мышления. | |||||||
Тема 6. Понятие «технологии мышления» и его характеристики. | 2 | 8 | 2 | 2 | 4 | опрос | |
Тема 7. Научное мышление. | 2 | 8 | 2 | 2 | 4 | опрос | |
Тема 8 Политическое мышление: сущность и задачи. | 2 | 12 | 2 | 2 | 8 | Итоговое тестирование | |
Всего: | 72 | 18 | 18 | 36 |
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Формы логического мышления.
Тема 1. Предмет и значение логики.
лекционное занятие 2 (часа):
Мышление как предмет изучения логики. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие логического закона. Теоретическое и практическое значение логики.
|
|
практическое занятие 2 (часа):
Мышление как предмет изучения логики. Диалектическое понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Роль языка в познании. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие логического закона. Закон как логически необходимая связь между мыслями. Теоретическое и практическое значение логики. Роль логики в формировании научных убеждений и проблемы компьютеризации. Роль логики в повышении культуры мышления. Язык как знаковая информационная система.
Тема 2. Логическая теория понятия.
лекционное занятие 2 (часа):
Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Признаки предметов и их виды. Признаки существенные и несущественные. Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями.
практическое занятие 2 (часа):
Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Признаки предметов и их виды. Признаки существенные и несущественные. Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Типы совместимости. Типы несовместимости. Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Виды деления. Правила и возможные ошибки в делении. Классификация и ее виды. Значение деления и классификация в науке и практике. Определение понятий. Виды определения.
Тема 3. Суждение как форма мышления.
лекционное занятие 2 (часа):
Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Виды предложений, их логический смысл. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений: атрибутивные суждения, суждения существования (экзистенциальные), суждения с отношениями. Суждения с простыми и сложными предикатами.
п рактическое занятие 2 (часа):
Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Виды предложений, их логический смысл. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений: атрибутивные суждения, суждения существования (экзистенциальные), суждения с отношениями. Суждения с простыми и сложными предикатами. Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству). Выделяющие и исключающие суждения. Отношения суждений: эквивалентность, логическое подчинение, частичное совпадение (субконтрарность). Отношения несовместимости: противоречие (контрадикторность), противоположность (контрарность). «Логический квадрат». Виды сложных суждений. Таблицы истинности.