Устройство парусов ЯЛ-6

 

Общий вид

 

Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут – мачта и реек, паруса – фок и кливер, стоячий такелаж – снасти для поддержания рангоута, бегучий такелаж – снасти для подъема и управления парусами.

 

 

На рисунке:


1 – флюгарка;

2 – флаг;

3 – задний нок-бензельный угол фока;

4 – нок рейка;

5 – реек;

6 – шкала;

7 – слаблинь;

8 – люверс;

9 – бензельный угол фока;

10 – ракс-бугель с гаком;

11 – бугель с обушками;

12 – фал;

13 – третная стропка;

14 – мачта;

15 – бензельный угол кливера;

16 – полубензель;

17 – передний нок-бензельный угол кливера;

18 – верхняя шкаторина фока;

19 – передняя шкаторина фока;

20 – задняя шкаторина кливера;

21 – верхняя шкаторина кливера;

22 – передняя шкаторина кливера;

23 – кренгельс для переноса шкотов;

24 – галсовый угол кливера;

25 – кливер-галс;

26 – галсовый гак;

27 – нижняя шкаторина кливера;

28 – банты;

29 – бугель с гаком;

30 – фока-галс;

31 – галсовый угол фока;

32 – кливер-шкот;

33 – нижняя шкаторина фока;

34 – шкотовый угол кливера;

35 – риф-штерты;

36 – риф-банты;

37 – боуты;

38 – фока-шкот;

39 – шкотовый угол фока;

40 – задняя шкаторина фока;

41 – ликтрос.


 

Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей специальную водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов – фока и кливера, имеющих форму неправильных четырехугольников площадью 14,6 и 5,8 кв.м.

Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки парусов, называемые шкаторинами, окантованы тросом особого пологого спуска – ликтросом. Ликтрос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет только один сплесень, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение – вверху.

Углы парусов при их работе испытывают наибольшее натяжение и поэтому дополнительно укреплены кусками парусины – бантами и полосами из парусины – боутами, нашитыми с обеих сторон паруса. Банты могут быть в форме квадрата, трапеции, прямоугольника. Боуты – в виде полос.

Верхний передний угол фока и верхний задний угол кливера называются бензельными. Верхний передний угол кливера называется передним нок-бензельным углом, задний верхний угол фока – задним нок-бензельным углом. Передние нижние углы фока и кливера называются галсовым, а задние – шкотовыми.

 

По всей длине верхней шкаторины фока и кливера пробиты отверстия – люверсы, которые для прочности по краям обметаны ниткой или окованы латунью. Через люверсы, расположенные у верхних углов паруса, вяжутся полубензели, которыми парус растягивается по рейку; через остальные люверсы продет слаблинь, прихватывающий парус к рейку по всей длине верхней шкаторины.

 

На рисунке:


1 – ликтрос;

2 – слаблинь;

3 – третная стропка;

4 – ракс-бугель;

5 – фал;

6 – полубензель.


 

 

В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера один ряд люверсов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя – риф-штерты, служащие для уменьшения площади парусов в свежую погоду. Риф-штерты крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную к нему. Для прочности в районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты риф-банты.

 

Рис. Закрепление риф-штертов:

1 – парус; 2 – риф-бант; 3 – узел; 4 – риф-штерт

 

 

К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит военно-морской флаг, а под ним – флюгарка размером 30х50 см. Поверх бантов к парусине заднего нок-бензельного угла с обеих сторон пришиты четырехугольные отрезки парусины размером 30х30 см, на которых черной краской написан цифровой позывной (номер) шлюпки.

Все нижние утлы паруса для крепления галсов и шкотов имеют кренгельсы – петли из троса, в которые введены металлические оцинкованные круглые коуши, предохраняющие кренгельсы от перетирания. Кренгельсы имеются также на уровне риф-штертов и служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.

 

Галсы служат для обтягивания и крепления галсовых углов паруса и изготовляются из растительного троса окружностью 25 мм. Галс фока называется фока-галсом, галс кливера – кливер-галсом. Фока- и кливер-галсы имеют длину 125 см.

Шкоты служат для управления парусами и изготовляются из троса окружностью 30 мм. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока - шкотами или кливер-шкотами. Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты – 9м.

 

На рисунке – крепление кренгельса к парусу:


1 – ликтрос;

2 – бант;

3 – полотнище;

4 – люверс;

5 – кренгельс;

6 – коуш;

7 – обшивка ликтроса (хлопчатобумажные нитки).


 

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: