Общий вид
Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут – мачта и реек, паруса – фок и кливер, стоячий такелаж – снасти для поддержания рангоута, бегучий такелаж – снасти для подъема и управления парусами.
На рисунке:
1 – флюгарка;
2 – флаг;
3 – задний нок-бензельный угол фока;
4 – нок рейка;
5 – реек;
6 – шкала;
7 – слаблинь;
8 – люверс;
9 – бензельный угол фока;
10 – ракс-бугель с гаком;
11 – бугель с обушками;
12 – фал;
13 – третная стропка;
14 – мачта;
15 – бензельный угол кливера;
16 – полубензель;
17 – передний нок-бензельный угол кливера;
18 – верхняя шкаторина фока;
19 – передняя шкаторина фока;
20 – задняя шкаторина кливера;
21 – верхняя шкаторина кливера;
22 – передняя шкаторина кливера;
23 – кренгельс для переноса шкотов;
24 – галсовый угол кливера;
25 – кливер-галс;
26 – галсовый гак;
27 – нижняя шкаторина кливера;
28 – банты;
29 – бугель с гаком;
30 – фока-галс;
|
|
31 – галсовый угол фока;
32 – кливер-шкот;
33 – нижняя шкаторина фока;
34 – шкотовый угол кливера;
35 – риф-штерты;
36 – риф-банты;
37 – боуты;
38 – фока-шкот;
39 – шкотовый угол фока;
40 – задняя шкаторина фока;
41 – ликтрос.
Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей специальную водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов – фока и кливера, имеющих форму неправильных четырехугольников площадью 14,6 и 5,8 кв.м.
Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки парусов, называемые шкаторинами, окантованы тросом особого пологого спуска – ликтросом. Ликтрос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет только один сплесень, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение – вверху.
Углы парусов при их работе испытывают наибольшее натяжение и поэтому дополнительно укреплены кусками парусины – бантами и полосами из парусины – боутами, нашитыми с обеих сторон паруса. Банты могут быть в форме квадрата, трапеции, прямоугольника. Боуты – в виде полос.
Верхний передний угол фока и верхний задний угол кливера называются бензельными. Верхний передний угол кливера называется передним нок-бензельным углом, задний верхний угол фока – задним нок-бензельным углом. Передние нижние углы фока и кливера называются галсовым, а задние – шкотовыми.
По всей длине верхней шкаторины фока и кливера пробиты отверстия – люверсы, которые для прочности по краям обметаны ниткой или окованы латунью. Через люверсы, расположенные у верхних углов паруса, вяжутся полубензели, которыми парус растягивается по рейку; через остальные люверсы продет слаблинь, прихватывающий парус к рейку по всей длине верхней шкаторины.
|
|
На рисунке:
1 – ликтрос;
2 – слаблинь;
3 – третная стропка;
4 – ракс-бугель;
5 – фал;
6 – полубензель.
В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера один ряд люверсов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя – риф-штерты, служащие для уменьшения площади парусов в свежую погоду. Риф-штерты крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную к нему. Для прочности в районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты риф-банты.
Рис. Закрепление риф-штертов:
1 – парус; 2 – риф-бант; 3 – узел; 4 – риф-штерт
К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит военно-морской флаг, а под ним – флюгарка размером 30х50 см. Поверх бантов к парусине заднего нок-бензельного угла с обеих сторон пришиты четырехугольные отрезки парусины размером 30х30 см, на которых черной краской написан цифровой позывной (номер) шлюпки.
Все нижние утлы паруса для крепления галсов и шкотов имеют кренгельсы – петли из троса, в которые введены металлические оцинкованные круглые коуши, предохраняющие кренгельсы от перетирания. Кренгельсы имеются также на уровне риф-штертов и служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.
Галсы служат для обтягивания и крепления галсовых углов паруса и изготовляются из растительного троса окружностью 25 мм. Галс фока называется фока-галсом, галс кливера – кливер-галсом. Фока- и кливер-галсы имеют длину 125 см.
Шкоты служат для управления парусами и изготовляются из троса окружностью 30 мм. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока - шкотами или кливер-шкотами. Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты – 9м.
На рисунке – крепление кренгельса к парусу:
1 – ликтрос;
2 – бант;
3 – полотнище;
4 – люверс;
5 – кренгельс;
6 – коуш;
7 – обшивка ликтроса (хлопчатобумажные нитки).