Предметы снабжения, их назначение и размещение в шлюпке

 

В комплект шлюпки входят предметы снабжения, необходимые для ее нормальной эксплуатации.

 

На рисунке:


1 – флажки семафорные и ответный вымпел в чехле;

2 – киса;

3 – кормовой флаг в чехле;

4 – мат шпигованный;

5 – нож со свайкой;

6 – прямой румпель;

7 – изогнутый румпель;

8 – шлюпочный компас;

9 – отпорный крюк длинный со штертом;

10 – отпорный крюк короткий со штертом;

11 – вёсла;

12 – уключина со штертом;

13 – воронка;

14 – сорлинь с кнопом для руля;

15 – кранец мягкий;

16 – спасательный жилет;

17 – штормовое платье;

18 – носовой фалинь;

19 – кормовой фалинь;

20 – рангуот с парусом в чехле;

21 – якорный канат (дректов) в бухте;

22 – адмиралтейский якорь (дрек) со складным штоком;

23 – топор со штертом;

24 – свайка;

25 – фонарь аккумуляторный;

26 – гоночный номер;

27 – лейка;

28 – парусиновый чехол со шлюпочной сигнальной книгой;

29 – трёхцветный фонарь;

30 – остропленный анкер на ростр-блоке;

31 – парусиновое ведро;

32 – нагель;

33 – фонарная стойка с кронштейном.


 

 

Весло – вальковое. Изготовляется из ясеня, бука или сосны (последнее клееное). Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть. Для защиты от намокания и растрескивания весло покрыто олифой. Место упора весла в уключине обшито кожей. Конец лопасти имеет латунную оковку. Длина весла – 3,9 м. Шесть основных и два запасных весла укладываются на банки по бортам лопастями на нос.

 

На рисунке:

1 – рукоять; 2 – валёк; 3 – кожа; 4 – веретено; 5 – лопасть; 6 – оковка.

 

 

Уключина – металлическая развилка для упора весел при гребле. Шесть уключин вставляются в отверстия на подуключинах и крепятся штертами к подлегарсам или шпангоутам. Одна уключина хранится как запасная. Штерты к уключинам и другим предметам снабжения изготовляются из бельного троса окружностью 18 мм.

 

Отпорный крюк служит для задержки шлюпки при швартовке и отталкивания при отходе. Части отпорного крюка: металлический крюк, деревянный шток и его утолщение – клот. Шток изготовляется из дуба. Размеры его таковы, что при падении в воду крюк не тонет. На шлюпке два крюка: один длиной 2,5 м, другой 1,5 м. Длинный крюк через каждые 25 см окрашен в черный и белый цвет и может использоваться для измерения глубины. Короткий не окрашивается. Хранятся крюки у бортов на веслах (длинный – слева, короткий – справа), а после отхода шлюпки от борта корабля кладутся на рангоут (короткий – крюком в нос, длинный – крюком в корму).

 

Нагель – металлический стержень с рукояткой. На шестивесельном яле два нагеля: один служит для крепления наметки, другой – фала. Вставляются в отверстия мачтовой банки. Штерты нагелей прихватываются к пиллерсу банки.

 

Якорь (дрек) служит для удерживания шлюпки на месте. Имеет две лапы, веретено, укладывающийся шток и скобу. Хранится в сложенном виде (шток прикладывается к веретену и прихватывается двумя штертами) между мачтовой и носовой банками и прихватывается двумя штертами к кильсону. Вес якоря 20 кг.

 

Якорный канат (дректов) изготовляется из пенькового смоленого троса окружностью 50 мм. Хранится свернутым в бухту под носовым решетчатым люком. Чтобы бухта не распускалась, ее в четырех местах связывают штертами. Длина якорного каната 60 м.

 

Анкерок – дубовый бочонок емкостью 25 л, предназначенный для хранения пресной воды. К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. Два анкерка (каждый на четыре человека) устанавливаются в диаметральной плоскости шлюпки на специальных подставках – анкер-блоках – и крепятся к рыбинам штертами.

При авариях анкерки могут использоваться как спасательные средства. На этот случай их нужно остропить – взять два линя и втугую обтянуть по окружности, срастить концы каждого, а затем оба линя скрепить между собой двумя поперечными стропками, за которые можно держаться, находясь в воде.

 

Воронка используется для наполнения анкерков водой.

 

Парусиновое ведро и лейка служат для удаления воды из шлюпки. Ведро хранится под носовым решетчатым люком, две лейки – под кормовым сиденьем.

 

Мат шпигованый размером 300х500 мм изготовляется из пеньки и манильского троса. Служит для вытирания ног. Два мата укладываются в шлюпке: один – в носу на рыбине, другой – в корме на люке.

 

Топор предназначен для ремонта корпуса и предметов снабжения шлюпки. Хранится под носовым решетчатым люком и прихватывается штертом к подлегарсу.

 

Кранец мягкий служит для предохранения борта от повреждения при швартовке. Диаметр кранца – 125 мм. Четыре кранца (по два на борт) хранятся на рыбинах в районе уток.

 

Фалинь – конец бельного растительного троса окружностью 50 мм. Носовой фалинь, ввязываемый в рым форштевня (12 м), хранится на носовом решетчатом люке; кормовой фалинь, ввязываемый в рым ахтерштевня (8 м), хранится на кормовом сиденье в свернутом виде.

 

Фонарь трехцветный имеет в середине корпуса белое стекло, слева – красное, справа – зеленое. Источником света служит керосиновая или масляная лампа. Фонарь белый – аккумуляторный. Оба фонаря служат для обеспечения безопасности плавания шлюпки в темное время суток. Трехцветный фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специальной фонарной стойки, устанавливаемой в носу шлюпки. Хранятся фонари в специальном ящике под загребной банкой. Фонарная стойка хранится на банках с левого борта.

 

Военно-морской флаг изготовляется из специальной шерстяной ткани (флагтуха), флагшток – из дерева. При движении под парусом флаг, свернутый вокруг флагштока, помещается в парусиновый чехол и укладывается на весла с правого борта. При движении на веслах флагшток с укрепленным на нем флагом вставляется в обойму на транце и в гнездо на кормовом сиденье шлюпки.

 

Гоночный номер – фанерная доска размером 40 на 40 см на деревянном штоке длиной 130 см. На черном фоне доски с обеих сторон накрашен белой краской номер шлюпки. Этот номер соответствует номеру на парусе. При движении шлюпки на веслах гоночный номер вставляется в отверстие для фонарной стойки.

 

Румпель – рычаг для перекладки руля. При управлении шлюпкой на веслах используется изогнутый румпель, при управлении под парусами – прямой. Оба румпеля хранятся между заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к пиллерсу деревянной кницы.

 

Пробка (ввертывающаяся) закрывает отверстие в днище шлюпки. Цепочкой пробка крепится к кильсону.

 

Киса – парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя, игла, куски парусины, такелажный нож и свайка, необходимые для работы с тросами. В кисе хранятся также запасная уключина, воронка, ответный вымпел и семафорные флажки. Киса крепится к рыму кормового цепного подъема.

 

Шлюпочный чехол изготовлен из специальной парусины, скроен по обводам шлюпки и имеет в носовой и кормовой части разрезы, а по бортам – пришитые куски парусины (ушки). Вдоль кромок разрезов и на ушках пробиты отверстия – люверсы, в которые с одного борта заделываются штерты. Чтобы чехол не провисал, и в нем не скапливалась вода, между форштевнем и ахтерштевнем натягивают леер с талрепом, который крепится в носу за галсовый гак, а в корме – за фасонный обушок. Чехол кладется на леер и с помощью штертов обтягивается и крепится к шлюпке. При спуске шлюпки на воду шлюпочный чехол аккуратно свертывается и оставляется на корабле (берегу).

 

Рангоутный чехол сшит из той же парусины. Хранится он вместе с парусом на банках в диаметральной плоскости шлюпки, а при постановке парусов – на кормовом решетчатом люке.

 

Компас шлюпочный необходим для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане, ночью или вне видимости берегов. Хранится под загребной банкой в специальном ящике.

 

Ответный вымпел представляет собой усеченный красный флаг с белым кружком, посредине. Ткань – флагтух, шток – деревянный. Вместе с двумя красными семафорными флажками служит для сигналопроизводства. Порядок пользования изложен в Шлюпочной сигнальной книге.

 

Шлюпочная сигнальная книга используется при переговорах шлюпки с кораблями, постами наблюдения и связи и другими шлюпками, а также является пособием по управлению шлюпкой в различных условиях. Хранится в парусиновом чехле с лямкой.

 

Комплект дождевого платья состоит из куртки, брюк и головного убора. Дождевое платье аккуратно свертывается и подвешивается на штертах под банками в тех местах, где сидят гребцы (по комплекту на каждого). Для этого снизу в банки ввернуты специальные обушки.

 

Спасательный пояс изготовлен из двух слоев парусины и пенопласта (или крошеной пробки). Может быть заменен спасательным жилетом. Количество соответствует численности команды. Хранится по бортам шлюпки под банками.

 

Морские карты (в пеналах), прокладочный инструмент, средства радиосвязи, продовольствие и другие необходимые предметы берутся на шлюпку в случае необходимости.

 

На рисунке показано типовое расположение предметов шлюпочного снабжения:


1 – мачта;

2 – паруса с рейком в чехле;

3 – якорь (дрек);

4 – руль;

5 – ящик для компаса;

6 – анкерок;

7 – ведро парусиновое;

8 – фонарь трёхцветный;

9 – фонарь переносной аккумуляторный;

10 – весло вальковое;

11 – крюк отпорный длиной 2,5 м;

12 – крюк отпорный длиной 1,5 м;

13 – лейка;

14 – киса;

15 – топор;

16 – воронка;

17 – кранец мягкий;

18 – мат шпигованный;

19 – флагшток с флагом;

20 – якорный канат (дректов).


 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: