Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение в основы курса. Основные понятия: Государство, право и правовые системы.

лекционное занятие (1 час):

Право и правоприменение – от «живого права» к «праву в действии». Характеристики права. Дуализм права. Типы права и правовых систем. Функции и дисфункции права.

практическое занятие (4 часа):

Право и правоприменители как объект исследования: между социологией и экономикой – эмпирические исследования права – нормы и правила – как действует право? – государство и легитимное насилие.

 

Тема 2. Эмпирические правовые исследования – общие подходы и основные направления

лекционное занятие (1 час):

Истоки направления / метода. Историко-теоретический обзор: происхождение и точки расхождения.

практическое занятие (4 часа):

Теоретический вакуум? Основные / общеразделяемые принципы. Основные направления эмпирических исследований (мейнстримы). Логика исследований.


Тема 3. Право и демократический транзит

лекционное занятие (1 час):

Эволюционистская перспектива в исследованиях права. Черты современной правовой системы. Измерение права: опыт международных рейтингов и сравнений. Верховенство права: понятие и принципы. Верховенство права – как сектор для деятельности некоммерческих индустрий.

практическое занятие (4 часа):

Демократический транзит: определение. Демократически транзит и принцип верховенства права. Правосудие переходного периода, внесудебные примирительные процедуры и институты. Эволюция правовой системы России. Транснациональный правовой порядок. Принцип «governing by measuring». Проблема измерения верховенства права. World Justice Project: методология, спорные решения.

 

Тема 4. Право и социальные изменения

лекционное занятие (1 час):

Взаимодействие социальных изменений и права. Социальные изменения как фактор правовых изменений. Право как инструмент социальных изменений: прямые и косвенные факторы. Правовые реформы.

практическое занятие (4 часа):

Лоуренс Фридман: два типа изменений посредством права: планирование и препятствование (disruption). Судебные споры как средство социальных изменений (тихие реформы) в демократических режимах. Легитимация правовых реформ через акцепт.

 

Тема 5. Законодатели и законодательный процесс

лекционное занятие (1 час):

Политическая экономия. Законы и правоприменение: процесс трансформации. Законодательный процесс, законодательная власть. Федеральное собрание. Анализ законоательного процесса в Российской Федерации. Легитимность права.

практическое занятие (4 часа):

Процесс создания законов. Формирование повестки – создание законов - учет правоприменительной практики. «Легитимация через процедуру»

 

Тема 6. Лингвистические особенности юридических текстов и практик.

лекционное занятие (1 час):

Основные понятия дискурс-анализа и теории речевых актов. Язык юридических текстов: жанры и лингвистические особенности.

практическое занятие (2 часа):

Пример обвинительного заключения: установление истины или манипуляция фактом? Власть языковых практик: дискурс судебного заседания. Юридикализация политического и бюрократического языка в России.

 

Тема 7. Теории преступности и принципы уголовной политики

лекционное занятие (1 час):

Основы криминологии. Теория преступлений. Преступление как конструкт. Измерение преступности. Основные принципы уголовного права.

практическое занятие (4 часа):

Соотношение материального и процедурного уголовного права. Принципы и методы уголовной политики. Криминализация и декриминализация: соотношение уголовного и административного права.

 

Тема 8. Правовая система национальных государств: организации правоприменения и их взаимодействие

лекционное занятие (1 час):

Развитие правоприменительных организаций и роль бюрократии в различных политических режимах: демократическом и авторитарном.

практическое занятие (2 часа):

Устройство правоприменительных систем: ведомства и их интересы. Механизмы взаимодействия и распределение власти между правоприменителями.


Образовательные технологии, применяемые для реализации дисциплины

В процессе реализации дисциплины применяются следующие образовательные технологии:

Интерактивная лекция, представляющая собой специальный формат проведения занятий, позволяющий вовлечь участников в процесс обучения, сохраняя над ними полный контроль, обеспечивающий быстроту и легкость усвоения информации, построенные по одному базовому принципу: комбинирование структуры и эффективности лекционного метода с эффектом интерактивных стратегий.

Командная работа дает возможность одновременного получения знаний от нескольких обучающихся, а также предполагает взаимодействие которое вносит в этот процесс элемент принципиальной новизны: индивидуальное или персональное знание, разные взгляды и позиции, которые существенно обогащают общее поле знаний и способствуют формированию компетенций студентов.

Групповая дискуссия позволяет организовать взаимодействия участников группы таким образом, чтобы появилась возможность сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устраняет эмоциональную предвзятость.

Соотношение разделов, тем дисциплины и применяемых технологий обучения:

 

 

Наименование темы

Применяемые образовательные технологии

Интерактивная лекция Командная работа Групповая дискуссия
Тема 1. Введение в основы курса. Основные понятия: Государство, право и правовые системы * *  
Тема 2. Эмпирические правовые исследования – общие подходы и основные направления      
Тема 3. Право и демократический транзит * *  
Тема 4. Право и социальные изменения. *    
Тема 5. Законодатели и законодательный процесс   * *
Тема 6. Лингвистические особенности юридических текстов и практик *    
Тема 7. Теории преступности и принципы уголовной политики *    
Тема 8. Правовая система национальных государств: организации правоприменения и их взаимодействие.   *  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: