Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти.
Президент РФ избирается на 6 лет и может исполнять полномочия не более 2-х сроков подряд.
Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Процедура отрешения Президента РФ от должности называется ИМПИЧМЕНТ, но в мире таких прецедентов ни разу не было.
Процедура отрешения от должности Президента РФ:
- Государственная Дума, в количестве не менее 1/3, выдвигает обвинение Президенту РФ.
- Специальная комиссия Государственной Думы предоставляет заключение.
- Решение Государственной Думы, в количестве не менее 2/3, о выдвижение обвинения против Президента РФ.
- Заключение Верховного суда РФ о наличие в действиях Президента РФ признаков состава преступления.
- Заключение Конституционного Суда РФ о соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.
- Решение Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в количестве 2/3 голосов от общего числа членов, об отрешении Президента РФ от должности.
Полномочия Президента РФ:
1. гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще всего в области организации и функционирования государственного управления;
2. формирует Правительство РФ;
3. предлагает для одобрения Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ (в конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность свою кандидатуру);
4. обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;
5. вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ;
6. определяет внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации (тем самым он оказывает огромное влияние на содержание деятельности высшего органа исполнительной власти в стране);
7. вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во времени и контролируется по содержанию;
8. вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ может стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с инициативой несогласия с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом и т. п.;
9. представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;
10. по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
11. представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального Прокурора РФ;
12. формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
13. формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;
14. утверждает военную доктрину Российской Федерации;
15. назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;
16. назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения. Он имеет право вносить изменения в состав Правительства РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти.
Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное положение.
Реализуя свои полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов и распоряжений Президента РФ.