Местное самоуправление в РФ

Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, когда население непосредственно или через органы местного самоуправления решает вопросы местного значения. Исходя из интересов населения с учетом его исторических, культурных и религиозных традиций.

МЕ́СТНОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ – это са­мо­стоя­тель­ное (в пре­де­лах, ус­та­нов­лен­ных кон­сти­ту­ци­ей и за­ко­на­ми го­су­дар­ст­ва) осу­ще­ст­в­ле­ние на­се­ле­ни­ем сво­ей пуб­лич­ной вла­сти по во­про­сам ме­ст­но­го зна­че­ния.

Система органов местного самоуправления:

1. Глава муниципального образования (муниципальный округ).

2. Местная администрация (чиновники на местах, отвечающие за благоустройство территории, вывоз мусора, исправность коммуникаций, содержание муниципального фонда – домов, предприятий, строительства детских, спортивных и культурных объектов).

3. Контрольно-надзорный орган муниципального образования (принимает жалобы от населения).

В каждом субъекте федерации несколько десятков муниципальных образований их формирование и компетенция осуществляются самостоятельно населением каждого муниципального округа в отдельности.

 

                     Вопрос 11.  Судебная система Российской Федерации.

Характеристика судебной власти была бы неполной без рассмотрения судебной системы.

Судебная система устанавливается Конституцией (гл. 7) и Законом о судебной системе.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

I. Конституционный суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

II. К судам общей юрисдикции относятся: Верховный суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

III. Арбитражные суды: Высший Арбитражный суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров. Также арбитражные суды рассматривают дела о несостоятельности (банкротстве), о возмещении убытков, о признании недействительными актов органов государственной власти в области хозяйственной деятельности, о защите деловой репутации.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1. мировые судьи;

2. районные суды (основное звено);

3. краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4. Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1. военные суды гарнизонов;

2. военные суды округов (флотов);

3. Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1. арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2. арбитражные апелляционные суды;

3. федеральные арбитражные окружные суды;

4. Высший Арбитражный Суд РФ.

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

 

Вопрос 12.Правоохранительные органы Российской Федерации.

                Прокуратура РФ.

Правоохранительные органы РФ - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, государства, борьба с преступностью с правонарушениями путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом.

 

К государственным правоохранительным органам относятся:

- органы Министерства внутренних дел – полиция, Федеральная служба безопасности, комиссии по делам несовершеннолетних;

- прокуратура РФ;

- органы Министерства юстиции – федеральная служба судебных приставов, ФСИН – федеральная служба исполнения наказаний (конвой, колонии, тюремные поезда), федеральная паспортно-визовая служба;

- органы предварительного расследования (Следственный комитет);

- таможенные органы;

- служба по контролю над наркотическими средствами и психотропными веществами;

- органы обеспечения безопасности.

 

К общественным (негосударственным) органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

 

Организацию, структуру и компетенцию правоохранительных органов определяют функции, которые на них возложены:

- конституционный контроль;

- осуществление правосудия;

- прокурорский надзор;

- расследование преступлений;

- исполнение судебных решений;

- оперативно-розыскная деятельность;

- оказание юридической помощи;

- профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществления деятельности по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.

Прокуратура РФ.

Прокуратура РФ является одним из старейших и важнейших правоохранительных органов государства. Прокуратура происходит от латинского слова «procurare» - «заботиться, надзирать».

Прокуратура – это единая централизованная система федеральных органов, уполномоченных осуществлять от имени государства надзор за соблюдением и исполнением законов в РФ, уголовное преследование, а так же ряд иных функций в соответствии с законодательном РФ.

В Европе прокуратура появляется в XIV веке, во Франции в 1302 году. В России прокуратуру учредил Петр I в 1722 году. Первым генеральным прокурором стал Павел Ягужинский, верный соратник царя, славящийся своей неподкупностью.

Руководит Прокуратурой РФ Генеральный Прокурор, назначаемый на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Система Прокуратуры:

1. Генеральная Прокуратура РФ;

2. Прокуратуры субъектов РФ (85);

3. Прокуратуры городов и районов. А также военные прокуратуры и Следственный комитет.

 

Вопрос 13.Адвокатура в Российской Федерации.

Адвокатура - профессиональная, самоуправляемая организация, профессиональное сообщество адвокатов, созданное для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ.

Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.

 

Задачами адвокатуры являются оказание юридической помощи гражданам и организациям, содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности. Адвокатура является независимой организацией.

 

Формы адвокатских образований в России:

1. адвокатский кабинет;

2. коллегия адвокатов;

3. адвокатское бюро;

4. юридическая консультация.

 

Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами:

1) дают консультации, справки по правовым вопросам, составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

2) представляют интересы доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, а также в исполнительном производстве и при исполнении уголовного наказания;

3) участвуют в качестве представителя доверителей в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

4) представляют интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, а также в судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов, иных международных организаций, международными договорами РФ;

5) выступают представителями доверителей в налоговых правоотношениях.

6) оказывают бесплатную юридическую помощь (защита в уголовном суде, социальная юридическая помощь малоимущим гражданам и т.д.).

 

 Адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам и не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Адвокатом может стать гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Адвокат обязан получить лицензию, сдавая экзамен в коллегии адвокатов. Адвокат обязан соблюдать государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не имеет права разглашать конфиденциальные данные своих клиентов.

 

 

Вопрос 14.Нотариат в Российской Федерации.

Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Правовым актом, регламентирующим его деятельность, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. Нотариат в РФ призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

В состав нотариата входят:

– государственные нотариальные конторы;

– частнопрактикующие нотариусы;

– должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия (начальники исправительных учреждений, СИЗО, главные врачи больниц и др.). Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением, одинакова. Их объединяют правила совершения нотариальных действий и правовая сила нотариальных актов. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личную печать с изображением герба РФ и совершает нотариальные действия от имени государства.

Основные задачи нотариата:

а) удостоверение завещаний;

б) удостоверение доверенностей;

в) принятие мер к охране наследственного имущества;

г) свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

д) свидетельствование подлинности подписи на документах;

е) перевод документа с одного языка на другой и свидетельство верности перевода.

ж) удостоверение сведений о лицах в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

з) прием документов на хранение (с 1923 года).

и) прием денег в депозит нотариальной конторы.

 

Одна из наиболее важных задач нотариата – превентивное правосудие. Удостоверяя бесспорные права конкретного гражданина, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Юридическое закрепление бесспорных прав позволяет избежать обращения в суд.

Государственные нотариальные конторы образуются и упраздняются Минюстом РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ. Они же осуществляют и руководство деятельностью всей системы государственных органов нотариата. Только государственные нотариусы издают распоряжение наследством.

Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории – нотариальном округе. Нотариус, также как и адвокат, работает за вознаграждение. Нотариус не имеет права разглашать конфиденциальные данные своих клиентов.

 

Вопрос 15.Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации.

Правовой статус личности – это система прав, свобод и обязанностей индивида, закрепленных за ним государством и Конституцией.

Структура правового статуса личности:

1. Права человека – это гарантируемые государством возможности и правомочия совершать определенные действия (право на труд, на образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение).

2. Свободы человека – это области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться (свобода слова, совести и вероисповедания).

3. Юридические обязанности - это установленные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения.

Правовой статус личности закреплен в Конституции РФ 1993 года. По сравнению с предыдущими Основными Законами, наша Конституция впервые базируется на Международных правовых документах – Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года.

 

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на гражданина распространяется суверенная власть как в пределах государства, так и за его границей.

Гражданин РФ пользуется защитой государства, находясь за территорией государства. Помощь гражданину РФ оказывается в посольствах и консульствах РФ.

Порядок приобретения гражданства в Российской Федерации:

1) по праву рождения. Если у родителей ребенка разное гражданство, они совместно определяют, какое гражданство будет у ребенка.

2) по заявлению.

Принятие решения о присвоении гражданства осуществляется Президентом РФ и обжалованию не подлежит.

Иностранцы обязаны для получения РФ гражданства прожить в России 5 лет, а лица без гражданства 3 года.

3)присвоение Президентом РФ почетного гражданства за особые заслуги (Жерар Депардье).

Порядок прекращения гражданства в Российской Федерации:

1) в связи со смертью гражданина.

2) по добровольному заявлению.

Лишение гражданства запрещено нормами международного права.

 

 

Вопрос 16.Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

  Основные виды прав и свобод человека, закрепленные в Конституции:

I. Гражданские (личные) права:

1) Право на жизнь.

2) Право на свободу и личную неприкосновенность.

3) Право на неприкосновенность частной жизни (право на личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, неприкосновенность жилища).

4) Право на свободу выбора места пребывания и жительства.

5) Право на свободу совести. Свобода вероисповедания.

II. Политические права:

1) Свобода слова.

2) Свобода информации.

3) Право на создания общественных объединений (партий, движений, союзов).

4) Право на проведение публичных мероприятий (митинги, демонстрации).

5) Право избирать и быть избранным в органы государственной власти.

III. Социальные, экономические и культурные права человека:

1) Право на предпринимательскую деятельность.

2) Право на частную собственность.

3) Право на землю.

4) Право на свободный труд. Принудительный труд запрещен.

5) Право на отдых.

6) Право на охрану и помощь семье.

7) Право на социальное обеспечение (пенсии, пособия).

8) Право на жилище.

9) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

10) Право на образование.

11) Свобода творчества и преподавания.

              Обязанности гражданина РФ:

1. Обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ.

2. Обязанность сохранять природу и окружающую среду.

3. Обязанность платить налоги.

4. Обязанность защищать Отечество.

5. Обязанность родителей содержать и воспитывать детей.

6. Обязанность трудоспособных детей заботиться о престарелых родителях.

7. Обязанность беречь памятники истории, культуру, природу.

 

 

Вопрос 17. Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие, принципы.

Избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Таких способов несколько.

Виды избирательных систем:

1) Мажоритарная.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов избирателей. Так выбирают президентов или губернаторов.

2) Пропорциональная. Впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах. Это голосование не за кандидата, а за политическую партию. Процент проголосовавших избирателей определяет, сколько получит эта партия мест в парламенте. Обычно, чтобы пройти в парламент, партия должна получить 4-7% голосов.

3) Смешанная. Например, Россия, где применяются одновременно обе системы. В Государственной Думе 450 мест. 225 депутатов избираются по именным спискам и 225 по партийным. В 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной системе.

Избирательный процесс – это установленная Конституцией последовательность действий органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы власти или органы местного самоуправления.

Выборы бывают двух видов: всенародное голосование за кандидатов и референдум – всенародное голосование за принятие Конституции или поправок к ней.

Принципы избирательного процесса:

- всеобщий, для всех совершеннолетних избирателей;

- равный;

- прямой (избрание кандидатов сразу в органы государственной власти);

- тайный (избиратели голосуют в закрытой кабинке);

- добровольный.

Стадии избирательного процесса в России:

1) Назначение президентом даты выборов (воскресенье).

2) Образование избирательных округов (всего в России их 225, они делятся на избирательные участки).

3) Составление списков избирателей, найм персонала, подготовка оборудования и бланков для голосования (бюллетеней)

4) Выдвижение кандидатов и предвыборная агитация (прекращается за сутки до выборов).

5) Голосование в день выборов (с 8 до 20 часов).

6) Подсчет голосов и передача данных в Центризбирком РФ – Центральный избирательный комитет.

 


Вопрос 18. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан.

Экологические права гражданина – признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Гарантии соблюдения экологических прав граждан. Свое закрепление они получили в Конституции РФ (статья 42), во Всеобщей декларации прав человека, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Европейской социальной хартии.

Основные конституционные права в области экологии: право на благоприятную окружающую природную среду, право на достоверную информацию о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением.

Экологические права граждан подлежат государственному обеспечению и защите. К указанной группе относятся следующие способы защиты экологических прав граждан (комплексное закрепление получили в статье 11 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»):

1. Создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

2. Направлять обращения в федеральные, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации и должностным лицам о получении своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды в местах своего проживания и мерах по ее охране.

3. Принимать участие в собраниях, митингах и иных публичных мероприятиях по вопросам охраны окружающей среды.

4. Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизе и участвовать в ее проведении.

5. Оказывать содействие федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.

6. Обращаться в государственные органы федерального и регионального уровня, муниципалитеты и иные организации с жалобами, с заявлениями и предложениями по вопросам охраны природы, негативного воздействия на нее и получать своевременные и обоснованные ответы.

7. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (срок обращения в данном случае составляет 20 лет с момента причинения такого вреда).

8. Осуществлять иные предусмотренные экологическим законодательством права.

 

Вопрос 19. Обязанность защиты Отечества. Право на альтернативную гражданскую службу.

Защита Отечества, оборона страны относится к числу важнейших функций государства. В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения.

Статья 59 Конституции РФ закрепляет: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации". Долг - не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено.

Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Для обороны с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением всеобщей конституционной обязанности защиты Отечества, но адресована определенным законом категориям граждан.

Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом в течение 12 месяцев. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г. отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: