Раздел 4. Основы полемического мастерства

Раздел 4. Основы полемического мастерства

Тема 6. Искусство спора

Тема: Классификация споров

Цель: формировать знание основ полемического мастерства.

Задачи: дать определение понятия «спор», рассмотреть классификацию споров, способствовать развитию познавательной активности обучающихся, готовности к непрерывному самообразованию.

План

1.Спор

2.Классификация споров

Спор

Давайте разберемся, что же такое спор, какова его сущ­ность, с какими видами спора нам приходится иметь дело. Обратимся к «Словарю современного русского литератур­ного языка». В нем зафиксированы все значения и оттен­ки значений слова спор:

1)Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каж­дая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений (обычно в печати) по различным воп­росам науки, литературы, политики и т. п.; поле­мика. Разе. Разногласия, ссора, препирательство. Перен. Противоречие, несогласие.

2)Взаимное притязание на владение, обладание чем либо, разрешаемое судом.

3)Перен. Поединок, битва, единоборство (преиму­щественно в поэтической речи). Состязание, соперни­чество.

Обратите внимание — общим для всех значений слова спор является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство.

В современной научной, методической, справочной ли­тературе слово спор служит для обозначения процесса об­мена противоположными мнениями. Однако единого опре­деления данного понятия нет.

В общем смысле под спором понимается всякое столк­новение мнений, разногласие в точках зрения по какому- либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор. На это указывают толковые словари русско­го литературного языка и словари синонимов. В научных исследованиях, в публицистических и художественных произведениях эти слова нередко служат и наименования­ми отдельных разновидностей спора.

Например, дискуссией (лат. дЬзсиззю — исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление раз­ных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дис­куссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному вы­воду.

Слово диспут тоже пришло к нам из латинского языка и первона­чально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важ­ную тему.

Другой характер носит полемика. Полемика — это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противосто­яние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципи­ально противоположных мнений по тому или иному воп­росу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Из данного определения следует, что полемика от­личается от дискуссии, диспута именно своей целевой на­правленностью. Участники дискуссии, диспута, со­поставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

Цель полемики иная: надо одержать победу над про­тивником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опи­раясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направле­ны против всего, что мешает эффективному общественно­му развитию.

Полемика — это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, науч­ными аргументами. Полемика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются общечело­веческие ценности, права человека, складывается обще­ственное мнение. Она служит воспитанию активной граж­данской позиции.

Слово дебаты французского происхождения. Прения — русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII века. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты — прения, обмен мнениями по каким- либо вопросам, споры; прения — обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам.

Словами дебаты, прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.п.

Классификация споров

Как видите, существуют разные виды споров. В науч­ной и методической литературе делаются попытки систе­матизировать их. В качестве оснований берутся самые раз­личные признаки. Однако единая классификация споров на сегодняшний день отсутствует. К основным факторам, влия­ющим на характер спора и его особенности, относятся:

· цель спора,

· количество участников,

· форма проведения спора.

Рассмотрим, какие виды споров можно выделить в за­висимости от этих факторов.

Известно, что люди, вступая в спор, преследуют далеко не одинаковые цели, руководствуются разными мотивами.

По цели различают следующие виды:

· спор из-за истины,

· для убеждения кого-либо,

· для победы,

· спор ради спора.

Кратко охарактеризуем их.

Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснова­ ния. Чтобы найти правильное решение, полемисты сопос­тавляют самые разные точки зрения на ту или иную про­блему. Они защищают какую-либо мысль от нападений, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение, выска­занное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргумен­ты в его пользу. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны, то есть, по суще­ству, ведется совместное расследование истины. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людь­ми, знающими данную проблему, заинтересованными в ее решении.

Кроме не­сомненной пользы, спор ради истины приобретает харак­тер особой красоты, он может доставить настоящее на­слаждение и удовлетворение участникам спора, стать для них поистине «умственным пиром». Расширяются знания о предмете спора, появляется уве­ренность в возможности выяснения истины, укрепляется вера в собственные интеллектуальные силы. В результате такой умственной борьбы человек чувствует себя возвы­шеннее и лучше. И даже если приходится отступать, сда­вать позиции, отказываться от защищаемой мысли, то не­приятное ощущение от поражения отступает на задний план.

Задачей спора может стать не проверка истины, а убеж­дение оппонента. При этом выделяются два важных мо­мента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств и т. п. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защи­щает, или в ложность того, на что нападает.

Целью спора бывает не исследование, не убеждение, а победа. Причем полемисты добиваются ее по разным мо­тивам. Одни считают, что отстаивают правое дело, защи­щают общественные интересы. Они убеждены в своей пра­воте и до конца остаются на принципиальных позициях. Другим победа нужна для самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторс­ких данных, слава непобедимого полемиста. Третьи просто любят побеждать. Им хочется победы поэффектнее. В при­емах и средствах для одержания победы они не стесняются.

Довольно часто встречается и спор ради спора. Это сво­его рода «искусство для искусства», «спорт». Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием, дока­зать, что белое — черное, а черное — белое. Если вы будете отрицать какое-либо положение, они обязательно начнут его защищать. Подобных полемистов можно нередко встре­тить среди молодежи. Приведенная классификация видов спора по цели носит в определенной мере условный харак­тер.

На специфику спора влияет количество лиц, при­нимающих участие в обсуждении проблемных вопро­сов. По этому признаку можно выделить три основные группы:

  • спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор);
  • спор-диалог (полемизируют два лица);
  • спор-полилог (ведется несколькими или многими ли­цами).

Всвою очередь, спор-полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым (спорный вопрос решает выделенная группа лиц в присут­ствии всех участников). Вести спор-полилог, безусловно, трудно. Между тем он может иметь большое значение при решении важных вопросов общественно-политической, духовной, научной жизни. Чем больше знающих людей принимают участие в таком споре, тем результативнее он будет.

Споры могут происходить при слушателях и без слу­шателей. Присутствие слушателей, даже если они не вы­ражают своего отношения к спору, действует на споря­щих. Победа при слушателях приносит большее удовлет­ворение, льстит самолюбию, а поражение становится бо­лее досадным и неприятным. Поэтому участники спора при слушателях обязательно учитывают присутствующих, их реакцию, тщательно отбирают необходимые аргумен­ты, чаще проявляют упорство во мнениях, порой излиш­нюю горячность.

В общественной жизни нередко приходится встречаться и со спором для слушателей. Спор ведется не для того, чтобы выяснить истину, убедить друг друга, а чтобы при­влечь внимание к проблеме, произвести на слушателей определенное впечатление, повлиять необходимым обра­зом.

На процесс спора накладывает свой отпечаток и форма ведения борьбы мнений. Споры могут быть устными и письменными (печатными). Устная форма предполагает не­посредственное общение конкретных лиц друг с другом, письменная (печатная) форма — опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве: они ведутся на занятиях, кон­ференциях, заседаниях, различного рода мероприятиях и т.д. Письменные (печатные) формы более продолжитель­ны во времени, чем устные, так как связь между полемизи­рующими сторонами опосредованная.

В устном споре, особенно если он ведется при слушате­лях, важную роль играют внешние и психологические мо­менты. Большое значение имеет манера уверенно держаться, быстрота реакции, живость мышления, остроумие. Роб­кий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравне­нию с самоуверенным противником. Поэтому письменный спор бывает более пригоден для выяснения истины, чем устный. Однако у него есть свои недостатки. Он иногда тянется слишком долго, в течение нескольких лет. Чита­тели, да и сами участники спора, успевают забыть отдель­ные положения и выводы, не имеют возможности восста­новить их в памяти.

Споры бывают организованными и неорганизованны­ми. Организованные споры планируются, готовятся, про­водятся под руководством специалистов. Полемисты име­ют возможность заранее познакомиться с предметом спо­ра, определить свою позицию, подобрать необходимые ар­гументы, продумать ответы на возможные возражения оп­понентов. Но спор может возникнуть и стихийно. Такое нередко случается в учебном процессе, на собраниях и заседаниях, в бытовом общении. Неорганизованные, сти­хийные споры, как правило, менее продуктивны. В подоб­ных спорах выступления участников бывают недостаточ­но аргументированными, порой приводятся случайные до­воды, звучат не совсем зрелые высказывания.

Предложенная классификация позволит вам точнее определить, с каким именно видом спора вы имеете дело в конкретной, ситуации, и поможет выбрать более правиль­ную тактику поведения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятий «спор», «полемическое мастерство».

2. Какие классификации споров вы знаете?

Раздел 4. Основы полемического мастерства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: