Упражнения по развитию внимания

Класс

1. На доске выставлены цифры 5, 4, 7, 3, 8, 2, 9, 1, 6. Расставьте их в порядке возрастания.

 

2. В каком из слов: МИР, СОН, ДРУГ, ДИВАН, БАР, ДЕЛО есть звук «Р»? (Слова читаются с интервалом в одну секунду.)

 

3. Послушайте слова: РЕКА, РУКА, БОКА, ТОСКА, МЕХА. Второе слово БОКА. Правильно?

 

4. Мама попросила сына купить МЯСО, МАСЛО, МЫЛО, СПИЧКИ. Он купил МАСЛО, САЛО, СПИЧКИ, МЯСО. Что но забыл купить? (Мыло; купил сало.) Помните: спички детям не игрушка!

 

5. Рассмотрите образец заполнения фигур. Заполните пустые фигуры по образцу за 2 минуты. (Проверка: кто успел заполнить все пустые фигуры? Как удобнее это было сделать? Объясните.)

 

 

6. Нарисуй справа по точкам такую же букву «т», как и слева. Заштрихуй ее любимым цветом.

 

 

7. В каком из слов КИТ, КОТ, ЖАРА, МЕЛЬ, МАЙ, ДОМ, есть буква «а»? (слова читаются с интервалом 0,5 секунд.)

 

 

8. На столе лежали КНИГА, РУЧКА, КРАСКИ, ФЛОМАСТЕР, КАРАНДАШ. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, сто на столе лежат РУЧКА, КАРАНДАШ, ЛАСТИК, КНИГА, КРАСКИ. Что убрали и что положили? (убрали фломастер, положили ластик.)

 

 

9. В ряду слов ДРОЗД, КРОТ, ПЕСОК, МОСТ повторяется какой-то звук. Назовите его. (Звук «о».)

 

10. Попробуйте, не водя рукой по рисункам, сосчитать количество тонких линий сначала в первом квадрате, затем во втором. (В первом – 8; во втором – 13.).

 

11. Не водя рукой по линиям, а лишь отслеживая их глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам. Прочитав буквы по порядку, вы сможете прочитать рассыпанные слова. Работа выполняется за 15 секунд. (Барабан, магазин).

 

12.  Произнесите слова наоборот (от конца слова к началу): СОН, РАБ, МЕЛ, РОМ, СЕЛО, КАША.

 

13. Прослушайте слова: ШКАФ, КОНФЕТА, АСТРА, РОМАШКА, ПРЯНИК, СТОЛ, ШОКОЛАД, ДИВАН, ТЮЛЬПАН. А теперь ответьте на вопросы:

 

а) Какие именно названы цветы и сколько их было в этом списке? (Астра, ромашка, тюльпан).

б) Сколько всего слов было произнесено? (9).

в) Во сколько групп можно объединить эти слова? Назовите каждую группу. (3 группы – цветы, сладости, мебель).

 

14.  Рассмотрите таблицу. У каждой буквы есть свое место, своя «квартира», расположенная в определенном «подъезде», на определенном «этаже». Расшифруйте слова, пользуясь данной таблицей. Расположение букв – как квартиры в домах: сначала номер подъезда, затем этаж. (Первое слово – буква, второе – яблоня, третье – компьютер.)

 

15.  Посмотрите внимательно на эти забавные рожицы 10 секунд. Попытайтесь воспроизвести их у себя. Не забывайте, что мы с вами учимся запоминать правильно, поэтому подумайте, с чего начинать работу. Будьте внимательны. Начали!

 

16. Какое перышко упало у синички? Напишите его номер. (5)

 

 

 

17. Что общего у РОЗЫ, НЕЗАБУДКИ, КОЛОКОЛЬЧИКА, АСТРЫ и пиона? (Цветы)

 

 

18.  В каждой группе найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

а) ОКНО, ВОЛК, КОЗА, БЕЖАТЬ, БЕРЕГ (волк - односложное)

б) ГОРА, ХОЛМ, РЕКА, ЛЕС, ТРАМВАЙ, ПОЛЕ (Трамвай – остальные природа)

 

19. Что общего у слов: ДОМ, РОТ, КОТ, ЯМА, ТОК? (три буквы). Найди признак по которому слово ЯМА будет лишним. (нет в середине буквы О).

 

Класс

 

1. Посмотрите на квадрат. В одной из клеток сидит бабочка. Я вам буду рассказывать, как она двигается, а вы, не прикасаясь рукой к таблице, лишь следя глазами, должны узнать, в какую клетку она перелетела. И нарисовать ее там. Каждый раз бабочка начинает свой путь из исходной клетки.

Итак, путь первый: одна клетка вверх, одна – влево, две – вниз, одна – вправо, две – вверх – рисуем бабочку. Все справились? Кто не успел? Старайтесь!

Путь второй: две клетки вправо, две вверх, одна влево, три вниз, одна вправо, три вверх – рисуем бабочку.

 

2. В каком из слов: СТУЛ, СТОЛ, КИТ, КОТ, ЖАР, МЕЛЬ, МОЛЬ есть звук «А»?

 

3. На столе лежали: книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали и что положили? (убрали фломастер, положили ластик).

 

4. Ответьте на вопросы. Но будьте внимательны. У кого нос длиннее – у ОНИТАРУБа или РАМЕРУДа? (у Буратино). Какого цвета волосы у АЛЬВМЫНИ? (голубого.)

 

5. Чтобы дойти до конца школы, Незнайке требуется полтора часа. Вечером он возвращается домой по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (1,5 часа и 90 минут – это одно и то же.)

 

6. Крыша дома несимметричная: левая половина ее наклонена больше, чем правая. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень. В какую сторону оно покатится? (Петух не несет яйца.)

 

7. Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 16 букв у вас образуется три слова. Проверка: какие слова у вас получились? (арбуз, малина, вишня.) Как эти слова можно назвать одним словом? (ягоды)

Ø На странице букваря тридцать три богатыря.(алфавит)

Ø Пчелиная стая называется …. (рой)

Ø А водитель спозаранку крутит круглую … (баранку)

Ø Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)

Ø Что видно ночью? (звезды)

Ø Какой это мастер на стекле нанес и листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

Ø Эта буква начинает алфавит? (А)

Ø Серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису)

Ø Что такое салочки? (игра)

Ø Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка. (ноты)

Ø Стою на крыше – всех труб выше. (антенна)

Ø Грязнулю всегда выручает … (вода)

Ø Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает. (иголка)

Ø В руках у детворы от радости танцуют воздушные … (шары)

Ø Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)

Ø Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

 

8. Подберите к началу пословицы, ее окончание.

 


 

9. Измените только одну букву в каждом слове так, чтобы получилось новое слово. Только одно условие: новое слово должно быть названием какого-либо животного. (воск – волк, лес – лев, гол – вол, щит – кит, лист – лиса, роза – коза, корона – корова, горка – норка, ось – оса, сода - сова).

 

10. Очень внимательно слушая указания учителя, дети должны заполнять предложенные заготовки. Задание читается один раз. На все ответы две минуты:

11. На озере плавали 5 уток. Три из них нырнули за кормом. Сколько лебедей плавало на озере? (ноль, так как плавали утки.)

 

12. Один человек вез на телеге 5 кг овса, а его сосед – 5 кг пуху. У кого груз был тяжелее? (одинаковый – 5кг.)

 

13. Наступил декабрь. В саду распустились три тюльпана, а потом еще один. Сколько всего цветков распустилось? (в декабре тюльпаны не цветут.)

 

14. На птичьем дворе петух снес 3 яйца, а потом еще три. Сколько яиц снес петух? (петухи яйца не несут.)

 

15. У Петра было десять овец. Все, кроме девяти, убежали. Сколько овец осталось? (девять.)

 

 Игра «так же, как …» (ответ: АРОЗГ).

 

 

 Игра «так же, как …» (ответ: ТНЛОА).

 Игра «так же, как …» (ответ: КРТЕА).

Ответ: делО, ОблиК, КонеЦ, ЦаплЯ, ЯблокО, ОслиК, КраН, НароД, Дорога.

 

20.

Числовая закономерность. (Ответ: 5 – число в левой клетке делится на число в правой клетке).

 

21.

 Ответ: пенал, карман, диск, крик.

 

22. Раздели каждую строчку чисел на две группы, объединенные каким-нибудь принципом. Объясни его.

 

 

 

Числовая закономерность. Дети могут предложить свои варианты деления чисел на группы, но с обязательным объяснением. Например, числа в первой строчке можно разделить так: в первой группе числа, в которой встречаются цифра три, во второй – нет этой цифры в записи чисел. Или: в первой группе числа, состоящее из одинаковых цифр – 33, 22 и так далее, во второй – из разных.

 


Класс

1. Алик и Боря собирали марки: кто-то английские, кто-то немецкие. У Алика были английские марки. Кто из ребят собирал немецкие? (Боря).

 

2. На одной странице нарисованы яблоко и груша, на другой – морковь и слива. Что из нарисованного на второй странице подходит к первой? (слива).

 

3. От дома Пяточка до колодца 30 метров. Сколько ему надо пройти, чтобы принести ведро воды? (60 метров).

 

4. Леня и Паша соревновались в беге. Кто-то из них одолел дистанцию за минуту, кто-то за две. Юра пробежал за три минуты, Коля – за пять, Витя – за четыре, а Паша – за две. За сколько минут пробежал Леня? (за одну.)

 

5. На одной странице нарисованы дерево с грушами и дерево с лимонами, на другой странице – яблоня, ель, сосна, береза, ольха и дуб. Что из нарисованного на второй странице подходит к первой? (яблоня).

 

6. Соня съела вечером 4 красных мухомора, а ее друг Витя утром на 3 таких же гриба больше. Сколько всего мухоморов съели дети? (мухоморы есть нельзя).

 

7. Пересчитай слонов, запиши их количество. Раскрась из них десяток.

Проверка: как считали слонов? Замечаем, что у каждого слона на рисунке по одному глазу: удобно сосчитать глаза – столько же будет и слонов. Ответ: 12 слонов.

 

8. «Не верь глазам своим». Какой отрезок длиннее АВ или АС?

Ответ: они одинаковые, длиной 4 см.

 

9. На каждой из этих четырех картинок исчезла одна деталь, которая присутствует на трех остальных. Сможешь ли ты найти все эти пропавшие детали?

Ответ: 1 картинка – на картинке нет одной пальмы, 2 картинка – в аквариуме нет рыбки, 3 картинка – у приемника нет антенны, 4 картинка – у слоненка нет чуба.

 

 

10. Крокодил Гена и Чебурашка решили посчитать в течение часа, кто проходил мимо них по тротуару. При этом Чебурашка стоял у ворот дома, а Крокодил Гена прохаживался взад и вперед по тротуару. Кто мог насчитать больше прохожих? (Оба насчитали одинаковое число прохожих).

 

11. Из книги выпало несколько страниц. Первая страница имеет номер 89, а номер последней состоит из тех же цифр, но записанных в другом порядке. Сколько страниц выпало из книги? (10 страниц).

 

12. Что случилось 31 февраля? (не бывает).

 

Класс

1.

Способ шифровки очень прост: из первых букв каждого слова складывается новое слово. Ответ: «в доме бомба».

 

2.

Отвечайте на вопросы и записывайте первые буквы ответов:

- склонение, к которому относится существительное Умница? (первое)

- как называются слова, противоположные по значению? (антонимы)

- за сколькими зайцами не стоит, судя по поговорке, гнаться? (двумя)

- с какой буквы начинается корень в слове ПРИЕХАТЬ? (с буквы «е»)

- к какому роду относится слово ПЯТКА? (женскому)

Ответ: получилось слово «падеж». Падеж – это форма изменения именных частей речи.

 

3.

Ответ: см. рисунок.

 

П Е С О К   К О К О С
Е Г О З А   О Х О Т А
С О В Е Т   К О М А Р
О З Е Р О   О Т А Р А
К А Т О К   С А Р А Й

 

5. Перенеси буквы на обратные концы линий и впиши их в пустые кружочки. Прочитай пословицу, которая у тебя получилась.

 

Ответ: Друзья познаются в беде (см. рисунок).

 

5.

Ответ: к первому склонению относятся слова РЕКА, КАША, ко второму – СТОЛ, КОНЬ, к третьему – ПЕЧЬ, РОЖЬ.

 

6.

Ответ: вы должны были прочитать следующее высказывание А. М. Горького: «Труд – это источник всех радостей, всего лучшего в мире».

 

7.

Ответ: 4.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: