Мартин Лютер и Реформация в Германии до 1524 г

История средних веков

Бережная Н.А.

Мартин Лютер и Реформация в Германии до 1524 г.

XVI в. суждено было сыграть огромную роль в истории европейской цивилизации. Это было столетие начавшихся экономических преобразований, освоения Нового Света и одновременно тяжелых внутренних потрясений. Среди последних религиозный раскол западной цивилизации, ставший следствием реформационного движения, имеет центральное значение. Таким образом, Реформация — религиозное и общественно–политическое движение, направленное на реформирование католической церкви, движение, в ходе которого в Европе появляется ряд протестантских церквей. В XVI в. формируются 3 основные ветви протестантизма – лютеранство (Евангелическая церковь), кальвинизм (Реформатская церковь/ гугеноты и т.д.) и англиканство. Лютеранство к середине XVI в. утвердилось на большей части немецких территорий Священной Римской империи и в Северной Европе (Дания, Швеция, Финляндия); англиканство – соответственно, в Англии (с XVII в. – во всей Британии). Кальвинизм в XVI – XVII вв. распространится по всей Европе: Швейцария, Нидерланды, отдельные территории Германии, Франции, Англии, Шотландии, Польши, Литвы, Венгрии попадут под его влияние.

Историография: Историки-позитивисты XIX – начала XX в. (Л. фон Ранке, Н. И. Кареев)  рассматривали Реформацию как религиозно-политическое движение: одновременно как попытку обновить церковные структуры и идеологию, опираясь на Евангелие и отвергнув старую, неоднократно менявшуюся церковную традицию, — и как свидетельство роста национального самосознания, завершение формирования национальных государств (или провал такой попытки, как в Германии). Марксистская историография сосредотачивалась на экономических причинах и последствиях Реформации, на ее радикальном крыле (анабаптистах), отечественные марксистские историки рассматривали Крестьянскую войну как первую революцию в средние века, знаменующую переход к капиталистической формации (Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии; М. М. Смирин. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война). Немецкий социолог Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1920 г.) рассмотрел влияние протестантской рациональной морали и протестантских представлений о призвании на экономическое преуспевание человека и его социальное положение.

Современные исследователи предпочитают изучать Реформацию в рамках проблематики конфессионализации. Конфессионализацией называют процесс укоренения в общественном сознании и традиционных формах повседневности религиозных и социально-политических норм новых Церквей – лютеранской, кальвинистской и обновленной католической. Под «традиционными формами повседневности» подразумевают властные структуры и общественные институты, такие как королевская и местная администрации, городские советы, образовательные учреждения, суды. (1950-е гг. — Эрнст Вальтер Цееден; 1988 г. — Х. Шиллинг «Пробуждение и кризис. Германия в 1517 – 1648»)

Предпосылки реформационного движения в Германии:

1. Кризис позднесредневекового европейского общества. Кризис системный, затронувший как социальные структуры, так и идеологию рыцарства.

2. Кризис Католической церкви, церковной организации и религиозного мировоззрения.

Предпосылки аналогичны предпосылкам гуманистического движения, рассмотренным в прошлой лекции.

Непосредственно в начале XVI в. два обстоятельства усилили финансовое давление на Германию из Рима. Первое – это постройка в Риме нового собора св. Петра (с 1506 г. – до середины XVII в.); второе – ситуация с Альбрехтом Бранденбургским, братом курфюрста Бранденбурга Иоахима I Нестора. Альбрехт в 1506 г. был назначен Магдебургским архиепископом, а в 1514 г. – кардиналом и архиепископом Майнцским (т.е. стал курфюрстом Священной Римской империи). За «поставление» (паллиум) нужно было платить Римскому папе, Альбрехт занял деньги у семейства Фуггеров, и чтобы отдать, устроил масштабную продажу индульгенций по всей Германии (об индульгенциях см. в прошлой лекции).  

Зарождение протестантского движения принято связывать с двумя персонами – Мартином Лютером в Германии и Ульрихом Цвингли в Швейцарии. Сегодня мы рассмотрим начало Реформации в Германии. Традиционно начало Реформации связывают с 31 октября 1517 г. – днем, когда Лютер прибил 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге. Правда, в современной историографии принято считать, что Лютер просто отправил свои тезисы на одобрение архиепископу Майнцскому, не дождался ответа и отдал их в печать, после чего они быстро разошлись по всей Германии.

Мартин Лютер (1483 – 1546) родился в небольшом саксонском городке Айслебен (сев. Германия), в семье выходца из крестьян, работавшего на руднике. Вскоре после его рождения семья переехала в город Мансфельд, где отец, Ганс Лютер, стал бюргером и городским советником. Семья была благочестивой, в ней царила суровая дисциплина: консерватизм Лютера во взрослой жизни, его твердую волю и практичность, многие исследователи связывают с его детством. Лютер получил хорошее образование: он посещал школу в Мансфельде, а затем школу братьев общей жизни в Магдебурге. В 1501 – 1505 гг. он учился в Эрфуртском университете, на артистическом факультете, и получил степень магистра. По преданию, застигнутый летом в дороге жестокой бурей, Лютер дал обет посвятить себя церкви. Он вступил в монашеский орден августинцев, в 1507 г. был рукоположен и стал служить мессы. Одновременно он изучал богословие в Эрфуртском университете и получил степень бакалавра. В 1508 г. Лютера направили преподавать только что открывшийся Виттенбергский университет (причем как на артистическом факультете, так и на богословском). В 1511 г. он получил степень доктора богословия. В 1510 – 1511 гг. Лютер по делам ордена совершил путешествие в Рим, где наблюдал нравы священников и потребительское отношение к мощам и иконам. Идея церковной реформы, в Германии буквально витавшая в воздухе, начала кристаллизоваться.

В 95 тезисах Лютер еще не рвал с Католической церковью, он лишь пытался доказать, что индульгенция не освобождает от небесных кар, Папа не имеет власти над Чистилищем, а покаяние должно быть внутренним процессом духовно-нравственного совершенствования, длящимся всю жизнь христианина. Тем не менее, довольно скоро, в течение 1518 – 1521 гг. формируются основные принципы богословского учения Лютера: человек спасается только верой, он обретает ее только посредством милости Божьей, а не с помощью добрых дел и личных заслуг, авторитетом в делах веры является только Священное Писание. На латинском языке: sola fide, sola gratia Dei, sola scriptura.

Лютер отрицал ценность церковного предания – сочинений Отцов церкви и папские буллы, а также влияние добрых дел на спасение человека, а это вело к отрицанию посреднической роли католической церковной иерархии. Священники, епископы и сам Папа не могли, с точки зрения Лютера, претендовать на священство (таинство) сана. Евангелическая Церковь должна стать наставницей в духовных делах. Каждый мирянин, которого выберет община, может стать таким наставником – пастором. Лютер призывал к роспуску монастырей, секуляризации церковного имущества. Возглавить движение за реформу церкви должно было дворянство. Лютер подверг критике учение католической церкви о таинствах, утверждая, что на Священном Писании основаны лишь два из них – крещение и причащение. Он выступал за причастие под двумя видами (хлебом и вином, Телом и Кровью Христовой) для всех христиан, а не только для священников (как в Католической церкви).

В 1520 г. Лютер был отлучен от церкви папой Львом X, в декабре он сжег папскую буллу, что знаменовало его разрыв с Римом. Популярность Лютера в Германии, как и известность за ее пределами, все возрастала. Весной 1521 г. он был призван на рейхстаг в Вормс, где перед лицом императора Карла V и князей должен был или отречься, или быть изобличен как еретик. Лютер отказался отречься, против него и его сторонников был издан Вормский эдикт, который предписывал их преследовать как еретиков (его отказались выполнять практически все князья, в том числе и не поддерживающие Лютера, считая вмешательством во «внутренние дела»). По дороге из Вормса Лютер был похищен своим собственным князем, Фридрихом Мудрым, курфюрстом Саксонии, ради его же безопасности. Около года он провел в замке Вартбург, где занимался переводом на немецкий язык Священного Писания. Этот перевод считается основой немецкого литературного языка: Лютер писал на верхненемецком диалекте, который вскоре становится основным в Германии, практически единственным «печатным» языком (в то время как другие диалекты, например нижнесаксонский или баварский, остаются только в устной речи).

С 1518 г. в Виттенбергском университете преподает Филипп Меланхтон, который становится другом и главным соратником Лютера, а после его смерти – лидером немецких протестантов. Среди других соратников Лютера и первых протестантских теологов следует назвать Иоганна Бугенхагена, Иоганна Агриколу, Николауса Амсдорфа.

 В начале 1520–х гг. появляются радикальные реформаторы, проповедующие скорое наступление царства Божьего. Томас Мюнцер утверждал, что Слово Божие заключается не только в «мертвом» Писании, Бог продолжает говорить с человеком. Он отказывался подчиняться светским властям, проповедуя, что власть по воле Бога будет передана простому народу. В Швейцарии возникает, и вскоре распространяется в Германии секта анабаптистов (перекрещенцев, т.к. они проповедовали крещение в зрелом возрасте), которые отвергали любые власти, как светские, так и духовные (в том числе, сторонников Лютера и Цвингли). Все это способствует радикализации и так непростой ситуации в Германии.

Основные произведения Лютера раннего периода:

«К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» (1520 г.) http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XVI/1520-1540/Luther_Martin_II/frametext21.htm и http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XVI/1520-1540/Luther_Martin_II/frametext22.htm

«О вавилонском пленении церкви» (1520 г.)

Учебники. История Средних веков. Том 2 / Под ред. Карпова. М., 2005. С. 83 – 90, 132 – 133 (об анабаптистах).

Также о богословии Лютера и его соратников можно посмотреть переводную работу шведского теолога Хегглунда Бенгта, вот здесь: Хегглунд, Б. История теологии / Б. Хегглунд. – Санкт-Петербург: Светоч, 2001. – 370 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39787 (дата обращения: 09.10.2019).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: