Психологический аспект

Личная педагогическая концепция учителя.

Концепция – система взглядов, определенное понимании явлений и процессов. В условиях преобразования в России в настоящее время не сложилась концепция воспитания в образовательной системе, где создаются разные подходы к воспитанию: оригинальный подход, православное воспитание, альтернативные системы. Оценивая концепцию можно сказать, что через воспитание осуществлялась идеологическая обработка населения, навязывание единых взглядов.

Общие закономерности современных концепций воспитания

Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

· воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;

· эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;

· результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.

Согласно стратегиям модернизации образования, в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:

· повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;

· необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и Характеристика современных концепций воспитания потребностями воспитуемой личности, общества и государства;

· восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;

· расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.

Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.

Психологический аспект.

Существуют различные подходы к пониманию позиции учителя в педагогическом процессе и источниках его активности. В соответствии с одним определяющее значение имеет профессиональное педагогическое самосознание учителя. В структуру педагогического самосознания входят: осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции учительского труда; соотнесение себя с неким профессиональным эталоном, идентификация; оценка себя, по сравнению с другими педагогами; самооценка, в которой выделяются

а) когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности и

б) эмоциональный аспект.

В другом подходе основой является «Я- концепция» педагога как система его представлений о себе; самооценку- эмоционально окрашенную оценку этого представления; потенциальную поведенческую реакцию – те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Необходимо отметить, что и самосознание и «Я – концепция» так или иначе определяя позицию учителя в учебно-воспитательном процессе, ориентируются, прежде всего, на личностные качества педагога и не всегда учитывают систему представлений, в которую включены индивидуальные представления: о преподавании, учении, путях повышения эффективности преподавания и учения, факторах, влияющих на успеваемость учащихся.

Одной из попыток создания модели, учитывающей данные характеристики, является личная педагогическая концепция учителя. Под личной концепцией учителя понимается такая теория обучения, которой учитель руководствуется в своей практической деятельности в ходе учебно-воспитательного процесса.

В основе концепции лежит система убеждений. Именно она оказывает влияние на постановку целей в педагогическом процессе учителя и понимание им целей ученика. Убеждения также оказывают воздействие на формирование мотивации учителя в педагогическом процессе и понимание им мотивации учащихся.

Убеждение – осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Убеждения действуют на ином уровне, чем объективная реальность, и служат для направления и истолкования восприятия реальности, зачастую путём привязки их к системе ценностей и критериев. Убеждения чрезвычайно трудно изменить, используя обычные правила логики или рационального мышления.

Выделяют несколько различных функций убеждений:

Ø выступают как фильтры или стереотипы, определяя, что является существенным, а что нет.

Ø определяют реакцию на конкретные события, причём в любой момент времени.

Ø структурируют переживания и вырабатывают установку на дальнейшие действия.

Ø пополняют разрывы в знаниях. Когда человек не уверен, что является истинным, а что не является, необходимы убеждения для заполнения этих разрывов. Они позволяют сделать целостными переживания личности.

Ø придают смысл жизни. Помогают человеку сформировать цели и знать, что нужно делать и как себя вести.

На педагогическую деятельность оказывают влияние как общие, так и частные убеждения. Общими можно считать убеждения: о жизни, мире, природе человека, себе самом, которые составляют модель мира конкретного учителя. На уровне частных могут выступать убеждения: о педагогическом процессе, школе, учениках (вообще и конкретных).

Общие и частные убеждения образуют целостную систему, тесно связанную с ценностными ориентациями педагога, его мотивами, целями и представляют основу педагогической деятельности. Убеждения учителя могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Пример убеждения: «все ученики могут и хотят учиться». Если для учителя степень веры в эту идею абсолютна, а результаты учебного процесса невысокие, то он начинает искать более эффективные методики, предполагая согласно убеждению, что он хочет учить, а ученики хотят учиться. Если вера в идею незначительна, то учитель ориентируется на прямое воздействие по отношению к ученикам, не желающим учиться, вплоть до их перевода в другой класс или школу. Следовательно, можно утверждать, что данное убеждение формирует стратегию поведения учителя с учениками и способствует использованию им тех или иных методик обучения.

Помимо убеждений важнейшей частью личной педагогической концепции является базовый набор метапрограмм педагога.

Метапрограммы представляют собой фильтры восприятия, которые действуют в нас привычным образом. Нас окружает такая масса информации, на которую мы могли бы обратить внимание, но большая её часть оказывается проигнорированной, так как наше сознательное внимание способно ухватить максимум девять единиц информации. Метапрограммы фильтруют окружающий мир, чтобы помочь нам создать нашу собственную модель этого мира. Они являются ключевыми моментами в процессах мотивации и принятия решения.

Можно выделить следующие метапрограммы:

1. Модальность вовлеченности: активный →пассивный. Эта метапрограмма касается образа действия. Педагоги активного типа сами начинают действовать, чувствуют себя ответственными за свои действия и поступки. Педагоги пассивного типа «плывут по течению». Они не начнут действовать по собственной инициативе и, даже участвуя в деле, не чувствуют себя ответственными, предпочитая более отстранённую позицию.

2. Фильтры направления или ориентации: приближение – удаление. Педагоги, ориентированные на приближение, мотивированы на достижение результата своих действий. Ориентированные на удаление – стремятся избавиться от неудач.

3. Референтная рамка: внутренняя референция – внешняя референция. Это два основных способа оценки своей деятельности и всего окружающего. Обладатели внутренней референции оценивают всё со своей точки зрения, с позиции того, что им представляется уместным или подходящим. Педагоги с внешней референцией используют оценки других, учитывая, в первую очередь, что уместно для окружающих.

4. Модальные операторы возможности – необходимости: альтернатива – рецепт. Педагоги, имеющие метапрограмму альтернативы, считают, что они сами управляют своей жизнью и педагогическим процессом, в которых достаточно много альтернатив. Люди, которые оперируют модальностью необходимости, считают, что, в первую очередь, необходимо соблюдать правила. Если они и делают выбор, то только в ситуации необходимости.

5. Размер выделения: обобщающий – частный. Эта метапрограмма отражает сущность процесса обобщения. Педагоги, имеющие обобщающую программу, отмечают, прежде всего, абстрактные критерии описания предмета или явления. Учителя с программой «частный» описывают предметы и явления, используя измеримые критерии.

6. Фильтр отношений: сходство – отличие. Педагоги, имеющие метапрограмму «сходство», во всех предметах или явлениях педагогического процесса ищут их сходство между собой. При метапрограмме «отличие» главное значение придаётся тому, чем они отличаются.

7. Категория отбора: активность, личность, место, информация, вещь.

a. Активность: люди, для которых характерна ярко выраженная заинтересованность деятельностью. Педагоги с такой мета – программой обычно задают вопросы: «Что вы сделали?», «Что произошло?».

b. Личность: особое место в жизни и деятельности этих людей занимают разговоры о личностях. Они часто задают вопросы: «Кто?», «Кто там был?».

c. Место: Люди этой категории склонны задавать вопросы: «Где?», «Где это произошло?».

d. Информация: люди, особо заинтересованные в получении различного рода сведений. Они предпочитают точность, изобилие фактов. Они часто задают вопросы: «Откуда вы это взяли?», «Почему?».

e. Вещи: людей этой категории, прежде всего, интересуют вещи и предметы окружающего мира. Они часто задают вопросы: «Что есть у вас?», «Чем вы располагаете?»,

8. Типы деятельности: независимый игрок – менеджер – командный игрок. Эта мета – программа указывает на области или типы деятельности. Педагоги, предпочитающие работать независимо, с трудом воспринимающие внешний контроль и управление своей деятельностью, относятся к «независимым игрокам». Для успешной работы им не требуется никаких контактов с другими – лучше всего они работают, когда им предоставляется большая автономия. Педагоги, способные работать с другими и брать ответственность за результаты коллективного труда – «менеджеры». Они предпочитают если и не руководить, то уж во всяком случае отвечать – и автоматически берут на себя ответственность везде и за всё. Педагоги, которые полностью полагаются на взаимодействие и получают удовольствие от совместных усилий, - «командные игроки». Именно кооперация с другими расценивается ими как причина любого успеха в работе.

Очень важным условием развития коллектива, его стойкости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружественной является атмосфера, которая основывается на взаимоуважении, каким является психологический климат в коллективе, насколько прогнозируемыми являются поступки руководителей и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его путь к намеченной цели. Климат в учебном коллективе оказывает большое влияние на успехи и неуспехи каждого педагога и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. Создание климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным учителям, и вся творческая работа коллектива может сойти на нет.

Как правило, школьный коллектив, в частности в связи с особенным характером педагогической деятельности, не является монолитом. В нём существуют несколько характерных типов людей, которые создают небольшие группы и влияют на коллег и учащихся. Поэтому перед администрацией стоит непростая задача управления такими процессами. А это требует своевременного определения:

· морального центра в коллективе;

· формулирования и признания большинством коллектива позитивных ценностей;

· необходимости знать, учитывать и использовать возможности и особенности участников малых групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: