Юбилейную программу Зальцбургского фестиваля украсит русская опера

Текст: Андрей Золотов-мл.

В год 100-летия Зальцбургского фестиваля, следующим летом, его юбилейную программу украсит русская опера. Эта весть пришла из неожиданного источника - объявление сделал не сам фестиваль и не кто-то из постановщиков будущего спектакля, а российский газовый гигант "Газпром", подписавший на днях в Петербурге спонсорское соглашение с фестивалем.

Сам же фестиваль ограничился заявлением, что c "Газпромом" и его австрийским партнером, нефтегазовой компанией OMV, заключено соглашение о спонсорстве неназванного пока проекта. Документы подписали в Петербурге на полях газового форума президент Зальцбургского фестиваля Хельга Рабль-Штадлер, генеральный директор ООО "Газпром экспорт" Елена Бурмистрова и глава OMV Райнер Зеле.

"Связи между Австрией и Россией в области искусства и культуры всегда были особенно интенсивными, - приводит Зальцбургский фестиваль в официальном сообщении слова своего президента. - И когда фестиваль призван быть лучшим в мире, то это происходит благодаря многим российским деятелям искусства". Приводятся в сообщении и слова Бурмистровой о том, что юбилейная программа Зальцбургского фестиваля, который всегда становится событием мирового значения в области искусства, будет иметь особенное значение.

Пресс-служба фестиваля отказалась ответить на вопросы "РГ" о том, о какой именно опере идет речь и кто станет ее постановщиками. "Программа Зальцбургского фестиваля 2020 года будет представлена в Зальцбурге 13 ноября. До тех пор мы не можем назвать никакие оперы", - сказала пресс-секретарь фестиваля Улла Кальхмайр.

Нельзя сказать, что русские оперы не ставились раньше в Зальцбурге. Начиная с 1928 года, когда Оперная студия Ленинградской консерватории привезла в Зальцбург "Каменного гостя" Александра Даргомыжского, русские оперы звучали на Зальцбургских сценах. В анналах фестиваля остались и постановка "Бориса Годунова" Мусоргского многолетним руководителем фестиваля Гербертом фон Караяном в 1965-67 годах (причем маэстро выступал и как дирижер, и как режиссер), и программа 1994 года, в значительной степени посвященная русской музыке. Начиная с 1997 года, несколько русских опер поставил в Зальцбурге его частый гость российский дирижер Валерий Гергиев. А в последние годы русские оперы звучали здесь под управлением всемирно известного латышского дирижера, петербуржца Мариса Янсонса ("Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича в 2017 году и "Пиковая дама" Чайковского в 2018-м). Не исключено, что он же будет ставить русскую оперу и в будущем году - в кругах, близких к фестивалю, предрекают, что это снова будет "Борис Годунов".

При этом справедливо будет сказать, что российские исполнители занимают гораздо более заметное место в программах Зальцбурга, чем русская опера. Присутствие российских музыкантов на фестивале возросло еще более в последние три года, когда на пост его интенданта - художественного руководителя - заступил австрийский пианист Маркус Хинтерхойзер, ученик Елизаветы Леонской и Олега Майзенберга, двух всемирно известных музыкантов из России, давно работающих в Австрии.

Например, в афише семи из девяти опер, представленных на фестивале этого года, стояли русские имена. Сенсацией Зальцбурга-2019 стала солистка Мариинского театра Елена Стихина в партии Медеи в одноименной опере Луиджи Керубини. Газеты писали о разочаровании публики, когда Анна Нетребко заболела на одно из исполнений оперы "Адриана Лекуврер" в концертном исполнении, и о том, как радовались слушатели, когда она снова вышла на сцену, принесшую ей некогда мировую славу. Валерий Гергиев выступил в этом году дирижером-постановщиком оперы Верди "Симон Бокканегра". Открывал фестиваль "Идоменей" Моцарта c участием пермского хора musicAeterna и под управлением Теодора Курентзиса, чья творческая биография прочно связана с Россией. С сольными концертами выступили Евгений Кисин, Максим Венгеров, Полина Осетинская. А легендарный пианист Григорий Соколов не только сам сыграл концерт, но и представил зальцбургской публике юную российскую пианистку Александру Довгань.

"Я большой друг и поклонник русской культуры, - сказал в интервью "РГ" интендант Маркус Хитерхойзер. - Это мировая культура, которая имеет огромное значение в музыке, в интерпретации музыки, в театре, в литературе. Это настоящий космос, который невозможно и не хочется упускать из виду".

Говоря о себе как пианисте, Хинтерхойзер отметил, что для него "нет ничего более значительного, чем русская пианистическая школа - от Софроницкого, Рихтера и Гилельса до сегодняшних Даниила Трифонова, Игоря Левита, Григория Соколова, Аркадия Володося, Евгения Кисина".

"Вклад России в музыку поистине огромен и необъятен, - говорит интендант Зальцбурга. - Это можно назвать моим личным пристрастием. Но я замечаю, что это люблю не только я. Слушатели в Зальцбурге очень любят, когда поет Анна Нетребко. Я могу до завтрашнего утра перечислять имена тех больших русских музыкантов, которые в последующие годы приедут в Зальцбург. Мне кажется, важно еще и то, чтобы через искусство мы могли немножко нейтрализовать ту напряженность, которая существует в политическом мире, ослабить конфликты".

Ради поставленных целей руководство Зальцбургского фестиваля не побоялось вступить на непростую в политическом отношении почву, приняв спонсорство российского газового гиганта. В частности, лидер Партии "зеленых" федеральной земли Зальцбург не замедлил выступить с жесткой критикой решения принять "грязные деньги" в ситуации, когда борьба за сохранение климата занимает одну из первых строк в мировой повестке дня.

Спонсорские средства составляют около 15 процентов бюджета фестиваля, составлявшего в 2019 году 61,76 миллиона евро. В прошлом году от поддержки фестиваля отказалась швейцарская корпорация Nestle и, как сообщают австрийские СМИ, деньги от Газпрома и OMV должны частично заместить эти средства. Однако дискуссия о том, чью спонсорскую помощь могут, а чью не могут принимать культурные институции, не нова и вряд ли закончится на обсуждении нового соглашения Зальцбургского фестиваля с российской и австрийской энергетическими компаниями.

Не только программу, но и тему юбилейного фестиваля организаторы пока не раскрывают. Но в кулуарах обтекаемо говорят, что он будет структурирован как "миротворческий проект".

Театр из "ключика"

В Евпатории появился первый в республике ТЮЗ

Текст: Алексей Вакуленко (Симферополь)

Российская газета - Неделя - Крым № 227(7985)

Крымский государственный театр юного зрителя, созданный на базе международного центра театрального искусства "Золотой ключик" в Евпатории, открыл первый сезон. Не громкой премьерой, а творческим вечером со скромным названием "Жизнь замечательных людей".

Вечер получился теплым и семейным, как и анонсировал худрук театра Андрей Пермяков. В воссозданной на основной сцене гримерке (эдакий бэкстейдж наоборот) артисты ТЮЗа откровенно рассказали зрителям о своей жизни в искусстве.

Многие артисты нового театра до этого играли в молодежной "Студии 22", созданной Пермяковым в 2007 году. Сейчас в труппе ТЮЗа восемнадцать человек, причем не только крымчане, но и приехавшие из Курска, Орла, Самары, Уфы, Петрозаводска, Казани, Тольятти, Таганрога и Саратова. В 2014 году Крым объединился с Россией, а в 2019-м первый крымский ТЮЗ объединил театралов необъятной страны.

- Наш ТЮЗ - театр-дом, поэтому мы решили открыть первый сезон по-домашнему, - отметил его художественный руководитель. - Вполне возможно, что формат вечеров "театр в театре" станет одной из добрых традиций коллектива.

Пермяков назвал символичным, что первый в республике ТЮЗ внесли в единый государственный реестр юрлиц 22 августа, в день рождения одного из основателей "Золотого ключика" - его отца Олега Пермякова. Его имя, по словам худрука, скоро будет носить театр. Само же созданное более 30 лет назад учреждение стало структурным подразделением последнего. Кстати, в новом сезоне "Ключик" выпустит три спектакля: "Зайцы", "Эй, ты, - здравствуй!" и "Война глазами детей".

Труппа собирается представить свои премьеры весной. Так, в марте Анастасия Пермякова представит интерактивный спектакль "Мюнхгаузен" по мотивам произведения Рудольфа Эриха Распе. Премьерную волну в апреле подхватит Сергей Новиков с постановкой "Братец Лис & братец Кролик шоу" по мотивам сказок американского писателя Джоэля Харриса.

Интригует совершенно не театральный, казалось бы, жанр, в котором создан спектакль - вечернее телевизионное ток-шоу (late night talk show).

Май 2020 года ознаменуется новой после большого творческого перерыва работой генерального директора ТЮЗа, режиссера и сооснователя "Золотого ключика" Нины Пермяковой. К 75-летию Великой Победы она подарит зрителям спектакль "А зори здесь тихие..." по мотивам одноименной повести Бориса Васильева.

P.S.

После генерального восстановления в репертуар театра войдут полюбившиеся "ключиковским" зрителям спектакли "Вождь краснокожих", "Цветик-семицветик" и "Снежная королева". На новогодних праздниках ТЮЗ порадует крымчан и гостей полуострова сразу тремя музыкальными представлениям: "Питер Пэн", "Щелкунчик" и "Серебряный олень".

Поздравляя Крымский театр юного зрителя с открытием, глава Союза театральных деятелей России, народный артист РФ Александр Калягин пожелал коллективу воплощения всего задуманного и неизменной зрительской любви.

- Вы - замечательные талантливые люди, любите свое дело, отважно и мужественно преодолевали все трудности, а теперь также неистово будете созидать и строить свой театр, - сказал он.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: