За 12 лет вашего директорства определилась стратегия: театр кормят кассовые названия, но имидж театру дает эксперимент

Андрей Шишкин: С 2008 года мы стали получать грант. До этого была сущая беда. Дирижера Михаэля Гюттлера хористы буквально гнали из театра: его месячная зарплата равна годовому заработку хора! Мы просто финансово не были готовы к серьезному качеству. Сейчас, считая грубо, из 500 миллионов 400 дает министерство культуры, 100 мы зарабатываем сами. И это позволило нам отказаться от старомодных спектаклей с живописными декорациями: опыт балетов Самодурова и "Графа Ори" Россини показал, что можно ставить иначе. И что эти спектакли могут вызывать интерес у критики и хорошо продаваться.

И тогда возник этот очень интересно сбалансированный репертуар…

Андрей Шишкин: Да: кассовые названия - и принципиально новые российские или мировые премьеры. В балете наряду с классикой - "Лебединым озером", " Щелкунчиком" и "Жизелью", идут авторские сочинения - "Пахита", "Тщетная предосторожность", "Приказ Короля", которые привлекают ценителей и прессу. То же и в опере: с одной стороны, всегда востребованные публикой "Кармен" и "Турандот", "Волшебная флейта", с другой - "Сатьяграха" Гласса, "Греческие пассионы" Мартину, "Пассажирка" Вайнберга, в мае выйдут "Три сестры" венгерского композитора Петера Этвеша в постановке Кристофера Олдена.

У вас новый главный дирижер. С чем связана замена и не изменится ли репертуарная политика театра, которая принесла вам такой успех?

Андрей Шишкин: Оливер Дохнаньи у нас провел в качестве главного дирижера пять лет. За эти годы мы поставили оперы, определившие наше нынешнее лицо, даже сумели фестивальные названия сделать репертуарными, и на "Сатьяграху" билеты расходятся не хуже, чем на "Травиату". Но это исключение из правила, и нужно иметь костяк спектаклей, способных обеспечить стабильную финансовую базу. Для любого европейского театра пять лет - оптимальный срок, когда задумываются о каком-то обновлении - программы, идеологии, творческого почерка, энергетики. Мы начинаем повторяться, делать кальку собственной идеи, да и солистам нужно петь классику. И вставал вопрос, как долго мы можем идти таким путем. Искали дирижера, с которым можно выпустить блок спектаклей преимущественно русского репертуара. Так к нам пришел Константин Чудовский. Ему 36 лет, он стоял за пультом оперы в Сантьяго, дирижировал в Европе, сотрудничал и с нашим театром. И он тоже соскучился по русскому классическому репертуару. Мы нашли друг друга: у нас есть видение того, что хотим сделать вместе. Это должна быть работа с оркестром, с вокалистами, улучшение музыкального качества. Названия будут более привычные, но зато смогут себя лучше реализовать наши солисты, будет эффективнее решаться проблема кассы. Оливер Дохнаньи переходит на роль главного приглашенного дирижера - как минимум на тот уникальный материал, которым он обогатил наш репертуар. Но с 1 июля вступит в действие контракт с Чудовским, и большая часть постановочной работы уйдет к нему.

И уже определены названия его первых премьер?

Андрей Шишкин: Да, но об этом пока ничего не скажу: на дворе середина января, а мы до сих пор не знаем наш бюджет, и все зависло. Когда станет ясно, чем мы располагаем, решатся вопросы с гастролями в Германию и в Москву, и можно будет обнародовать репертуарные планы.

 

Редкий портрет Гоголя выставят на торги

Текст: Наталья Соколова

Литфонд объявляет новый громкий аукцион. Покупателей ждут 400 лотов на сумму 30 млн рублей. Среди раритетов - полотно кисти Алексея Венецианова - малоизвестный литографированный портрет Николая Гоголя. Картина написана в 1834 году. Это один из первых прижизненных портретов Николая Гоголя и самый первый литографированный портрет писателя.

Этого портрета нет ни в одном музейном собрании. Считается, что Николай Васильевич нашел портрет неудачным и попросил уничтожить все его отпечатки. Так что до нас он дошел всего в нескольких экземплярах. Гоголь на портрете несколько не похож на себя, уж точно не похож на себя на поздних портретах, из-за чего картина была окружена многочисленными сомнениями.

Как сообщает, "Исторический вестник" 1890 года, два снимка с портрета "случайно сохранились у Ив.Серг. Аксакова; один он отдал Марье Васильевне Гоголь, а другой послужил оригиналом для снимка, сделанного в "Русской Старине", 1879 года, т. IX". Стартовая цена лота - 70-75 тыс. рублей.

Другой абсолютной редкостью аукциона является работа Казимира Малевича "Василий Качалов в спектакле по пьесе Леонида Андреева "Анатэма”". Спектакль, поставленный в МХТ в конце 1909 году, был снят из репертуара вскоре после премьеры, а сама пьеса запрещена к постановке на всей территории Российской империи. Листы по рисункам Малевича к спектаклю "Анатэма" были показаны на выставках "Казимир Малевич. Не только "Черный квадрат" и "Символы Казимира Малевича".

Аукцион "Редкие книги, автографы, фотографии, исторические бумаги, плакаты и открытки" запланирован на 24 января. Предаукционный показ продлится по 23 января.

 

 

Необычных фактов о Поле Сезанне

Текст: Млада Башмак

Января исполняется 180 лет со дня рождения Поля Сезанна - художника, представителя постимпрессионизма и автора более 800 картин, который нещадно расправлялся со своими работами, то и дело сжигая, разрывая и даже выбрасывая их из окна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: