Принцип универсального сомнения не предполагает сомнения в бытии Бога
1. Идея Бога врожденная, т.е. аксиома.
2. Бог - совершенная субстанция, существующая сама из себя, являющаяся своей собственной причиной. Бог - актуальный и одновременно природный бесконечный абсолют.
3. Бог - первопричина сущего, создатель, творец. Выше Бога нельзя ничего помыслить. Т.к. вещь не может возникнуть из ничего, мир сотворил Бог, сообщив ему, движение и покой, поддерживая одно и то же их общее количество.
4. Существование Бога - неотъемлемая часть бытия, невозможно признавать идею Бога, не допуская его существования. Существование мира неотделимо от своего творца.
5. Бог - гарант истинности достоверных фактов. Истины выражают суть разных областей реальности. Бог создал мир в свете определенных истин.
6. Бог - моральный идеал, который необходим человеку для стремления к совершенству.
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Наиболее трудная проблема Д. - отношение души и тела у человека. Если у животных нет души и они представляют собой бездушные автоматы, то в случае человека: он способен управлять своим телом с помощью ума, а ум испытывать на себе влияние тела.
|
|
Человек - объединение телесной и мыслящей субстанции: тело и душа. Душа - это мысль, и она непротяженна. Организм функционирует как механизм (сердце, кровь...) Д. проявляет интерес к успехам тогдашней медицины. Хотя душа как начало непротяженное и не занимает места, она пребывает в шишковидной железе мозга. Именно здесь материальные жизненные духи и вступают в контакт с душой. Душа обладает страстями: 1. Физиологические: радость, печаль и т.п. 2. Психологические: желание, надежда, страх, любовь. 3. Моральные, связанные со свободой воли. Раздражение из внешнего мира передаются по нервам в головной мозг и возбуждает пребывающую так душу. Соответственно, самостоятельное возбуждение души приводит в движение жизненные духи и нервный импульс завершается мышечным движением. Связь души и тела в целом укладывается в схемы, по существу, механического взаимодействия.
ЭТИКА (ПРАВИЛА МОРАЛИ)
1. Подчинение законам страны, уважение к религии.
2. Твердость, решимость и упорное следование избранным позициям.
3. Изменение самого себя, а не мирового порядка.
Цель: подчинение воли разуму. Человек должен стать хозяином своей мысли. Свобода воли реализуется в подчинении логики порядку. Свобода не во власти над вещами, а в отказе от низ (власть - дар судьбы, отказ - сознательный акт). Добродетель - воля к добру.
РАЗДЕЛ I. ВОПРОС 8.
ФИЛОСОФИЯ Ф.БЭКОНА КАК РОДОНАЧАЛЬНИКА ЭМПИРИЗМА.
|
|
Философия 17-18 в. или филос. Нового времени характеризуется становлением новой парадигмы философского мышления - ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
В связи с этим философия Нового времени образовала возможность нового видения основания бытия - оно перестает быть как таковым, становится постигаемым, если человек правильно мыслит. -> главное место уделяется ПРИРОДЕ ПОЗНАНИЯ. -> поиск пути и метода познания.
Задачи научного познания природы и больбы со средневековой схоластикой -> необходимость разработки проблем теории и места познания. Один из путей познания предлагает эмпиризм. Не связенное с писанием и древними авторитетами, а непосредственное опытное исследование - вот единственный источник всех знаний о ней. Эмпиризм - принцип, по которому основанием познания является чувственный опыт.
Ф.Бэкон (1561-1626) - англ, полит деятель, философ, основоположник методологического эмпиризма в гносеологии Нового времени. Основные произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», «Великое становление наук» (классификация существующих и возможных наук, память - история, воображение - поэзия, рассудок - философия).
Учение о Боге, природе и человеке. Человек познает природу непосредственно, Бога - через природу, себя - путем рефлексии.
Итак - задача: обосновать метод познания. ->?? - Как добиться истинного знания? Что препятствует истин, познанию?
1. Препятствия - «теория идола»
Разум человека должен быть освобожден от причин, порождающих заблуждения:
- идолов рода (искаженное отражение вещей, т.к. человек примешивает к их природе свою ->присущая каждому человеку ограниченность познавательных способностей),
-идолов пещеры (искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием, образования человека, а также поклонения ложным авторитетам),
-идолов рынка (ложные представления, порожденные неправильным употребление и многозначностью слов -> заблуждения),
-идолы театра (принятия различных философских концепций, ложных учений науки, театральной игры).
2. Бэкон рассматривал познание как отражение внешнего мира в сознании человека, видел источник знаний и критерий их истинности в опыте. Разум должен перерабатывать данные опыта, находить коренные причины явлений. Опыт для Бэкона - не просто непосредственные чувственные данные, а целенаправленно организованный опыт, эксперимент (в отличие от сенсуалистов, которые опираются на чувства. Чувства по Б. всегда субъективны и не дают полное знание о действительности). Правильно организованный опыт компенсирует несостоятельность чувств. При этом для науки важны прежде всего опыты, поставленные с целью открытия новых свойств явлений, их причин, дающие материал для последующего более полного и теоретического рассмотрения. Формулировка теоретических аксиом и понятий должна основываться не на абстрактных обоснованиях, а на документах самой природы.
3. Необходим правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющих осуществлять более полный и глубокий анализ информации, постепенно проникать в сущность исследуемых явлений, - это метод научной индукции. Предполагается восхождение от частного к общему, от чувственно-конкретного к абстрактному (позитивизм позднее не примет идею об общем). Простая перечислительная индукция приводит к ошибочным обобщениям. Аксиомы традиционной философии несправедливо выводятся путем произвольного перехода от немногих частных случаев к общим выводам - это ложная индукция. Истинная, научная индукция предполагает продвижение к основным принципам через промежуточные аксиомы с осторожностью и терпение при постоянном контроле с помощью опыта.
|
|
Средства индукции предназначены для выявления:
-«простых свойств» или «природ» явлений и тел (плотность, тяжесть, теплота и т.п.)
-«форм» различных вещей, число которых конечно.
Индуктивный метод Б. изложил в теории таблицы (о связи свойств вещей с их формами):
присутствие | отсутствие | степень присутствия и отсутствия |
заносятся все, что каким-то способом движется | все, что не движется | таблица сравнения и степень движения по убывающей |
1. составляются таблицы, в которых наблюдается исследуемое явление
2. путем исключения и отбора различных свойств Б. приходит к сущности явления. Наличие или отсутствие свойства свидетельствует о наличии или отсутствии соответствующей формы.
3. делается вывод о связи определенного свойства с определенной формой
Т.о. индукция рассматривается не как средство узкоэмпирического исследования, а как метод выработки фундаментальных теоретических понятий и аксиом естествознания.
Данные таблицы д.б. ответить на вопрос, как из чувственных, конкретных ощущений возникают общие, абстрактные понятия. Однако как из контакта с вещью получается идея истинная для всех? Б. понимает, что эта проблема неразрешима, универсалии нельзя вывести из эмпирического процесса. Поэтому он приходит к выводу, что
1) есть истина, которую дает Бог
2) есть истина, которая достигается собственными усилиями человеческого разума Это две разные истины.
РАЗДЕЛ I. ВОПРОС 9.