Доказательство бытия Бога

 

Принцип универсального сомнения не предполагает сомнения в бытии Бога

1. Идея Бога врожденная, т.е. аксиома.

2. Бог - совершенная субстанция, существующая сама из себя, являющаяся своей собственной причиной. Бог - актуальный и одновременно природный бесконечный абсолют.

3. Бог - первопричина сущего, создатель, творец. Выше Бога нельзя ничего помыслить. Т.к. вещь не может возникнуть из ничего, мир сотворил Бог, сообщив ему, движение и покой, поддерживая одно и то же их общее количество.

4. Существование  Бога - неотъемлемая часть бытия, невозможно признавать идею Бога, не допуская его существования. Существование мира неотделимо от своего творца.

5. Бог - гарант истинности достоверных фактов. Истины выражают суть разных областей реальности. Бог создал мир в свете определенных истин.

6. Бог - моральный идеал, который необходим человеку для стремления к совершенству.

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

 

           Наиболее трудная проблема Д. - отношение души и тела у человека. Если у животных нет души и они представляют собой бездушные автоматы, то в случае человека: он способен управлять своим телом с помощью ума, а ум испытывать на себе влияние тела.

           Человек - объединение телесной и мыслящей субстанции: тело и душа. Душа - это мысль, и она непротяженна. Организм функционирует как механизм (сердце, кровь...) Д. проявляет интерес к успехам тогдашней медицины. Хотя душа как начало непротяженное и не занимает места, она пребывает в шишковидной железе мозга. Именно здесь материальные жизненные духи и вступают в контакт с душой. Душа обладает страстями: 1. Физиологические: радость, печаль и т.п. 2. Психологические: желание, надежда, страх, любовь. 3. Моральные, связанные со свободой воли. Раздражение из внешнего мира передаются по нервам в головной мозг и возбуждает пребывающую так душу. Соответственно, самостоятельное возбуждение души приводит в движение жизненные духи и нервный импульс завершается мышечным движением. Связь души и тела в целом укладывается в схемы, по существу, механического взаимодействия.

ЭТИКА (ПРАВИЛА МОРАЛИ)

 

1. Подчинение законам страны, уважение к религии.

2. Твердость, решимость и упорное следование избранным позициям.

3. Изменение самого себя, а не мирового порядка.

           Цель: подчинение воли разуму. Человек должен стать хозяином своей мысли. Свобода воли реализуется в подчинении логики порядку. Свобода не во власти над вещами, а в отказе от низ (власть - дар судьбы, отказ - сознательный акт). Добродетель - воля к добру.

 

РАЗДЕЛ I. ВОПРОС 8.

ФИЛОСОФИЯ Ф.БЭКОНА КАК РОДОНАЧАЛЬНИКА ЭМПИРИЗМА.

 

           Философия 17-18 в. или филос. Нового времени характеризуется становлением новой парадигмы философского мышления - ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

           В связи с этим философия Нового времени образовала возможность нового видения основания бытия - оно перестает быть как таковым, становится постигаемым, если человек правильно мыслит. -> главное место уделяется ПРИРОДЕ ПОЗНАНИЯ. -> поиск пути и метода познания.

           Задачи научного познания природы и больбы со средневековой схоластикой -> необходимость разработки проблем теории и места познания. Один из путей познания предлагает эмпиризм. Не связенное с писанием и древними авторитетами, а непосредственное опытное исследование - вот единственный источник всех знаний о ней. Эмпиризм - принцип, по которому основанием познания является чувственный опыт.

           Ф.Бэкон (1561-1626) - англ, полит деятель, философ, основоположник методологического эмпиризма в гносеологии Нового времени. Основные произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», «Великое становление наук» (классификация существующих и возможных наук, память - история, воображение - поэзия, рассудок - философия).

           Учение о Боге, природе и человеке. Человек познает природу непосредственно, Бога - через природу, себя - путем рефлексии.

           Итак - задача: обосновать метод познания. ->?? - Как добиться истинного знания? Что препятствует истин, познанию?

           1. Препятствия - «теория идола»

           Разум человека должен быть освобожден от причин, порождающих заблуждения:

- идолов рода (искаженное отражение вещей, т.к. человек примешивает к их природе свою ->присущая каждому человеку ограниченность познавательных способностей),

-идолов пещеры (искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием, образования человека, а также поклонения ложным авторитетам),

-идолов рынка (ложные представления, порожденные неправильным употребление и многозначностью слов -> заблуждения),

-идолы театра (принятия различных философских концепций, ложных учений науки, театральной игры).

         2. Бэкон рассматривал познание как отражение внешнего мира в сознании человека, видел источник знаний и критерий их истинности в опыте. Разум должен перерабатывать данные опыта, находить коренные причины явлений. Опыт для Бэкона - не просто непосредственные чувственные данные, а целенаправленно организованный опыт, эксперимент (в отличие от сенсуалистов, которые опираются на чувства. Чувства по Б. всегда субъективны и не дают полное знание о действительности). Правильно организованный опыт компенсирует несостоятельность чувств. При этом для науки важны прежде всего опыты, поставленные с целью открытия новых свойств явлений, их причин, дающие материал для последующего более полного и теоретического рассмотрения. Формулировка теоретических аксиом и понятий должна основываться не на абстрактных обоснованиях, а на документах самой природы.

           3. Необходим правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющих осуществлять более полный и глубокий анализ информации, постепенно проникать в сущность исследуемых явлений, - это метод научной индукции. Предполагается восхождение от частного к общему, от чувственно-конкретного к абстрактному (позитивизм позднее не примет идею об общем). Простая перечислительная индукция приводит к ошибочным обобщениям. Аксиомы традиционной философии несправедливо выводятся путем произвольного перехода от немногих частных случаев к общим выводам - это ложная индукция. Истинная, научная индукция предполагает продвижение к основным принципам через промежуточные аксиомы с осторожностью и терпение при постоянном контроле с помощью опыта.

 

           Средства индукции предназначены для выявления:

-«простых свойств» или «природ» явлений и тел (плотность, тяжесть, теплота и т.п.)

-«форм» различных вещей, число которых конечно.

Индуктивный метод Б. изложил в теории таблицы (о связи свойств вещей с их формами):

 

присутствие   отсутствие   степень присутствия и отсутствия  
заносятся все, что каким-то способом движется   все, что не движется   таблица сравнения и степень движения по убывающей  

 

1. составляются таблицы, в которых наблюдается исследуемое явление

2. путем исключения и отбора различных свойств Б. приходит к сущности явления. Наличие или отсутствие свойства свидетельствует о наличии или отсутствии соответствующей формы.

3. делается вывод о связи определенного свойства с определенной формой

Т.о. индукция рассматривается не как средство узкоэмпирического исследования, а как метод выработки фундаментальных теоретических понятий и аксиом естествознания.

Данные таблицы д.б. ответить на вопрос, как из чувственных, конкретных ощущений возникают общие, абстрактные понятия. Однако как из контакта с вещью получается идея истинная для всех? Б. понимает, что эта проблема неразрешима, универсалии нельзя вывести из эмпирического процесса. Поэтому он приходит к выводу, что

1) есть истина, которую дает Бог

2) есть истина, которая достигается собственными усилиями человеческого разума Это две разные истины.

 

РАЗДЕЛ I. ВОПРОС 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: